Социальные нормы потребления: минус перекрестное субсидирование, плюс энергосбережение

 

Автор

Невмержицкая Наталья, Председатель правления Некоммерческого партнерства Гарантирующих Поставщиков и Энергосбытовых Компаний

 

    Интервью с председателем правления Некоммерческого партнерства Гарантирующих Поставщиков и Энергосбытовых Компаний Натальей Невмержицкой
    10 сентября 2012 г. Распоряжением Правительства № 1650-р утвержден комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. По замыслу реформаторов, определенный объем ресурса (электроэнергии, воды, газа, тепла) будет оплачиваться населением по низкому тарифу, а потребленное сверх нормы — по более высоким. Наш материал — о цели реформы, плане введения социальной нормы потребления электроэнергии и методике ее расчета.
    ЭР: Наталья Викторовна, с чем связана необходимость установления социальной нормы в электроэнергетике?
    Н. Н. Во-первых, введение социальной нормы позволит стимулировать эффективное потребление электроэнергии гражданами и установку индивидуальных приборов учета, станет проще контролировать свои затраты и влиять на размер платежа за электрическую энергию. Установленные сейчас нормативы коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета) в среднем в два раза больше, чем среднедушевое потребление в близких нам по климату странах Северной Европы, а платят по таким нормативам как бережливые граждане, так и те, кто экономить не привык.
    Во-вторых, уменьшится нагрузка перекрестного субсидирования на промышленные предприятия, малый и средний бизнес — тех, кто сейчас доплачивает за пониженные тарифы для граждан. При этом основной выигрыш от установленных в настоящее время низких тарифов получают те, кто потребляет существенно больше среднего уровня и меньше всего соответствуют понятию «социально незащищенные слои населения».
    ЭР: Каким образом будет вводиться социальная норма потребления?
    Н. Н. Реформа планируется поэтапная: сначала норма будет установлена в электроэнергетике, затем в водоснабжении, в последнюю очередь — в теплоснабжении и газоснабжении. При этом в каждой из отраслей сначала предполагается запуск новых принципов оплаты в ряде пилотных регионов, а затем, с учетом опыта и, если необходимо, после корректировки методологии расчета социальной нормы, на всей территории Российской Федерации. Выбор электроэнергетики в качестве первой отрасли для введения социальной нормы неслучаен. Социальная норма в первую очередь должна определить разумные рамки достаточного уровня потребления того или иного ресурса для нормальных условий жизни. А сделать это, не имея статистики о реальном уровне потребления по разным типам домохозяйств, невозможно. Поэтому немаловажную роль в выборе электроэнергетики для начала реформы играет высокая обеспеченность населения приборами учета электроэнергии — более 95% в сравнении с 25—40% в водоснабжении и теплоснабжении.
    Важен и размер перекрестного субсидирования — в электроэнергетике он самый большой и достиг, по скромным оценкам, 200 млрд руб. Любое сокращение этой величины будет способствовать повышению конкурентоспособности нашей промышленности, снижению нагрузки на малый бизнес.
    Уже опубликован список пилотных регионов, где за электроэнергию будут платить по-новому: Ульяновская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Кемеровская, Ростовская, Липецкая, Кировская области, Забайкальский, Приморский, Алтайский края, республики Марий Эл, Тува, Дагестан, Башкирия. Пилотные проекты проработают весь 2013 г. Профильные министерства будут осуществлять мониторинг, проводить тщательный анализ результатов. С 2014 г. принцип социальных и сверхнормативных тарифов будет применяться уже на всей территории страны.
    ЭР: Какова методика расчета социальной нормы потребления электроэнергии? Каким будет тариф на сверхнормативное потребление?
    Н. Н.: Методика расчета социальной нормы сейчас обсуждается органами власти, изучается опыт регионов, где это использовалось ранее (Владимирская, Нижегородская, Орловская области, Красноярский и Забайкальский края). Статистика показывает, что при установлении нормы в размере, соответствующем среднедушевому потреблению в регионе, 70% потребителей и более не заметят ее введения. Прочим придется экономить или задуматься об энергосбережении. Наше партнерство считает, что методология должна быть немного сложнее, но при этом учитывать интересы большего числа потребителей. Во-первых, соцнорма должна зависеть от числа проживающих в домохозяйстве: чем больше семья, тем меньше реальное потребление в расчете на одного человека; должна дополнительно дифференцироваться для домохозяйств с электрическими плитами или электроотопительными установками, а также для сельских потребителей. А вот для одиноких граждан такая норма должна быть больше средней величины. Отдельного внимания заслуживают одинокие пенсионеры или многодетные семьи.
    Что касается тарифа сверх нормы, то он будет рассчитываться для каждого региона и в том числе зависеть от того, насколько сейчас занижены стандартные тарифы по сравнению с экономически обоснованными. В России отношение цен (тарифов) для прочих потребителей к тарифу для населения колеблется от 1,2 (Москва и Московская область) до 3 (Иркутская область), т.е. население платит за электроэнергию по тарифам в два—три раза ниже цены (тарифов) для прочих потребителей. Из этого соотношения и можно примерно оценить уровень перекрестного субсидирования в том или ином регионе. Соответственно если ставится задача уменьшить размер перекрестки, то целесообразно приблизить тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы, к цене (тарифу) для прочих потребителей. Но насколько приблизить — это уже многофакторная задача как для ФСТ, так и для местных органов власти.
    При этом размер социальной нормы и отношение тарифа сверх нормы к социальном тарифу должны быть увязаны друг с другом. Нельзя ввести очень маленькую социальную норму и огромный тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы — это даст большую дополнительную нагрузку, будет слишком резкий переход. И наоборот: большая социальная норма или весьма лояльный тариф сверх нормы не дадут никакого эффекта ни с точки зрения сокращения перекрестки, ни с точки зрения энергосбережения, разве что добавят работы для сбытовой организации.
    ЭР: Какой бы ни был размер социальной нормы, работы у сбытов в любом случае прибавится. Получат ли сбытовые компании больше доходов от сверхнормативного тарифа?
    Н. Н.: Да, энергетикам установление социальной нормы на первом этапе усложнит процедуру выставления счетов и контроля фактического уровня потребления, т.к. речь идет о перераспределении стоимости между разными группами потребителей. Для работы с населением им придется нести дополнительные расходы, связанные с учетными функциями (типы домохозяйства, количество зарегистрированных и т.д.), расчетами платежей граждан в рамках социальной нормы и сверх нее, сбором и обработкой данных для целей расчета перекрестки, корректировки балансов и тарифов. Что касается дополнительных денег, собираемых с населения за потребление сверх социальной нормы, то эти средства пойдут не в карман сбытовой организации, а на уменьшение ценовой нагрузки на прочих потребителей за счет корректировки как сбытовых надбавок, так и тарифов на услуги сетевых организаций. Интеграцию социальной нормы в процесс тарифного регулирования поручено разработать Федеральной службе по тарифам.
    ЭР: Как введение социальной нормы отразится на изменении потребления электроэнергии в целом, кому это выгодно? Будет ли население платить больше?
    Н. Н.: По данным сбытовых организаций, уже работающих в регионах с социальной нормой, на потреблении может сказаться социальная норма, установленная на низком уровне — около 50-60 кВт•ч на человека в месяц. Если она установлена на уровне 200 кВт•ч, как в Орловской области, то серьезного эффекта не будет. Вообще говоря, сокращение потребления вследствие энергосберегающих мероприятий — одна из целей введения социальной нормы. Это условие повышения эффективности нашей экономики. К сожалению, сегодня сумма платежа за электроэнергию не помогает большинству потребителей вспомнить о простом правиле: уходя, гасите свет. Мы не привыкли при покупке электроприборов интересоваться его классом энергоэффективности. А ведь при обоснованном уровне цены на электроэнергию покупка чуть более дорогого, но более экономичного в эксплуатации холодильника окупается достаточно быстро. Вот и получается, что те, кто не может себе позволить платить много уже сейчас, внимательно следят за потреблением, а состоятельные плательщики фактически субсидируются промышленностью и малым бизнесом.
    Таким образом, введение социальной нормы выгодно всем, кроме граждан, которые потребляют электроэнергии существенно выше среднего уровня. Теперь они будут платить по старому, низкому тарифу только за ограниченный объем в пределах социальной нормы, а все превышение оплачивать по более высокой цене, либо им придется задуматься о способах экономии электроэнергии. В нашем представлении объем социальной нормы должен быть таков, чтобы 70—80% граждан не превышали ее размер. В выигрыше останутся промышленные потребители и малый бизнес — с них можно будет снять часть нагрузки по перекрестному субсидированию тарифов населения. Реформа пойдет на пользу и экономике государства в целом, поскольку сокращение потребления энергоресурсов приведет к росту экспортного потенциала.
    В долгосрочной перспективе снижение потребления электроэнергии дает возможность сокращения резервов мощности и в конечном счете стоимости производства — ведь технология такова, что в запасе должна находиться определенная часть генераторов, готовых включиться в работу в любой момент.
    ЭР: Не увеличится ли число неплательщиков?
    Н. Н.: Неплатежи могут немного вырасти на первом этапе, но это цена любого нововведения, связанного с повышением требований к потребителям. У нас каждый год при пересмотре тарифов происходит падение уровня платежей, которое в течение года сглаживается. Хронических неплательщиков всего 2—3%, и среди них встречаются вполне состоятельные граждане, которым просто некогда вовремя оплачивать счета.
    ЭР: Большинство счетчиков не позволяет измерять месячное потребление. Потребители будут стремиться затягивать с предоставлением показаний счетчика и оплатой, чтобы снизить среднемесячный объем потребления за счет месяцев, в которые они были в отпуске или на даче. Как с этим бороться?
    Н. Н.: Чтобы снять эти риски, мы бы предложили увязать факт предоставления социальной нормы с регулярным предоставлением показаний. Так что если гражданин не сообщил данные за май, значит и социальной нормой за май он не сможет воспользоваться. А в июне ему зачтут только июньскую социальную норму, а остальной объем (в данном случае — за два месяца) ему придется оплатить по повышенному тарифу. То есть социальной нормой можно воспользоваться только в том месяце, за который она предоставлена, остатки нельзя использовать в последующих периодах. При этом месячное потребление по любому самому простому счетчику определяется как разность показаний на конец и начало месяца, так что главное в начислениях не счетчики или их свойства, а своевременное снятие показаний. Установка современных приборов учета с автоматической передачей показаний решает эту задачу, но нельзя навязать потребителю дорогой счетчик. Надо, чтобы сама система отношений стимулировала людей к установке «умного» учета, чтобы это было выгоднее.
    ЭР: Раз социальная норма рассчитывается на душу населения, то как она будет применяться к потреблению человеком электроэнергии не в доме, где человек прописан/зарегистрирован, а на даче, в гараже и т.п.? То есть если дома он живет мало, в основном — на даче, где ему можно будет оплатить электроэнергию по социальной норме?
    Н. Н.: Действительно, пенсионеры подолгу проживают на дачах, поэтому было бы логично предоставить им социальную норму и на дачных участках. Здесь сложность вопроса в том, что дачные участки могут располагаться в другом регионе, где поставщиком электроэнергии выступает другая организация, да и сама норма может быть иного размера. Администрирование передвижения пользователей социальной нормы — действительно сложный вопрос, который в рамках одного региона еще можно как-то упорядочить с использованием неких уведомлений о месте проживания. Но если говорить о стандартных порядках использования социальной нормы при командировках, переездах или временных поездках из региона в регион либо из города на дачи и обратно, то этот вопрос потребует особых подходов и решений, чтобы и граждане, и поставщики не захлебнулись от многочисленных справок и подтверждений.