Мы будем жить теперь по-новому

Рубрика:

Рынок

    Участники опроса:
    Иван Абрамов - генеральный директор ОАО «ЭСК РусГидро»
    Денис Наговицын - руководитель департаментапо управлению энергосбытовой деятельностью ЗАО «КЭС-Энергосбыт»
    Сергей Кабанов - главный инженер ООО «ИЦ ЭАК»

Наталья Невмержицкая - председатель правления НП ГП и ЭСК

    Евгений Орешкин - директор департамента нормативного регулирования ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»
    1 В мае 2012 г. внесены изменения в Правила функционирования розничных рынков. Какие из них наиболее важные?
    Иван Абрамов: Повысились требования к гарантирующим поставщикам в части качества обслуживания клиентов. Гарантирующий поставщик обязан обеспечить оперативный доступ к информации о платежах абонента, детализировать счет, предоставить возможность оплаты поставленной электроэнергии либо очно (через банки, в отделениях гарантирующего поставщика), либо через интернет. Помимо этого, крупные потребители с 1 октября 2012 г. смогут платить за электроэнергию меньше вследствие принятия новой методики ФСТ по дифференцированной сбытовой надбавке для категории «прочие потребители».
    Денис Наговицын: В новых правилах окончательно зафиксировано изменение принципа оплаты потребителем электрической энергии, в частности, закреплен отказ от дифференциации потребителей по так называемому числу часов использованной мощности (ЧЧИМ). Это решение не совсем справедливо и обоснованно, потому что крупные дисциплинированные потребители, которые правильно организовывали производство, планировали потребление энергии, сейчас своих привилегий лишились. Во многих регионов России расчеты по первой ценовой категории оказываются для потребителей выгоднее, чем по другим ценовым категориям, так или иначе учитывающим индивидуальные особенности потребления клиентов. На мой взгляд, это неправильно. Как метко заметил один из нашил клиентов, лучшие цены достались ленивым, кто никогда не занимался оптимизацией энергопотребления.
    Кроме того, следует отметить изменение порядка взаимоотношений крупных потребителей (свыше 670 кВт) с сетевыми компаниями: потребители, запрашивающие у сетевой компании максимальную мощность, будут оплачивать поддержание этой мощности. Эта мера будет способствовать более рациональному отношению потребителей к своему оборудованию и резервам мощности, что положительно скажется и на функционировании всей энергосистемы в целом, особенно в части нагрузки на сетевую инфраструктуру.
    Одним из важнейших нововведений для рынка является и изменение порядка расчета сбытовых надбавок. Оценить эту меру можно будет позднее, когда будет принята методика таких расчетов.
    Сергей Кабанов: Одно из основных и давно ожидаемых нововведений — устранение разночтений в части функций субъектов розничных рынков. В соответствии с новыми правилами прояснились границы и ответственность потребителей, исполнителей коммунальных услуг, гарантирующих поставщиков, сетевых, энергоснабжающих организаций, субъектов управления и всех остальных участников. Теперь достаточно четко определены правила осуществления расчетов за электроэнергию и мощность, требования к деятельности гарантирующих поставщиков и, что особенно актуально для нашей компании, более подробно по сравнению с предыдущей редакцией детализирован порядок организации учета электрической энергии на розничных рынках. В соответствии с новыми правилами определены все основные процедуры организации коммерческого учета — выбора, установки, допуска в эксплуатацию, ответственности за установку и использование, порядка информационного обмена, проверки и др. Необходимо отметить и ужесточение ответственности за безучетное и бездоговорное потребление, что будет стимулировать потребителей использовать электроэнергию только при наличии легитимного учета.
    Наталья Невмержицкая: Одним из важнейших нововведений является внедрение более жестких требований к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей на фоне упрощения процедуры смены поставщика. Это шаг к повышению уровня конкуренции.
    Помимо этого, немаловажным является более детальная регламентация вопросов коммерческого учета, введения ограничений, процедур заключения договоров, т.е. Постановление № 442 более полно раскрывает вопросы взаимодействия сетевых и сбытовых организаций, уточняет бизнес-процессы.
    Положительным моментом является финальная точка в вопросе перепродавцов — с 1 октября они могут существовать только в статусе сбытовой компании при условии, что способны составить конкуренцию по цене и качеству гарантирующему поставщику, участвующему в оптовом рынке.
    Самыми острыми в ходе обсуждений документа на этапе его разработки являлись вопросы ценообразования. НП ГП и ЭСК придерживалось мнения, что переход на единый час максимума региона при определении обязательств по мощности приведет к волатильности и непрогнозируемости цен, повлечет за собой снижение стимулов к энергоэффективному поведению потребителей. Данные за апрель и май (первые месяцы применения новой системы ценообразования) это подтвердили: в разных регионах составляющая цены в части мощности для потребителей-«одноставочников» отличается в два раза, а в некоторых случаях заметная разница в цене выявлена на территории одного региона, где действуют несколько гарантирующих поставщиков. Рост цены на мощность на оптовом рынке по большему числу гарантирующих поставщиков составил 6—7%.
    Евгений Орешкин: Среди основных изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442, можно выделить изменения порядков оплаты услуг сетевых организаций, проведения конкурсов на статус гарантирующего поставщика, заключения и исполнения договоров энергоснабжения, а также правила коммерческого учета.
    2 Как будет развиваться рынок после вступления правил в силу? Изменится ли расстановка сил на рынке?
    Иван Абрамов: Рынок сильно подвинулся в сторону потребителя. Цены снизились для потребителей, осуществляющих расчет по одноставочной цене, уменьшился объем мощности, оплачиваемый на оптовом рынке. Реализация потребителями стратегии, направленной на снижение объема потребляемой мощности в пик субъекта РФ, может привести к сокращению резервов генерирующей мощности в энергосистеме, что в конечном счете повлечет за собой снижение цены. Государство также пытается найти резервы сетевой мощности через мотивацию потребителей отказываться от избыточных резервов, что должно привести к снижению (или отсутствию роста) сетевого тарифа. Потребитель становится главным игроком на рынке и своими действиями начинает влиять на долгосрочную динамику цен и тарифов.
    Денис Наговицын: Принятие данных правил, думаю, будет способствовать развитию конкуренции на рынке. Например, с одной стороны, гарантирующие поставщики лишились части своего дохода в связи с отменой ЧЧИМ, с другой стороны, благодаря новой методике ценообразования, у нас наконец-то появилась возможность конкурировать за крупных потребителей и удерживать имеющихся, предлагая им разные ценовые категории. Конкурентоспособность гарантирующих поставщиков выросла. Могу сказать, что к нам возвращаются потребители, которые ранее ушли на оптовый рынок.
    Сергей Кабанов: Вряд ли нас ожидает существенное изменение расстановки сил. Правила просто более четко обрисовали границы уже существующих субъектов, структуру их ответственности. Поскольку более простой становится процедура выхода потребителя на оптовый рынок, возможно несущественное перераспределение объемов потребления на оптовом и розничном рынках.
    Наталья Невмержицкая: Очевидно, что упрощение процедуры расторжения договора с гарантирующим поставщиком создает лучшие условия для развития конкуренции — но это только со стороны розничного рынка. На оптовом рынке и гарантирующие поставщики, и сбытовые компании играют одинаково пассивную роль в вопросах ценообразования.
    При этом с точки зрения действующего порядка регулирования сбытовых надбавок гарантирующие поставщики находятся в дискриминационных условиях — они не могут предложить крупным потребителям адекватный их стоимости обслуживания уровень надбавки, фактически мы имеем еще один элемент перекрестного субсидирования.
    Так или иначе, это создает тренд сокращения доли гарантирующих поставщиков на рынке, в первую очередь за счет крупных и платежеспособных потребителей. Что, в свою очередь, обнажит проблемы гарантирующих поставщиков по работе с более сложными категориями — и по цене облуживания, и по уровню платежеспособности.
    Первоочередной задачей розничного рынка сейчас является адекватное новым условиям регулирование сбытовых надбавок — но эти вопросы находятся в стадии обсуждения.
    Сдерживающим фактором для дальнейшего развития конкуренции служит оптовый рынок, в котором не нашли распространения двусторонние механизмы торговли, позволяющие сторонам самостоятельно договариваться об уровне цены, условиях платежа. Мы, напротив, постоянно наблюдаем шаги по централизации, усилению контроля, навязыванию обязательных контрактов.
    Рынок находится в переходном состоянии, даже если эти слова формально уже исчезли из нормативных актов. Резервы по развитию текущей модели давно себя исчерпали. Нужно делать следующий шаг.
    Евгений Орешкин: Формирование так называемой первой ценовой категории у гарантирующих поставщиков, упрощение процедуры выхода на оптовый рынок в части исключения требования о включении объемов потребления в Сводный прогнозный баланс ФСТ, приведет к усилению конкуренции за средних и крупных потребителей. От этого, естественно, выиграют потребители, которые смогут приобретать электроэнергию по более низкой цене.
    3 Несмотря на большое количество изменений в правила функционирования розничных рынков, еще остались спорные вопросы. Каковы дальнейшие перспективы по их решению?
    Иван Абрамов: Основным нерешенным вопросом является необходимость сбалансировать доходную базу гарантирующих поставщиков. Неоптимальные тарифные решения при установлении сбытовых надбавок с момента выделения сбытовых компаний из состава АО-энерго, когда годами формировался плановый дефицит между необходимой валовой выручкой гарантирующего поставщика и реальными расходами, в новых условиях, при устранении прочих доходов сбыта могут привести к неспособности сбыта качественно выполнять возложенные на него функции организации поставки электроэнергии и сбора денег. Поэтому необходимо принять решение о возможности дифференцировать сбытовые надбавки по группам потребителей. Перспективы определены Постановлением РФ № 442.
    Денис Наговицын: Перспективы разрешения существующих спорных вопросов зависят исключительно от воли законодателей. В целом настроения на рынке в этом отношении довольно скептические. Проблемы и потребности рынка понятны и известны, многие из них обсуждаются по нескольку лет, а решения все нет. Который год обсуждается проблема многомиллиардных долгов предприятий ЖКХ, однако в этом направлении так ничего и не сделано. Если компания не платит за потребляемые ресурсы, к ней должны применяться ограничительные меры, таков закон нормальной рыночной экономики. Если от этой компании зависит социальная обстановка в регионе, то вопрос ее социальной поддержки — задача государства, и неправильно ее перекладывать на плечи частного бизнеса.
    Проблема перекрестного субсидирования также уже успела всем надоесть, однако надеяться на ее разрешение в ближайшем будущем также не приходится.
    Положительные сдвиги произошли в области регулирования максимальной мощности сетевых компаний. Хочется верить, что эта инициатива в ближайшее время будет реализована.
    Вопросы ценообразования и зарегулированности гарантирующих поставщиков также не решены, давление контролирующих органов на ГП лишь усилилось.
    Складывается впечатление, что какой-то плановой продуманной работы со стороны регулирующих органов нет, принимаемые меры больше похожи на латание дыр, нежели на единую целенаправленную государственную политику. Зачастую получается так, что регулятор в попытках решить одну проблему, создает две новых.
    Сергей Кабанов: Остается нерешенной основная текущая проблема рынка коммерческого учета — по-прежнему как нормативное требование отсутствует статус автоматизированного учета энергоресурсов. Несмотря на детальную проработку требований к внедрению и эксплуатации приборов учета и измерительных комплексов, четких требований к автоматизированным системам не сформулировано. И сейчас это одна из ключевых нормативных проблем рынка коммерческого учета энергоресурсов в России.
    Наталья Невмержицкая: Партнерство объединяет энергосбытовые компании и гарантирующих поставщиков — суммарно 2/3 всего сбытового сектора. Можно с уверенностью констатировать: сейчас самая серьезная проблема отрасли — неплатежи потребителей электроэнергии. Долги потребителей перед гарантирующими поставщиками в несколько раз превышают задолженность сбытовых компаний на оптовом рынке и за услуги по передаче. И если раньше источником для компенсации всех небалансов тарифного регулирования и обслуживания безнадежной задолженности служил маржинальный доход сбытовых компаний, то с 1 апреля 2012 г. (в результате вступления в силу ряда положений Постановления Правительства РФ № 877), гарантирующие поставщики не имеют этого источника дохода для покрытия кассовых разрывов. В ближайшее время возможен рост задолженности на оптовом рынке и за услуги по передаче, что, вероятно, станет проблемой для всех участников рынка электроэнергии. Новые Правила проблему неплатежей, к сожалению, не решают. Нормы по уточнению процедуры отключения неплательщиков не помогут улучшить ситуацию кардинально.
    Наличие «неотключаемых» неплательщиков зависит не от прозрачности правил отключения, а от выданных прокуратурой предписаний, от административного давления. Мы считаем необходимым введение следующих мер борьбы с неплательщиками за электроэнергию:
  • для обычных потребителей (включая граждан) необходим поэтапный переход на предоплату с одновременным оснащением приборами «умного» учета, совмещающими контроль расчетов по предоплате с функцией ограничения использования мощности. Такие приборы учета могут также предусматривать определенный кредитный лимит для отдельных категорий. Для малоимущих граждан необходимо совершенствование системы адресных жилищных субсидий;
  • для потребителей с длинным циклом отключения (предприятия металлургической, химической промышленности и пр.) необходимо предусмотреть финансовые гарантии на весь срок поэтапного введения отключения;
  • для потребителей, ограничение энергопотребления которых ниже аварийной брони не допускается, должны быть предусмотрены государственные или муниципальные бюджетные гарантии, при этом на каждом уровне бюджетов следует определить поименный перечень потребителей, по которому предоставляется бюджетная гарантия. Потребитель может быть отключен на величину, превышающую размер потребления, обеспеченный гарантией;
  • административные меры воздействия на предприятия-непла­тельщиков и их руководителей, если они не выполняют требования порядка введения ограничения.
    Евгений Орешкин: Одна из основных проблем розничного рынка — отсутствие возможности для всех потребителей в сжатые сроки сменить поставщика электроэнергии. Так, предприятия малого и среднего бизнеса могут приобретать электроэнергию только у гарантирующих поставщиков. Иными словами, в настоящее время назвать розничный рынок полностью либерализованным нельзя.
    По нашей информации, какая-либо работа по дальнейшей либерализации розничного рынка не ведется. Поэтому говорить о дальнейших перспективах затруднительно.