Прогноз развития электроэнергетики России

 

Автор

Васильев Никита, Ведущий специалист дирекции перспективных балансов ЗАО «АПБЭ»

 

    Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г., разработанная Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике по поручению Минэнерго России и в целом одобренная Правительством РФ в июне 2010 г., является одним из основополагающих прогнозных документов развития электроэнергетики страны. Ежегодным инструментом мониторинга Генеральной схемы, необходимым для ее актуализации, служит прогнозный баланс развития электроэнергетики. ЗАО «АПБЭ» в июле 2012 г. разработало данный документ на период 2012—2030 гг. по заказу Минэнерго России.
    В соответствии с Прогнозным балансом — 2012—2030 основные направления развития электроэнергетики России, определенные Генеральной схемой, не изменились. К ним в первую очередь относятся:

  • широкомасштабная модернизация отрасли и ее перевод на новый технологический уровень, разработка, освоение и внедрение новых ключевых энергетических технологий;
  • активный вывод из эксплуатации (демонтаж) морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
  • повышение экономической и энергетической эффективности электроэнергетики;
  • повышение надежности функционирования отрасли за счет дальнейшего развития Единой энергетической системы России и наиболее полной реализации преимуществ совместной работы энергосистем, диверсификации применяемых современных энергетических технологий и видов топлива;
  • снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.
    Мониторинг реализации Генеральной схемы также показал, что начиная с 2020 г. практически не требует корректировки базовый вариант прогноза электропотребления. Данный сценарий является основным при формировании Прогнозного баланса — 2012—2030 и учитывает современные тенденции социально-экономического развития, а также отчетные данные 2010—2011 гг.
    В связи со спадом промышленного производства России и соответственно резким сокращением спроса на электроэнергию и мощность в период 1990—1998 гг. необходимость в строительстве новых генерирующих объектов временно отсутствовала. В ходе восстановления и развития экономики РФ с 1998 г. возобновился рост электропотребления (за исключением 2009 г., когда спад был вызван мировым финансовым кризисом). Фактически экономика страны подошла к моменту восстановления после провала 1990-х гг. В 2011 г. электропотребление по России составило 1032,8 млрд кВт·ч., и достижение исторически максимального уровня 1990 г. (1073,8 млрд кВт·ч по России) в базовом варианте Прогнозного баланса — 2012—2030 ожидается уже в 2014 г.
    Поскольку два последних десятилетия темпы строительства новых объектов генерации в России были относительно низкими, заметно увеличилась доля физически изношенного и морально устаревшего оборудования в стране. Анализ возрастной структуры энергоагрегатов электростанций России свидетельствует, что по состоянию на 1 января 2012 г. свыше 60% генерирующей мощности введено в эксплуатацию 30 и более лет назад (рис. 1).
    Для обновления генерирующего фонда и увеличения доли современного и эффективного оборудования в период 2010—2030 гг. Генеральной схемой предполагались вводы мощности в объеме 173 ГВт. Однако реализация намеченных планов столкнулась с некоторыми рисками, среди которых отсутствие действенных механизмов государственного регулирования, незавершенность построения рыночных отношений, ограничение роста цен на электроэнергию со стороны государства, задержка с освоением и внедрением на территории России ключевых энергетических технологий. Тем не менее достижение более высоких ежегодных темпов ввода генерирующего оборудования необходимо. В соответствии с определенными в Прогнозном балансе — 2012—2030 принципами вывода из эксплуатации устаревшего оборудования величина потребности в мощности по России в целом (с учетом экспорта/импорта и нормативного резерва) начнет превышать уровень располагаемой мощности действующих электростанций с 2016 г. при отсутствии вводов нового генерирующего оборудования и при условии проведения в полном объеме намеченного демонтажа (рис. 2).
    Согласно базовому варианту Прогнозного баланса — 2012—2030 для покрытия растущего спроса на электроэнергию и мощность требуется ввести 149,3 ГВт генерирующей мощности к 2030 г. (рис. 3). Снижение объемов ввода генерации по сравнению с Генеральной схемой связано с изменением планов в сторону уменьшения экспорта мощности и более эффективным использованием оборудования электростанций.
    Указанный масштаб сооружения электростанций определяет необходимость в строительстве до 2030 г. в среднем 7,9 ГВт генерирующих мощностей в год, при этом фактический максимальный годовой объем вводов с 2005 по 2010 г. составлял 3,0 ГВт в 2005 г. (табл. 1), а в 2011 г. он увеличился до 4,7 ГВт.
    Таким образом, для обеспечения прогнозируемых масштабов развития генерации требуется концентрация усилий и средств энергокомпаний, формирование жестких графиков проектных и строительно-монтажных работ и четкость их выполнения, а также разработка эффективных механизмов государственного регулирования в области электроэнергетики. В противном случае не представляется возможным добиться необходимых объемов ввода генерирующих мощностей и, соответственно, удовлетворить спрос экономики страны и жилищно-коммунальной сферы в электроэнергии.
    Помимо возможных рисков в организации строительства, следует отметить то, что в отрасли не выполнена одна из основных задач реформы — создание действенной системы рыночных отношений. При постоянно меняющихся условиях значительно усложняется процесс привлечения инвестиций. Это касается прежде всего оборудования тепловых электростанций, при этом основные вводы на перспективу запланированы именно на ТЭС — 90,6 ГВт до 2030 г. Для ряда проектов по сооружению ТЭС проблема экономической эффективности строительства на ближайшие годы (в период до 2017 г.) была решена за счет механизма договоров о предоставлении мощности. Эта вынужденная мера позволяет предотвратить срыв сроков ввода в эксплуатацию новых объектов генерации, но искажает справедливые рыночные принципы.
    Для успешной модернизации электростанций следует реализовать планы по выводу из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования. В соответствии с Прогнозным балансом — 2012—2030 в период до 2030 г. в базовом варианте предполагается демонтаж мощности в объеме 64,2 ГВт, что соответствует ежегодному выводу оборудования в размере около 3,4 ГВт. В период 2005—2011 гг. демонтаж в среднем за год составлял 0,6 ГВт, максимальная величина за данный период была достигнута в 2011 г. — 1,5 ГВт. Таким образом, для намеченного обновления объектов генерации и повышения эффективности использования топлива наряду с активными вводами новых электростанций нужно предусмотреть меры по достижению требуемого уровня демонтажа устаревшего оборудования.
    В настоящий момент имеются трудности в долгосрочном прогнозировании, связанные с неустойчивостью социально-экономического развития, дополнительно отягощенного нестабильностью мировой экономики. Данная проблема решается за счет рассмотрения дополнительных сценариев роста спроса на электроэнергию. Поэтому в рамках Прогнозного баланса — 2012—2030, помимо основного базового, разработаны максимальный и умеренный варианты прогноза электропотребления (табл. 2).
    Максимальный вариант развития возможен, но маловероятен, поэтому покрытие спроса на мощность в этом сценарии рассматривалось только в качестве риск-анализа до 2020 г., который показал, что потребность в мощности в Единой энергетической системе (ЕЭС) России будет покрыта запланированными в базовом варианте вводами генерации до 2017 г., и лишь с 2018 г. в энергосистеме появится дефицит. Умеренному варианту соответствуют более низкие темпы роста электропотребления и соответственно меньшие вводы мощности по сравнению с базовым. В данном сценарии для покрытия спроса достаточно строительства генерирующих объектов суммарной мощностью 107,9 ГВт в период 2012—2030 гг., что уступает базовому варианту примерно на треть — на 41,4 ГВт.
    Энергетика — отрасль инерционная, и для обеспечения ее оптимального развития при наличии нестабильных макроэкономических и внутриотраслевых факторов, а также предотвращения возможных рисков необходимо постоянно актуализировать как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. В рамках ежегодной прогнозной кампании в начале августа 2012 г. ЗАО «АПБЭ» приступило к проведению многоклиентского исследования по разработке сценарных условий развития электроэнергетики на период до 2030 г. (редакция 2012 г.), принять участие в котором может любая заинтересованная организация. В ходе исследования планируется сформировать актуализированный долгосрочный прогноз целевых показателей российской энергетики, включая цены на топливо, тарифы, спрос на электро­энергию и перспективы роста генерирующих и электросетевых объектов.