Решение проблем технологического присоединения к электрическим сетям в Москве и Московской области

 

Автор

Хацкевич Станислав, Заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МОЭСК»

 

    Сложность процедуры подключения к электросетям — одна из самых серьезных проблем развития бизнеса в нашей стране. Сегодня для присоединения к электроинфраструктуре в России необходимо затратить в пять раз больше времени, чем в США. В рейтинге Всемирного банка по срокам и стоимости присоединения Россия находится в конце списка. Для решения назревшей проблемы в июне текущего года Распоряжением Правительства РФ № 1144-р была утверждена «дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», которая включает перечень конкретных мероприятий по упрощению и ускорению процесса подключения потребителей к электросетям. В результате этих мер предполагается сделать процедуру подключения к электросетям более простой, прозрачной и менее затратной. Помимо создания наиболее благоприятных условий для потребителей, реализация задуманного позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России. Целевым ориентиром в соответствии с данным рейтингом выбрано включение России в 20 лучших стран.
    Постановка проблемы
    В сложности и длительности процесса технологического присоединения потребителей нельзя обвинять только электросетевые компании. Существуют объективные сложности. Рост спроса на мощность в московском регионе, а также длительное время строительства электросетевых объектов не всегда позволяют в полном объеме удовлетворять все заявки потребителей в те сроки, которые их устраивают.
    Бывают сложные случаи с согласованием землеотводов и другой исходно-разрешительной документации. В Московской области есть районы, где, например, только согласование землеотвода длится четыре—шесть месяцев. Отсутствие перспективных планов застройки тоже не помогает электросетевым компаниям в сокращении сроков техприсоединения.
    Существуют также недоработки и «пробелы» в законодательстве. В настоящее время вопросы технологического присоединения к электросетям регулируются Постановлением Правительства РФ № 861, в которое постоянно вносятся различные поправки. Во-первых, поправки касаются ограничения сроков, в течение которых электросетевые компании обязаны рассмотреть заявки, подготовить договор с заявителем, а также осуществить все мероприятия по технологическому присоединению. Во-вторых, в документе выделена группа «льготников» с заявленной присоединяемой мощностью не более 15 кВт. Стоимость ТП для такой группы лиц — 550 руб. В-третьих, проговорена ответственность, которую несут стороны за невыполнение своих обязательств. Она минимальная, но дополнительно на сетевые организации распространяются нормы антимонопольного законодательства. В-четвертых, прописана обязанность сетевой организации осуществлять строительство сетей до участка заявителя независимо от расстояния до него.
    Электросетевые компании часто обвиняют в завышении тарифов. Но давайте разберемся. Для того чтобы оказать клиенту услугу по техприсоединению, сетевая компания должна выполнить определенные мероприятия по усилению электрических сетей. Чтобы подключить к электрической сети небольшое промышленное предприятие или жилой микрорайон, требуется произвести масштабное строительство. Плата за услугу по технологическому присоединению формируется как компенсация многих расходов сетевой компании, например на выполнение мероприятий, связанных с обос­нованным усилением электрической сети, т.е. на реконструкцию или строительство энергообъектов, на эксплуатацию и ремонт сетей. Для осуществления процедуры технологического присоединения нужны подготовленный персонал, клиентские офисы. Все эти затраты, конечно, не способствуют снижению тарифов. Неподконтрольный рост «выпадающих доходов» тоже отражается на тарифе.
    Контроль за сетями, которые строятся силами заявителей, — это еще одна серьезная проблема, которая усугубится, если не будет разработан механизм передачи сетей заявителей в эксплуатацию сетевой компании.
    Тем не менее электросетевым компаниям вполне по силам провести ряд внутренних преобразований, чтобы процесс технологического присоединения стал для клиента удобнее и комфортнее.
    Опыт МОЭСК
    В ОАО «МОЭСК» упрощение процедуры техприсоединения и повышение информационной прозрачности этого процесса — первоочередная задача. В августе в компании создана специальная рабочая группа, которая рассмотрела существующие этапы техприсоединения, определила наиболее длительные, лишние и внесла предложения по изменению.
    Рабочая группа проанализировала статистику обращений клиентов, сроки рассмотрения заявок, договоров техприсоединения. Изучены жалобы клиентов, а также предписания контролирующих органов. В компании прошел разбор статистики изменений, и на его основе формируются рекомендации, которые уже в ноябре текущего года станут действующим регламентом ОАО «МОЭСК» в части техприсоединения. В 2012 г. отмечен существенный рост технологических присоединений к сетям Московской объединенной электросетевой компании. За девять месяцев исполнено более 23 тыс. заявок на технологическое присоединение, что на 34% больше, чем за тот же период 2011 г. В результате рассмотрения поступивших обращений с начала года подключено потребителей электроэнергии на общую мощность более 537 МВт.
    В сентябре 2012 г. в Москве стартовал пилотный проект по технологическому присоединению для отдельных категорий заявителей, который предполагает исключение требований от заявителя проекта о необходимости самостоятельного согласовывания некоторых актов, а также документов с ОАО «Мосэнергосбыт».
    Если говорить подробнее, то для присоединения мощности до 15 кВт напряжением 0,4 кВ клиентам не требуется получать технические условия на учет электроэнергии, готовить и согласовывать проект электроснабжения в районах московских кабельных сетей и отделении по транспорту электроэнергии. Требования к организации расчетного учета электроэнергии указываются в технических условиях, полученных клиентом в качестве приложения к договору технологического присоединения к сетям ОАО «МОЭСК». А главное — все взаимодействия в процессе исполнения договора о техприсоединении и выполнения работ по техническим условиям осуществляются непосредственно через Центр обслуживания клиентов (ЦОК). Клиентам не нужно посещать сетевые районы московских кабельных сетей для передачи уведомления о выполнении технических условий. Информацию об их выполнении заявитель может оставить, позвонив по телефону, передать работникам ЦОК в письменной или устной форме или направить через информационный портал по техприсоединению ОАО «МОЭСК». Также не требуется согласование документов о выполнении технических условий по договору в службе кабельных трасс. Все необходимые согласования работники ОАО «МОЭСК» проводят самостоятельно.
    После обобщения данных и анализа результатов пилотного проекта, аналогичные правила планируется ввести и в Московской области.
    Изменения в Московской сетевой компании начались в конце августа, сейчас уже можно сказать, что они стали заметными. Этому дал положительную оценку мэр Москвы С. Собянин. Руководитель ФАС России И. Артемьев отметил позитивные изменения, происходящие в последнее время в ОАО «МОЭСК», существенное сокращение количества жалоб от клиентов. Уже есть первые заявители, у которых документы приняты по упрощенной схеме. Среднее время ожидания в клиентском офисе снижено на 16 минут (24 минуты вместо 40). Центральный клиентский офис компании для удобства заявителей работает по субботам. В перспективе число клиентских офисов будет увеличено, к концу 2012 г. планируется открыть новые офисы в Щербинке и Зеленограде.
    На следующем этапе преобразований предполагается обеспечить весь комплекс техприсоединения с завершающим этапом — заключением договора на энергоснабжение — в одном офисе. Так, с 15 октября начинается тестирование данной услуги в центре обслуживания клиентов ОАО «МОЭСК» путем приема заявки и на присоединение, и на последующее энергоснабжение.
    Сейчас понятно, какие этапы требуют доработки, они будут учтены в регламентах и процессах с началом работы по новым стандартам в Московской области. При этом по-прежнему в приоритете будет удобство заявителя.
    Наряду с упрощением процедуры технологического присоединения в ОАО «МОЭСК» реализуются мероприятия по повышению информационной прозрачности этого процесса. Этому способствует работа call-центра, интерактивные сервисы интернет-портала, такие, например, как «личный кабинет», возможность узнать статус заявки на портале компании и др. К концу 2012 г. появится возможность подачи электронной заявки через портал. В перспективе визиты клиентов в сетевую компанию будут сведены к минимуму.
    Предусмотрены и антикоррупционные меры. Если клиент столкнется с излишними требованиями к документации или с иными противоправными действиями сотрудников, он может позвонить на «горячую линию» службы безопасности и заявить о данном прецеденте.
    В 2013 г. планируется сократить сроки рассмотрения заявок до 15 дней с последующей выдачей технических условий и договора для категорий заявителей, претендующих на присоединение до 670 кВт, что возможно позволит поднять Россию в мировом рейтинге доступности к электросетям.
    Но как бы прекрасны ни были условия технологического присоединения в отдельно взятой компании, энергетикам необходимо выработать единый подход, проанализировать накопленный опыт организации процессов технологического присоединения, найти совместные подходы к упрощению самой процедуры и внедрять универсальные решения по техприсоединению и единые стандарты автоматизации ключевых процессов. Потребитель должен знать, куда ему обращаться за конкретной услугой, он не обязан разбираться, кому принадлежит линия электропередачи. Только выработка общих схем и правил позволит вести скоординированную работу по повышению доступности электросетевой инфраструктуры.