Краткий обзор изменений в регламенты оптового рынка, принятых наблюдательным советом НП «Совет рынка»(сентябрь 2012 г.)

 

Автор

Белов Алексей, заместитель директора НП «Совет производителей энергии»

 

    Изменения, связанные с расчетом удельной величины капитальных затрат для объектов, отнесенных к модернизируемым объектам генерации (от 14.09.12)
    Действующий порядок определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) не позволяет корректно определить величину капитальных затрат для модернизируемых генерирующих объектов. Это вызвано несоответствием между формулой расчета величины капитальных затрат и формулой расчета фактически поставленной по ДПМ мощности. Несоответствие возникает в случае, когда установленная мощность оборудования, определенная в результате аттестации Системным оператором (СО), оказывается меньше предельного объема мощности данного оборудования. Предлагается устранить данное несоответствие и при определении удельной величины капитальных затрат по модернизируемым объектам использовать минимум из величины установленной мощности и предельного объема мощности вместо предельной мощности.
    Изменения, связанные с уточнениями оснований применения неустойки за просрочку платежа на оптовом рынке для участников оптового рынка — гарантирующих поставщиков (ГП), расположенных в неценовых зонах оптового рынка (от 14.09.12)
    В настоящее время в неценовых зонах отсутствует возможность для участников оптового рынка электро­энергии (ОРЭ) осуществлять взаиморасчеты. В результате этого ГП в неценовых зонах в некоторых случаях вынуждены привлекать кредитные средства с оплатой по ним процентной ставки либо оплачивать штрафные санкции за неоплату, хотя при этом их контрагенты по четырехстороннему договору могут иметь задолженность перед ними. Предлагается для участников неценовых зон установить возможность проведения взаиморасчетов путем зачета встречных требований в случае, если эти требования подтверждены судебным актом в отношении контрагентов по четырехстороннему договору.
    Об утверждении Положения о порядке установления соответствия субъекта электроэнергетики условиям, указаннымв п. 32 и 33 Правил оптового рынка, и выдачи подтверждения о нераспространении на него требования о реализации производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке (от 28.09.12)
    В п. 31 Правил ОРЭ указано, что НП «Совет рынка» в порядке и сроки, определенные наблюдательным советом, выдает поставщикам с установленной мощностью свыше 25 МВт и отвечающим условиям, указанным в п. 32 и 33 Правил ОРЭ, подтверждение о нераспространении на данных субъектов требований ФЗ № 35 о продаже всей электроэнергии на оптовом рынке. Таким образом, сформулированы критерии, по которым станция может оставаться на рознице. В настоящее время процесс выдачи таких подтверждений не регламентирован, поэтому предлагается утвердить Положение о порядке установления субъекта указанным условиям.
    О продлении изменений, связанных с порядком продажи электрической энергии и мощности генерирующими объектами, поставляющими мощность в вынужденном режиме (от 28.09.12)
    Предлагается продлить еще на один месяц уже принятую наблюдательным советом НП «Совет рынка» правку. Суть правки в следующем: в случае если не все генерирующее оборудование, относящееся к ГТП, получило статус вынужденного, то для определения величины мощности поставляемой в вынужденном режиме предлагается:
    1) вычитать из суммарной по ГТП мощности установленную мощность «невынужденного» оборудования;
    2) формировать величину, определяющую обязательства по поставке мощности по такой ГТП, на основании данных тестирования генерирующего оборудования в этой ГТП как минимум из объема мощности по данной ГТП, отобранной в КОМ, и мощности генерирующего оборудования, поставляющего мощность в вынужденном режиме, определенной по результатам тестирования (испытаний) для целей аттестации при выполнении установленных требований по проведению испытаний.
    Изменения, связанные с учетом мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме (от 28.09.12)
    По действующим процедурам, в КОМ на 2012 г. будут учитываться вынужденные генераторы, которые уже зафиксированы в реестре на момент проведения КОМ. Правка предполагает учитывать вынужденные по мощности генераторы и при расчете распределения небаланса и прогнозных цен. То есть в формуле расчета спроса предлагается вычитать объемы вынужденных по мощности поставщиков — таким образом снижается величина спроса в конкретной ЗСП, и прогноз цен на мощность становится точнее.
    Изменения, связанные с возможностью сбора и передачи информации о состоянии средств измерений, входящих в состав АИИС КУЭ (от 28.09.12)
    Для субъекта, измерительные каналы которого входят в АИИС смежника, предлагается исключить обязанность иметь возможность сбора информации о состоянии средств измерения.
    Изменения, связанные с исполнением регулируемых договоров (РД) купли-продажи электроэнергии и мощности (от 28.09.12)
    В настоящее время при формировании привязки по РД для ГЭС не учитывается их возможность выработки электроэнергии в маловодные периоды года. Вследствие этого у ГЭС могут сложиться режимы работы, приводящие к покупке электроэнергии на балансирующем рынке (БР) по более высокой цене. Предлагается при определении объема поставки по РД для ГЭС только для маловодных периодов рассчитывать верхний предел регулирования как среднеарифметическое полных плановых объемов производства для типового периода за три прошедших года. Для остальных немаловодных периодов соответственно увеличатся объемы РД. Таким образом, в целом по году сохраняется тарифно-балансовое решение в отношении участника.
    Изменения, связанные с процедурой подтверждения соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям ОРЭ (от 28.09.12)
    Если все измерительные каналы субъекта по сечению со смежным участником входят в состав АИИС смежника и указанная информация ранее уже была направлена смежником в Коммерческий оператор (КО), предлагается участнику не направлять в КО Том № 2 опросных листов и проект акта о согласовании алгоритма для расчета учетного показателя по сечению. Эта правка является опцией, т.е. при наличии соответствующего заявления участника КО будет использовать документы, представленные смежником.
    Изменения, связанные с уточнением порядка отнесения генерирующих объектов к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (от 28.09.12)
    По действующим регламентам участник может поставлять мощность в вынужденном режиме только в том случае, если до 5 октября года, предшествующего году поставки, им была зарегистрирована полноценная ГТП в отношении вынужденного оборудования. Предлагается дать возможность поставки мощности генератора и для случая, когда в отношении генерирующего оборудования до 5 октября года, предшествующего году поставки мощности в вынужденном режиме, зарегистрирована условная ГТП.
    Изменения, связанные с упрощением процедур регистрации на оптовом рынке вывода из эксплуатации генерирующего оборудования (от 28.09.12)
    Правка описывает ситуацию, когда КО при получении информации от третьих лиц о выводе из эксплуатации генерирующего оборудования направляет запрос в СО о подтверждении этой информации. Если СО имеет оформленный акт о выводе из эксплуатации, то направляет в КО стандартный пакет документов, после чего КО подписывает стандартные формы 8Г и Г-1А и вносит изменения в ГТП либо полностью ее исключает из расчетной модели, о чем впоследствии уведомляется участник.
    Изменения, связанные с уточнением порядка отнесения генерирующих объектов к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме на 2013 г. (от 28.09.12)
    В связи с тем, что статус вынужденного генератора присваивается в году, предшествующем году поставки, сложилась ситуация, в которой поставщики в соответствии с действующими правилами выделяют в отдельную ГТП все оборудование, не соответствующее минимальным техническим требованиям. Тем не менее уже в течение самого года поставки уполномоченным органом принимаются решения о приостановлении вывода из эксплуатации, как следствие — присваивается статус вынужденного генератора. Данные решения принимаются не всегда в отношении всего оборудования, изначально планируемого к выводу из эксплуатации, и (или) получению статуса вынужденного. При этом оказывается, что ГТП сформирована уже по всему генерирующему оборудованию и вынужденные объекты не выделены в отдельную ГТП. Это противоречит действующему регламенту 19.7, в котором сказано, что в отношении вынужденного генератора должна быть зарегистрирована ГТП до 5 октября года, предшествующего году поставки. Предлагается перенести этот срок на 1 января 2013 г.
    Изменения, связанные с определением порядка учета разницы ставок налога на прибыль в цене мощности по ДПМ в будущих периодах (от 28.09.12)
    Прописывается механизм учета ставок налога на прибыль в случае, когда представленная (в году i — 1) поставщиком информация о налоговых ставках для расчета цены (в году i) превышает фактические данные о ставках (полученных в году i + 1, за год i). Эта разница будет учитываться в году i + 2.
    Изменения, связанные с уточнением перечня документов, предоставление которых необходимо для получения права участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью (от 28.09.12)
    Уточняется, что если для получения субъектом права на участие в торговле не были предоставлены документы, подтверждающие право владения генерирующим оборудованием, то участник может представить временное разрешение Ростехнадзора на ввод в эксплуатацию энергоустановки.
    Изменения, связанные с минимальным значением в ценовой заявке (от 28.09.12)
    В соответствии с регламентом подачи ценовых заявок минимальное значение объема в подаваемой участником ценовой паре «цена—количество» составляет 0,5 МВт/ч. Если участник вовсе не указал объем в ценовой паре, то КО сформирует за него этот объем в размере минимальной величины — 0,5 МВт/ч. Тем не менее существуют режимы с минимальной нагрузкой, меньшей чем 0,5 МВт/ч, вследствие чего участник вынужден докупать разницу на БР. Поэтому предлагается уменьшить минимальный объем в ценовой заявке с 0,5 до 0,1 МВт/ч.
    Изменения, связанные с формированием модельных заявок для ГП на РСВ (от 28.09.12)
    Данная правка продолжает тему предыдущей правки. По действующим регламентам, если потребитель не подал заявку на РСВ, то КО за него формирует модельную заявку по объему. При этом шаг модельной заявки составляет 500 кВт, и это приводит к тому, что мелкие потребители вынуждены покупать электроэнергию на БР. Предлагается в случае потребления ГП менее 500 кВт не формировать модельную заявку.
    Изменения, связанные с уточнениембизнес-процесса направления ГП информации о составляющих предельных уровней нерегулируемых цен (от 28.09.12)
    В настоящее время направление участником в КО финансовой информации не подтверждается на предмет корректности атрибутов в документах. Предлагается направлять гарантирующим поставщикам квитанцию после проверки подлинности ЭЦП.
    Изменения, связанные с определением коэффициента резервирования для организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции в неценовой зоне Дальнего Востока (от 28.09.12)
    По действующему порядку для экспортера в неценовой зоне Дальнего Востока закреплен коэффициент резервирования (Крез), равный единице, в результате чего у экспортера появляются необоснованные доходы, связанные со снижением стоимости электроэнергии и мощности, покупаемыми на оптовом рынке. Предлагается определить порядок расчета Крез для экспортера на территории неценовых зон в зависимости от стоимости покупаемой электроэнергии и цены по экспортным контрактам.
    Изменения, связанные с порядком регистрации и допуска к торговой системе ГТП гарантирующих поставщиков (от 28.09.12)
    В Правилах розничного рынка указано, что с 1 октября 2012 г. та часть зоны деятельности ГП 2-го уровня, где им по состоянию на 30 сентября 2012 г. в отношении точек поставки не осуществляется покупка электроэнергии на ОРЭ, переходит в зону деятельности ГП 1-го уровня. Предлагается закрепить данную норму в регламенте допуска к торговой системе.
    Изменения, связанные с порядком формирования ГТП для РЖД (от 28.09.12)
    Ранее в правилах ОРЭ и регламентах ДОП было указано, что для железной дороги точки поставки при формировании ГТП могут находится не на границе, а внутри границы балансовой принадлежности. С выходом новых правил ОРЭ данная норма исчезла и поэтому была исключена из регламентов. Сейчас внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 1172 и норма возвращена, соответственно она возвращается и в ДОП.
    Изменения, связанные с уточнением порядка применения регулируемых тарифов (от 28.09.12)
    Сейчас в Регламенте отнесения генерирующих объектов к вынужденным указано, что если ФСТ установила тариф для вынужденного объекта за пять рабочих дней до начала месяца поставки мощности в вынужденном режиме, то в этом случае он участвует в поставке мощности по тарифу ФСТ. Предлагается для октября месяца прописать, не пять рабочих дней, а конкретный срок — до 15.10.12.
    Изменения, связанные с процедурой лишения статуса субъекта оптового рынка вследствие наличия задолженности по оплате электроэнергии и мощности за два расчетных периода (от 28.09.12)
    Предлагается дать возможность членам наблюдательного совета НП «Совет рынка» выносить вопрос о лишении статуса субъекта ОРЭ за просрочку исполнения обязательств по платежам за два расчетных периода и более вне зависимости от решений дисциплинарной и конфликтной комиссий. Также описывается отдельный порядок рассмотрения дел о нарушении финансовых обязательств дисциплинарной комиссией.
    Изменения, связанные с публикацией предварительных значений индикаторов БР (от 28.09.12)
    По действующим регламентам СО по итогам расчета предварительного плана балансирующего рынка (ППБР) предоставляет в адрес участников объемы балансирующего рынка и почасовых значений индикаторов стоимости диспетчерских объемов для соответствующих операционных суток не позднее 18.00 торговых суток. А данные по плану балансирующего рынка (ПБР) публикуется на шесть часов вперед.
    Правка предполагает публикацию в открытом доступе индикаторов и объемов по итогам расчета ППБР на сутки Х до 19.00 суток Х – 1 и публикацию индексов и объемов по итогам расчета ПБР до конца суток.
    Изменения, связанные с определением времени фиксации факта неисполнения или ненадлежащего исполнения участниками ОРЭ обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в течение двух или более месяцев подряд (от 28.09.12)
    В соответствии с действующей редакцией Регламента № 16 факт ненадлежащего исполнения участником своих обязательств по оплате определяется ЦФР, но в регламенте ничего не говорится о времени фиксации данного неисполнения. Предлагается указать время фиксации факта неисполнения обязательств — 10 часов утра следующего дня один раз в день перед началом первой торговой сессии, т.к. в текущий день и в промежутках между торговыми сессиями актуализировать информацию не представляется возможным.
    Изменения, связанные с порядком определения авансовых обязательств и требований (от 28.09.12)
    По действующим процедурам авансовые платежи потребителей на оптовом рынке рассчитываются из величины предельного объема мощности как 30% от плановой величины предела. В некоторых периодах названная расчетная величина всегда превышает 30% от фактического объема. Объясняется это тем, что в течение года у поставщика меняется располагаемая мощность, что приводит к изменению предельного объема. Предлагается определять количество мощности, подлежащей к оплате по авансовому платежу, как минимум из предельного объема мощности и договорного объема по КОМ и вынужденным генераторам.
    Изменения, связанные с порядком определения номинальной скорости набора/сброса нагрузки (от 28.09.12)
    Правка относится только к поставщикам с блочной схемой генерирующего оборудования. Участник ОРЭ (генератор) при подаче заявки на РСВ указывает в уведомлении о составе и параметрах оборудования в том числе и информацию по номинальной скорости набора/сброса нагрузки, которая используются в дальнейшем СО в процессе актуализации расчетной модели. При отличии указанной скорости сброса/набора нагрузки от фактической для участника фиксируется объем недопоставки мощности — ?9. Таким образом, объем недопоставки мощности зависит от заявки самого генератора. Предлагается по­этому для расчета ?9 использовать скорость нагрузки, полученную по результатам аттестации СО, а при отсутствии аттестации оборудования использовать величину, указанную в паспорте генерирующего оборудования.
    Изменения, связанные с распределением нагрузочных потерь ФСК ЕЭС на участников оптового рынка (от 28.09.12)
    На территории Республики Татарстан и некоторых других субъектов сложилась ситуация, при которой ни один объект, относящийся к ЕНЭС, не принадлежит ФСК ЕЭС, в результате чего общий порядок возмещения нагрузочных потерь не действует и у ГП возникают выпадающие доходы. Предлагается не учитывать в нерегулируемой цене РСВ стоимость нагрузочных потерь в сетях ФСК ЕЭС (для регионов, где объекты ЕНЭС не принадлежат ФСК ЕЭС).