Функционирование рынка услуг по обеспечению системной надежности в мае 2012 г.

Рубрика:

Рынок

    Уважаемые читатели!
    Журнал «ЭнергоРынок» совместно с ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» открывают постоянную рубрику «Рынок системных услуг: промежуточные итоги».
    Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) — один из инструментов поддержания необходимого уровня надежности и качества функционирования Единой энергетической системы России в условиях полной либерализации рынков электроэнергии и мощности. Виды услуг по обеспечению системной надежности, порядок отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих такие услуги, а также правила их оказания и механизмы ценообразования определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.10 № 117 «О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности».
    В соответствии с указанным постановлением отбор субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, заключение с такими субъектами договоров на оплату услуг, а также координация действий участников рынка системных услуг возложены на ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы».
    В настоящее время через рыночные механизмы оплачиваются три вида системных услуг:

  • по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций (далее — услуги по НПРЧ);
  • по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт (далее — услуги по АВРЧМ);
  • по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не вырабатывается электрическая энергия (далее — услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии).
    Услуги по НПРЧ
    НПРЧ — это организованная часть первичного регулирования частоты, осуществляемого выделенными энергоблоками, имеющими соответствующие технические характеристики и на которых размещены резервы первичного регулирования. НПРЧ позволяет минимизировать отклонение частоты в энергосистеме при возникновении небаланса мощности (например, при неплановом отключении крупного энергоблока).
    Оказание услуг по НПРЧ заключается в поддержании субъектами электроэнергетики постоянной готовности энергоблоков к изменению активной мощности пропорционально отклонению частоты с требуемой скоростью и точностью в пределах заданного резерва первичного регулирования.
    Резервы первичного и вторичного регулирования на энергоблоках размещает Системный оператор. Величина первичного (вторичного) резерва на энергоблоке составляет ±5% его номинальной мощности. Субъекты электроэнергетики обеспечивают предоставление энергоблоками заданных резервов.
    В мае 2012 г. услуги по НПРЧ в соответствии с заключенными договорами оказывали 53 энергоблока ТЭС, при этом одновременно в оказании услуг по НПРЧ участвовало не более 35 энергоблоков ТЭС. На остальных энергоблоках резервы не были размещены согласно заявкам на вывод из НПРЧ (в связи с остановом в резерв и ремонтами оборудования). Статистика посуточного размещения резервов первичного регулирования в мае 2012 г. приведена на рис. 1. При этом максимальное значение величины размещенных в мае 2012 г. первичных резервов составило ±595 МВт.
    Объемы предоставления субъектами электроэнергетики резервов первичного регулирования показаны на рис. 2. Разность между максимальными и минимальными значениями величин резервов первичного регулирования характеризует неравномерность размещения и предоставления резервов в течение суток.
    Объем фактически оказанных услуг по НПРЧ по каждому субъекту электроэнергетики определяется по результатам проводимого ОАО «СО ЕЭС» автоматизированного контроля оказания услуг. В отношении каждого часа оказания услуг оценивается выполнение энергоблоком заданных критериев при условии предоставления резервов первичного регулирования. Единицей измерения объема оказанных услуг по НПРЧ является 1 МВт предоставленного диапазона первичного регулирования за час оказания услуг.
    В отношении 70 часов выявлены нарушения заданных критериев по регулированию частоты (0,31% общего объема размещенных резервов).
    Основная часть нарушений оказания услуг обусловлена непредоставлением резерва, что связано в основном с вводом/выводом энергоблоков в/из НПРЧ по заявкам электростанций (85% общего количества часов неоказания услуг). Отношение количества часов оказания/неоказания услуг к общему количеству часов размещения резервов, а также соотношение количества часов неоказания услуг, соответствующих разным причинам неоказания услуг, показано на рис. 3.
    Наибольший объем оказанных услуг по НПРЧ в мае 2012 г. из девяти субъектов электроэнергетики обеспечило ОАО «Э.Он Россия». Процентное соотношение объемов оказанных услуг субъектами электро­энергетики приведено на рис. 4.
    Особенности оказания услуг по НПРЧ в текущем месяце
    Наиболее существенное отклонение частоты в энергосистеме в текущем месяце произошло при отключении 14.05.12 энергоблока № 4 на Калининской АЭС, вследствие чего величина возникшего аварийного небаланса мощности в ЕЭС составила 682 МВт, квазистатическое отклонение частоты (на 20 секунд) от исходного значения ?F было равно –0,045 Гц. Все энергоблоки, участвующие в НПРЧ, обеспечили мобилизацию первичной мощности в полном соответствии с заданными параметрами с соблюдением требуемых критериев.
    Услуги по АВРЧМ
    АВРЧМ — это процесс изменения мощности энергоблоков под действием центрального регулятора частоты, установленного в главном диспетчерском центре Системного оператора. АВРЧМ позволяет восстанавливать номинальное значение частоты в энергосистеме (50 Гц).
    Оказание услуг по АВРЧМ заключается в поддержании субъектами электроэнергетики постоянной готовности энергоблоков к изменению активной мощности под воздействием централизованной системы автоматического регулирования частоты и мощности (центрального регулятора) в соответствии с получаемым вторичным заданием с требуемой скоростью и точностью в пределах заданного резерва вторичного регулирования.
    Единицей измерения объема оказанных услуг по АВРЧМ является 1 МВт предоставленного диапазона вторичного регулирования за час оказания услуг.
    Максимальное значение величины размещенных в мае 2012 г. вторичных резервов составило ±40 МВт.
    Услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии
    Услуги по регулированию реактивной мощности заключаются в обеспечении работы генерирующего оборудования в режиме синхронного компенсатора на основании диспетчерских команд для поддержания баланса реактивной мощности в узле энергосистемы и (как следствие) уровня напряжения в нем.
    По состоянию на май 2012 г. четыре субъекта электроэнергетики заключили договоры по регулированию реактивной мощности. В соответствии с договорами оказывать услуги могут 82 генератора, установленных на ГЭС.
    Объемы оказанных услуг по регулированию реактивной мощности определяются как количество часов работы генераторов в режиме синхронного компенсатора по диспетчерской команде Системного оператора с поддержанием установленных диспетчером значений напряжения и/или реактивной мощности.
    В мае 2012 г. к регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии привлекались генераторы-двигатели № 3, 5, 6 Загорской ГАЭС, генераторы № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Красноярской ГЭС, генератор № 2 Братской ГЭС. Генераторы в операционных зонах Северо-Запада, Урала, Средней Волги и Юга в рассматриваемый период услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии не оказывали.