Государственное регулирование в сфере электроэнергетики — решаются ли проблемы розничного рынка

 

Автор

Фатеева Елена, Заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК

 

    Последний год принес много изменений для деятельности энергосбытового сектора. С принятием Постановления Правительства РФ от 04.11.11 № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» на розничном рынке были введены новые принципы определения фактической мощности и формирования одноставочной цены (тарифа) (тем самым был ликвидирован один из источников дохода энергосбытовых компаний).
    Недоработанность модели породила существенные проблемы для гарантирующих поставщиков (ГП), начиная с необходимости постоянного перевыставления счетов и заканчивая убытками от применения ряда норм, а также спорами и арбитражными процессами с потребителями по поводу порядка расчета и применения нерегулируемых цен.
    Постановлением Правительства РФ от 04.05.12 № 442 была утверждена новая редакция Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Документом также был закреплен ряд существенных изменений в правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, основы ценообразования в электроэнергетике, правила оптового рынка электрической энергии и мощности, правила применения ГП нерегулируемых цен, стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии.
    Несомненно, есть позитивные моменты: теперь четко обозначены требования к качеству обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками, созданы условия по утверждению дифференцированных сбытовых надбавок ГП, определен порядок проведения конкурсов на статус ГП, либерализован выход потребителей на оптовый рынок, систематизированы бизнес-процессы, в том числе порядок ограничения/отключения и порядок организации коммерческого учета. Была поставлена точка в вопросе ГП — перепродавцов на розничных рынках — с 1 октября 2012 г. они могут существовать только в статусе сбытовой компании при условии, что способны составить конкуренцию по цене и качеству гарантирующему поставщику, участвующему в оптовом рынке.
    С другой стороны, недостаточно внимания было уделено формированию долгосрочных отношений на розничном рынке. Потребители, планирующие свое производство, и бюджетозависимые потребители нуждаются в гарантированных ценах на электроэнергию, но принятые правила не дают возможности ГП и независимым сбытовым организациям прийти к клиенту с долгосрочным предложением. Более того, в новой редакции правил были исключены инструменты индивидуальной работы ГП с потребителями с помощью двусторонних договоров, которые существовали в предыдущей редакции.
    Помесячная волатильность и непрогнозируемость цен для всех ценовых (особенно одноставочной) категорий потребителей будет препятствовать конкуренции. Энергосбытовая компания должна точно знать прогноз цены на электроэнергию для потребителя, чтобы сформировать предложение для него хотя бы на год, но в условиях действия новых правил что-либо спрогнозировать невозможно — разброс цен от месяца к месяцу составляет 10—20%.
    Причиной этого является новый порядок учета мощности в расчете цены для потребителей первой ценовой категории, введенный Постановлением Правительства РФ № 877, в основу которого заложен остаточный принцип. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 442, сохранили для потребителей первой ценовой категории прежний порядок расчета цены по остаточному принципу. Цена для потребителей-одноставочников больше не зависит от их графика потребления и усилий по энергосбережению — эта цена полностью определяется поведением других участников рынка. То же в целом верно и для двуставочников — для них главным стало не выравнивание графика нагрузки, а угадывание часа максимума нагрузки региона.
    Таким образом, Постановление Правительства РФ № 442, с одной стороны, лишает сбытовые компании последних инструментов долгосрочной работы с потребителями, а с другой — не создает стимулов для потребителя к повышению энергоэффективности. Потребители вместо планирования и оптимизации собственного потребления будут оставаться в первой ценовой категории, для которой цены ниже, или вместо перераспределения своего потребления на ночные часы или сокращения его путем установки энергосберегающего оборудования будут стараться не попасть в период пиковых нагрузок в регионе.
    Постановление Правительства РФ № 442 не смогло дать эффективных инструментов решения проблемы неплатежей на розничных рынках (несмотря на то что были уточнены Правила ограничения режима потребления электрической энергии). Можно констатировать, что наличие «неотключаемых» неплательщиков зависит не от прозрачности правил отключения, а от значимости объекта для региона и от выдаваемых прокуратурой предписаний о неотключении, невзирая на суммы задолженности.
    И сегодня в условиях растущих неплатежей потребителей ГП оказывается перед необходимостью участвовать в предлагаемой НП «Совет рынка» системе финансовых гарантий на оптовом рынке. Предполагается, что этот механизм обеспечит исполнение обязательств по оплате электрической энергии покупателями — субъектами оптового рынка. Но долги сбытов на опте — это следствие, а первопричина — растущая задолженность потребителей на розничном рынке электроэнергии и потеря кредитоспособности некоторых сбытовых компаний после принятия новых правил розничных рынков. К середине 2012 г. задолженность потребителей на розничном рынке электроэнергии достигла отметки в 130 млрд руб. Эта задолженность в несколько раз превышает долги сбытов на оптовом рынке. В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер по улучшению платежной дисциплины и оздоровлению ситуации на розничных рынках, включая введение системы банковских и бюджетных гарантий, ужесточение требований по соблюдению правил ограничения потребления и главное — неукоснительное отключение потребителей-неплательщиков. Жесткие требования к деятельности ГП на оптовом рынке необходимо подкрепить такими же жесткими требованиями к платежной дисциплине розничных потребителей.
    Помимо этого, отсутствует понимание, что для ГП участие в системе финансовых гарантий на оптовом рынке связано с дополнительными расходами — у них просто нет на это средств в существующей сбытовой надбавке. Необходимо пересмотреть принципы формирования расходов ГП и включить в сбытовую надбавку нормированные расходы на финансовые гарантии.
    Вопрос сбытовой надбавки является не менее актуальным для ГП, чем неплатежи потребителей. В настоящее время сбытовая надбавка ГП с учетом ежегодных ограничений на повышение регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике примерно на 40% не обеспечивает должных средств для нормального функционирования: покрываются практически только минимальные затраты на оплату труда персонала, арендную плату, налоги и операционные расходы. Наибольший объем недофинансирования существует по статьям расходов, связанным с компенсацией безнадежной дебиторской задолженности и источниками на покрытие текущей дебиторской задолженности на розничном рынке. Однако в соответствии с новыми правилами работы ГП требуются средства для инвестирования в развитие сбытовой инфраструктуры и качества обслуживания потребителей.
    Ликвидировать недофинансирование в сложившейся ситуации можно путем пересмотра основных принципов формирования сбытовой надбавки: надо стремиться к постепенному повышению уровня надбавок для населения до экономически обоснованного уровня и к дифференциации сбытовой надбавки для прочих потребителей, приводя их в соответствие с расходами сбытовых компаний на обслуживание данной категории. К сожалению, начало применения новой методологии формирования сбытовой надбавки на практике затягивается.
    Как показывает анализ, ликвидация дополнительного дохода ГП с 1 апреля 2012 г. при отсутствии новой методики расчета сбытовой надбавки привели к резкому снижению доходов энергосбытовых компаний. Выпадающие доходы ГП по прогнозу НП ГП и ЭСК в 2012 г. составят более 35 млрд руб.
    Такие существенные пробелы в модели рынка электроэнергии — серьезный повод задуматься о необходимости внесения дальнейших изменений в модель розницы и скорейшего решения ее проблем. Требуется новый блок поправок и дополнений в нормативно-правовую базу для доработки модели, чтобы обеспечить повышение платежной дисциплины потребителей электроэнергии, вернуть стимулы к энергоэффективности и энергосбережению, доработать методику формирования сбытовой надбавки, внести ряд других необходимых изменений.