«Борьба» с дебиторами

 

Авторы

Нестеренко Кирилл, Главный специалист департаментапо развитию рынков электроэнергии НП «СПЭ»

Черетун Лиана, Аспирант кафедры «Системы управленияи экономики энергетики» НГТУ

 

    27 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон). Основным предметом регулирования, указанным в первой статье Закона, значится установление правовых основ экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности. Ни для кого не секрет, что до принятия закона в сфере теплоснабжения было множество нерешенных проблем, начиная от износа оборудования и сетей, заканчивая невозможностью (в том числе, в некоторых случаях и с правовой точки зрения) генераторам в полной мере взыскать с потребителей задолженность за потребленные услуги. Казалось бы, с вступлением в силу Закона ситуация с задолженностью на рынке тепловой энергии должна изменить свой вектор. Для проверки достоверности данного тезиса мы провели анализ дебиторской задолженности (ДЗ) за тепловую энергию за 2011 г. перед производителями тепловой энергии, а также сделали выводы и составили перечень рекомендаций на его основе.
    Общая информация по дебиторской задолженности
    В исследовании использованы данные о ДЗ за поставку тепла перед генерирующими компаниями; перед дочерними обществами — оптовыми покупателями-перепродавцами ДЗ не учитывалась.
    По состоянию на 1 января 2012 г. задолженность за тепловую энергию перед анализируемыми компаниями достигла 77,93 млрд руб., из них 36,81 млрд руб. (47,2%) пришлось на просроченную ДЗ со сроком возникновения более двух месяцев (рис. 1).
    С учетом масштаба территорий, на которых работают данные предприятия, а также значительного объема отпуска тепловой энергии, общая (по всей России) величина ДЗ за тепло в отношении компаний, осуществляющих централизованное теплоснабжение, составила 120,08 млрд руб.
    В сравнении с 2010 г. поквартальная дебиторская задолженность за тепловую энергию в 2011 г. увеличилась на 28,15% (среднегеометрическое значение), ДЗ за 2011 г. — на 17,68%.
    Опережающими темпами росла дебиторская задолженность оптовых покупателей-перепродавцов (ОПП) и прочих потребителей — 46,3 и 46,8% соответственно (среднегеометрический поквартальный показатель). Примерно одинаково накапливалась задолженность бюджетных организаций (21,2%), населения (18,8%) и ЖКХ (18,8%). Наименьшее значение в 8,35% зафиксировано для промышленных предприятий.
    Изменение дебиторской задолженности носит сезонный характер (рис. 2). Максимальных величин она достигает в I кв. и снижается к III кв., что в первую очередь связано с ростом полезного отпуска тепла в зимний период. При этом на ДЗ промышленных предприятий сезонность практически не сказывается — при активном использовании тепловой энергии дебиторская задолженность этой группы увеличивается примерно так же. Однако для остальных категорий потребителей сумма ДЗ напрямую зависит от объемов полезного отпуска тепла (рис. 3).
    Вторым фактором, оказывающим существенное влияние на величину дебиторской задолженности и характер ее сезонности, является тариф на тепловую энергию. Особенно заметна эта тенденция в группе бытовых потребителей, которые напрямую расплачиваются с генерирующими компаниями за поставку тепла и быстрее реагируют на изменение цен, тогда как в расчетах остальных категорий «участвует» как минимум одно дополнительное звено: у ЖКХ — расчетно-кассовый центр, у бюджетных организаций — органы управления различного уровня (рис. 4).
    Помимо сезонности пиков потребления тепловой энергии и повышения тарифов, можно выделить следующие причины максимального роста дебиторской задолженности: кассовые разрывы (несоответствие объемов отпущенного коммунальным хозяйствам и оплаченного ими тепла — оплата 1/12 от годовой суммы); задержки с перечислением бюджетных средств; предоставление предприятиям рассрочек по оплате на отопительный сезон; невозможность введения ограничений в зимний период.
    Структура дебиторской задолженности
    Основную долю в структуре дебиторской задолженности за тепловую энергию по состоянию на 01.01.12 занимают ЖКХ (44%) и оптовые покупатели-перепродавцы (ОПП) — 38% (рис. 5).
    Совокупный объем ДЗ остальных категорий в общей ее сумме — 18%. Такое неравномерное распределение задолженности обусловлено структурой полезного отпуска тепловой энергии в рамках потребительских групп, а также зависимостью роста ДЗ от расхода тепла (рис. 6).
    Исключением в данном случае являются промышленные предприятия. Несмотря на то что за анализируемый период количество тепловой энергии, поставленное этой группе, в пять раз превысило величину полезного отпуска бытовым потребителям (151,4 млн и 29,4 млн Гкал соответственно), доли их дебиторской задолженности в ее общей структуре одинаковы — 4%. Это объясняется лучшей прогнозируемостью использования тепловой энергии и затрат на ее оплату промышленными предприятиями. Также следует отметить, что в данной группе более ровный график потребления тепловой энергии, чем у ОПП и ЖКХ, а значит, и расходы на оплату тепла также «плавно» распределены по времени (рис. 7).
    Для остальных групп структура дебиторской задолженности и полезного отпуска за анализируемый период практически совпадает (рис. 8).
    Таким образом, ДЗ двух категорий потребителей составляет 82% общей дебиторской задолженности. Причем указанная структура ДЗ на протяжении изучаемого периода остается стабильной, что является положительной тенденцией для генерирующих компаний и позволяет сконцентрировать усилия на разработке мероприятий по сокращению дебиторской задолженности непосредственно для этих двух групп.
    Что касается распределения ДЗ за тепло по срокам ее возникновения, то здесь основной объем падает на текущую задолженность (до одного месяца) — 39,9%. На одном уровне находятся значения просроченной дебиторской задолженности, накопившейся от 1 до 2, от 2 до 6, от 6 до 12 месяцев и от одного года до двух лет назад (12,9, 10,9, 15,9 и 12,7% соответственно), далее следуют задолженности от двух до трех лет и более трех лет (3,1 и 4,7%) — рис. 9.
    Максимальная просроченная задолженность приходится на ЖКХ и ОПП — 17,70 млрд (48,1%) и 13,09 млрд руб. (35,6%). Структура распределения дебиторской задолженности по срокам возникновения представлена на рис. 10.
    Отношение текущей и просроченной задолженности по всем группам потребителей в среднем практически одинаково — 56 и 44%.
    Важный момент: отсутствие групп, оплачивающих тепло в срок. Единственное различие — это доли просроченной дебиторской задолженности в общей величине ДЗ соответствующих категорий потребителей.
    Общая информация по выручке за тепло
    В 2011 г. умеренный рост по сравнению с дебиторской задолженностью демонстрировала выручка за тепло: 5,07% поквартально в течение 2011 г. (среднегеометрический показатель) относительно предыдущего периода и 3,96% за весь 2011 г. (рис. 11 и 12).
    Положительная динамика по выручке от реализации тепла наблюдалась по всем группам потребителей, кроме бюджетных и промышленных — здесь она с 2010 г. практически не изменилась. Опережающими темпами увеличивалась выручка от продажи тепловой энергии бытовым и прочим потребителям: среднегеометрическое поквартальное значение за 2011 г. составило +17,2 и +17,3%, что соответствует росту полезного отпуска данным группам в 2011 г. на 12,24 и 9,42% от уровня 2010 г. По остальным потребителям прибавка по выручке незначительная, величина полезного отпуска — отрицательная. Сильнее всего сократился отпуск тепла бюджетным организациям и ЖКХ (на 9,6 и 9,3% соответственно). Оптовые потребители-перепродавцы израсходовали в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 4,99% меньше тепла, промышленные предприятия — на 1,84%. Это связано с тем, что зима 2010/11 (по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — Росгидромет) была мягкой, а 2011 г. вообще вошел в тройку самых теплых лет в России.
    Структура выручки
    Основную долю в структуре выручки от реализации тепла по состоянию на 01.01.12 занимают ОПП (34%), ЖКХ (27%) и промышленные предприятия (18%). По сравнению с 01.01.11 существенных изменений по структуре выручки не произошло, максимальное отклонение — 1,64% (прочие потребители) в сторону уменьшения; по остальным категориям оно не превышает 1% (рис. 12).
    Совсем иная картина в «промышленной» группе: во II кв. выручка от продажи тепловой энергии здесь увеличилась в 1,3 раза, а в III кв. — в 1,8 раза. Такая динамика совпадает с «кривой» структуры потребления тепла в течение года и связана с сезонными особенностями работы предприятий (рис. 13).
    Темпы изменения выручки и дебиторской задолженности
    По изменению величины дебиторской задолженности и выручки от реализации тепла видно, что по темпам роста первая превосходит последнюю. Это наглядно подтверждают и противоположные направления линий обоих трендов. Наибольшее опережение соответствует группе ОПП (в 1,4 раза), чуть медленнее (в 1,2 раза) увеличивается ДЗ бюджетных организаций и прочих потребителей, для промышленных предприятий и населения эти показатели практически совпадают (рис. 14).
    При анализе «долевого участия» дебиторской задолженности в выручке от реализации тепловой энергии по группам потребителей в течение года явно прослеживается накопление ДЗ с начала года до IV кв. и резкое сокращение до конца года (рис. 15).
    Указанная тенденция обусловлена тем, что ДЗ к IV кв. значительно снижается. Причина — отсутствие у генерирующих компаний возможности оперативно ограничивать поставку тепла должникам, что, в свою очередь, приводит к тому, что рядовые граждане (как непосредственные потребители тепла, так и руководители организаций, расходующих тепловую энергию) начинают воспринимать услуги теплоснабжения как данность. Эта ситуация, по сути, позволяет потребителям в течение трех кварталов бесплатно использовать ресурсы генерирующих компаний.
    Мероприятия по взысканию дебиторской задолженности
    Необходимо отметить, что перечень мероприятий по взысканию дебиторской задолженности стандартен у всех генерирующих компаний. К общепринятым способам борьбы с ДЗ относятся: урегулирование вопроса при помощи властей, взыскание долгов в судебном порядке, претензионно-исковая работа, ограничение/отключение, оформление исков на взимание процентов за пользование чужими деньгами.
    Однако есть некоторые меры, которые «выбиваются» из общей массы. Среди них можно выделить:

  • проведение масштабных PR-мероприятий, призванных информировать широкую общественность о крупных неплательщиках (с целью подрыва имиджа компаний-должников), а также обратить внимание потребителя на то, что тепловая энергия — это товар, который продается, а теплоснабжение — услуга, за оказание которой нужно платить своевременно и в полном объеме (соответствующие публикации в СМИ, «показательные» отключения потребителей как реальная мера взыскания дебиторской задолженности);
  • вынесение на рассмотрение государственных органов законодательных инициатив по использованию рычагов воздействия на неплательщиков.
    Сократить размер ДЗ помогут и такие дополнительные методы, как:
    1. Создание на собственных сайтах раздела «Должники». На этой страничке в виде таблицы размещаются данные о неплательщиках, которые обновляются не реже одного раза в квартал. Такой функционал на портале компании значительно облегчает проведение PR-мероприятий, поскольку в публикуемых сообщениях список должников с успехом заменяет интерактивная ссылка на соответствующий раздел сайта. В свою очередь, эта информация будет неким стимулом для неплательщиков, поскольку негативно отражается на взаимодействии контрагентов с подобным субъектом, повышая не только риски, но и процент по кредитам (или вовсе лишая должника возможности его получить).
    2. Наличие на сайтах производителей раздела «Продажа задолженности» с указанием наименования потребителя, величины его долга и контактной информации сотрудника компании, работающего с проблемной задолженностью.
    3. Удаление из расчетной цепочки ненужных посредников. Речь прежде всего идет об ОПП. Присутствие лишнего звена в расчетах за тепловую энергию в цепочке от конечного потребителя до генерирующих компаний значительно снижает эффективность регулирования тарифа, который и определяет величину дебиторской задолженности.
    4. Подробный анализ факторов, оказывающих влияние на своевременность и полноту оплаты тепла. Это очень важный момент для ЖКХ и ОПП, поскольку — и это доказывают результаты исследования — выручка от реализации тепловой энергии и дебиторская задолженность потребителей (структура, динамика и размер) в значительной степени зависят от структуры и объема полезного отпуска и в меньшей — от стоимости тепла.
    5. Лицензирование обслуживающих компаний. В настоящее время не существует никаких препятствий к появлению структур (УК, ТСЖ) с весьма низким качеством управления, и именно это в конечном счете является одной из причин задержек сборов и оплаты за тепловую энергию. Для решения данной проблемы (в частности, для ограничения количества недобросовестных компаний) необходимо ввести жесткие требования к лицензированию обслуживающих организаций. Также для улучшения платежной дисциплины и мотивации к своевременной оплате израсходованного тепла для таких компаний следует продумать систему вознаграждений и штрафов, установленных исходя из суммы и своевременности поступления денежных средств и размера задолженности.
    6. Создание в генерирующих компаниях отделов по борьбе с дебиторской задолженностью. Чтобы сформировать правильное отношение к тепловой энергии (не как к данности), в первое время нужно четко реагировать на возникновение задолженности и принимать меры по ограничению поставок тепла неплательщикам.
    7. Обеспечение исполнения обязательств по договору энерго­снабжения, что может стать одним из способов хеджирования рисков несвоевременной оплаты для генерирующих компаний. Естественно, данная мера будет распространяться на определенные группы потребителей.
    Не потребуется обеспечение для выполнения условий договора мелкомоторным и вновь подключаемым потребителям тепла, а также некоторым другим категориям.
    Видами такого обеспечения могут быть широко применяемые в тендерах банковские гарантии на исполнения обязательств по контракту, договоры поручительства или депозиты.
    В общем, можно сказать, что в настоящее время ведется достаточно активная борьба с дебиторской задолженностью, но не принимается никаких кардинальных мер, а именно: не меняются принципы отключения от тепла, т.е. не пересматривается аварийная и технологическая бронь, а также не вводится жесткая дифференциация тарифов — в зависимости от возможности/невозможности отключения. Для снижения темпов роста ДЗ необходим более тщательный анализ причин ее возникновения по группам потребителей и реализация соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение указанной проблемы.