Особенности регулирования электросетевых организаций в 2012—2013 гг.

 

Автор

Милютин Денис, Заместитель начальника управления регулирования электроэнергетической отрасли ФСТ России

 

    Интервью с заместителем начальника управления регулирования электроэнергетической отрасли ФСТ России Денисом Милютиным
    ЭР: Денис Владимирович, в 2011 г. было внесено немало изменений в основы ценообразования на рынке электроэнергии. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.
    Д. М.: Основные изменения были заложены в новой версии Основ цено­образования и уточнены в новой методике по RAB-регулированию, которая утверждена приказом ФСТ России от 30.03.12 № 228-э. Изменилась терминология. Размером инвестированного капитала называют величину активов на момент перехода на RAB-регулирование, и с течением времени она не меняется. А суммой фактических вводов основных средств (а не планов финансирования, как это было раньше) — базу инвестированного капитала.
    Дальнейшее совершенствование механизма регулирования заключается в учете степени загрузки основных средств, причем как в самом капитале, на который будут начисляться возврат и доходность, так и при расчете операционных затрат. Иными словами, если объект не загружен — он не получает возврат и доход и не участвует в увеличении операционных расходов. Также требуется установить типовые расценки капитального строительства. При меньшей стоимости строительства компании получат прибыль, если же строительство выйдет дороже — на уровень тарифа это не повлияет.
    Другая основная составляющая необходимой валовой выручки — операционные расходы. Здесь изменений не так много — с 2,5 до 3 был увеличен коэффициент эффективности, введено обязательное условие, согласно которому OPEX обязателен к применению, если при переходе на RAB его рост составил больше, чем две инфляции. В развитие этого положения при определении OPEX планируется учитывать степень загрузки, а базовую величину определять c учетом методом сравнения аналогов.
    Большинство компаний результаты бенчмаркинга, возможно, будут применять при начале второго долгосрочного периода — с 2018 г., но компании, которые будут переходить на RAB, — уже с 2013 г.
    Хочется обратить внимание на то, что перечень неподконтрольных расходов значительно сократился. Раньше не было точного перечня, и многие регуляторы все, что не попало в операционные, включали в неподконтрольные расходы. Новые Основы ценообразования тоже не содержат полного перечня, но в методических указаниях посредством исключения из того, что входит в операционные расходы, сформирован закрытый перечень неподконтрольных расходов, в которые включаются лишь нерегулируемые услуги в сфере электроэнергетики (т.е. это касается только платы ФСК ЕЭС и расходов на покупку электроэнергии в неценовых зонах), арендные платежи, налоги и убытки от льготного технологического присоединения. Мы недавно опубликовали шаблоны, в которых отражено изменение состава неподконтрольных расходов. Расходы, не вошедшие в указанный перечень, могут быть учтены при корректировке базового уровня операционных расходов. При ежегодной корректировке необходимой валовой выручки возможна корректировка неподконтрольных расходов на основании разницы между планируемыми и фактическими их значениями с учетом изменений законодательства, которые приводят к изменению данных расходов. Также по этой статье учитываются судебные решения и решения ФСТ России по рассмотрению разногласий или по досудебному урегулированию споров.
    Основная новация — то, что норма доходности на основной капитал теперь устанавливается региональными регулирующими органами (на новый капитал, как и ранее, — ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития). На последний год долгосрочного периода ставки доходности на новый и на старый капитал должны сравняться, чтобы при переходе ко второму долгосрочному периоду этот капитал был единым целым и на него начислялась одинаковая доходность.
    Также хотелось бы отметить, что осталась возможность корректировок необходимой валовой выручки. В первую очередь это касается исполнения инвестиционной программы. К этому добавилась возможность учета степени исполнения инвестпрограммы при определении величины сглаживания в последний год. При этом формула расчета величины сглаживания предусматривает исключение «двойных» штрафов: если корректировка уже проводилась, при сглаживании учитывается ее величина.
    Особый вид корректировки, который определен в п. 8 Методических указаний, обусловлен изменением методики в части определения дохода на капитал. До 2012 г. доход начислялся на план финансирования. Сейчас принято решение о начислении дохода по факту ввода, который зачастую намного меньше запланированного. Так, например, в 2011 г. планы финансирования таких компаний, как «Владимирэнерго», «Смоленск­энерго», «Новгородэнерго», «Кубань­энерго», «Ростовэнерго», оказались практически в два раза больше, чем факты ввода. Разницу между доходом, начисленным по старой и новой методикам, предлагается исключить в 2012 г.
    ЭР: Какие результаты перехода на RAB-регулирование Вы отметили бы?
    Д. М.: Региональные регулирующие органы приняли решение о переводе 16 компаний, которые ранее регулировались методом RAB, на метод долгосрочной индексации, одна компания (Карелэнерго) была переведена на RAB с долгосрочной индексации.
    Основные проблемы заключаются в том, что у многих компаний нет утвержденных инвестиционных программ. И даже у тех компаний, где они есть, я полагаю, после согласования долгосрочных параметров может понадобиться их корректировка в части уточнения самих источников финансирования инвестпрограммы.
    Одно из основных условий согласования долгосрочных параметров — соответствие роста тарифов по всему долгосрочному периоду параметрам прогноза социально-экономического развития. Для согласования долгосрочных параметров в регионах, в которых рост среднего котлового тарифа предполагается свыше 11%, необходимо, чтобы в прогнозе появилась запись, позволяющая такую возможность. Понятно, что в основном такое превышение связано с прекращением договоров по «последней миле».
    Что касается тарифов на 2012 г., то ФСТ России установлены предельные уровни тарифов, и по ряду компаний регулирующие органы субъектов вышли к нам с согласованием решений об установлении тарифов, превышающих эти предельные уровни. Мы приняли для себя условие, что будем согласовывать такие решения только в случае, если отклонения от предельных уровней будут составлять не более 3—4 п.п. при росте среднего котлового тарифа не выше 11%. Об этом мы проинформировали Правительство РФ в рамках доклада о состоянии дел с RAB-регулированием. Также было сказано, что по многим регионам это условие не выполняется и что рост по отдельным уровням напряжения превышает предельные уровни на 20—30%, и мы считаем это недопустимым.
    Кроме того, мы подготовили изменения в отношении такого важного условия, как объем займа не менее 25% от размера инвестированного капитала на конец каждого года, с тем чтобы данное условие выполнялось с 2015 г. При этом коллеги из Минэкономразвития России предложили рассчитывать заем не от размера инвестированного капитала (РИК), а от РИК + база инвестированного капитала с учетом вводов, т.е. еще больше увеличить объем заимствований. Вместе с Минэнерго России мы решили данную корректировку не предусматривать и оставить размер займа в 25% от РИК. При проведении регуляторами работы по пересмотру долгосрочных параметров основным инструментом по снижению темпов роста тарифов являлся размер инвестированного капитала, который был существенно сокращен по большинству компаний.
    ЭР: Величина потерь в сетях — долгосрочный параметр. Но таким образом произошло расхождение: в методе RAB долгосрочным параметром является норматив потерь, а в долгосрочной индексации — величина технологического расхода электрической энергии в целях компенсации потерь. Как решается эта проблема?
    Д. М.: ФСТ России подготовлен ряд изменений в регламент принятия решений регулирующими органами (Регламент № 130-э), в том числе изменения по форме утверждения долгосрочных параметров по методу долгосрочной индексации и по методу RAB. Мы предлагаем регулирующим органам корректировать долгосрочные параметры начиная с 2012 г. Параметры, которые были утверждены с момента перехода до 2012 г., менять не нужно. С учетом того, что форма самого решения поменялась, ФСТ предлагает исключить из предыдущих решений региональных регулирующих органов строки, посвященные параметрам долгосрочной индексации с 2012 г., и принять новое приложение.
    ЭР: Над какими документами сейчас ведется работа в ФСТ России?
    Д. М.: Совместно с Минэконразвития и Минэнерго России ФСТ России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.11 № 1178», который предусматривает внесение ряда изменений и дополнений в части регулирования тарифов сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии.
    Во-первых, установлен срок корректировки долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, которое в первом полугодии 2012 г. осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, если в отношении указанных организаций до 1 июня 2012 г. не были согласованы долгосрочные параметры регулирования, — с 1 ноября 2012 г. Исходя из того, что в связи с отсутствием по состоянию на 1 июня 2012 г. согласования ФСТ России скорректированных долгосрочных параметров такие компании регулируются методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, во избежание установления котловых тарифов ниже уровня, который мог быть определен, если бы компания регулировалась методом доходности инвестированного капитала, предусмотрено снятие 12%-ного ограничения по величине инвестиционной составляющей, включаемой в необходимую валовую выручку, определяемую по методу долгосрочной индексации.
    Также установлено обязательное представление до 1 сентября 2012 г. региональными регуляторами заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров регулирования в отношении таких территориальных сетевых организаций. Кроме того, определено, что в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, переход после 1 июля 2012 г. к регулированию цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется при условии согласования с ФСТ России долгосрочных параметров регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
    Если же ФСТ России откажет в согласовании долгосрочных параметров регулирования и по методу доходности инвестированного капитала, и по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, то регулирование деятельности таких организаций осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом в составе необходимой валовой выручки соответствующих организаций расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли не учитываются, а величина амортизации основных средств учитывается на уровне, определенном на основании данных бухгалтерского учета на конец года, предшествующего первому году текущего долгосрочного периода.
    Во-вторых, ФСТ России поручено пересмотреть с 1 июля 2012 г. цены (тарифы) на услуги Коммерческого оператора.
    В-третьих, в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрены следующие дополнения:
    дифференциация регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), на услуги по передаче электрической энергии по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей;
    регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования.