Новая жизньпо новым правилам

 

Автор

Райсих Александр, Советник председателя правления НП ГП и ЭСК

 

    С принятием Постановления Правительства от 04.11.11 № 877 для гарантирующих поставщиков (ГП) был введен принцип равенства объемов купленной на оптовом рынке и реализованной на розничном рынке мощности. Недоработанность данного постановления породила существенные проблемы для ГП, начиная от постоянного перевыставления счетов и заканчивая убытками от применения ряда норм, спорами и арбитражными процессами с потребителями в связи с оспариванием ими порядка расчета и применения нерегулируемых цен.
    Еще задолго до вступления в силу этого принципа (с 01.04.12) назрела необходимость принятия нового нормативного документа, меняющего правила работы на розничных рынках. Министерство энергетики РФ в 2010 г. должно было подготовить и согласовать новые правила розничных рынков, но сроки постоянно переносились: следовало детально описать такие процессы, как коммерческий учет, ограничение режима потребления, порядок проведения конкурса на статус ГП, стандарты качества обслуживания ГП и др.
    Документ, которым утверждается новая редакция Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Правила), был подписан 4 мая 2012 г. и через месяц опубликован на сайте Правительства РФ. Однако его нормы, касающиеся порядка работы на розничных и оптовом рынках электроэнергии, затрагивают отношения начиная с апреля 2012 г.
    Этим же нормативным актом утверждаются Правила ограничения режима потребления электрической энергии, а также ряд существенных изменений в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (ПНД), Основы ценообразования в электроэнергетике, Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, Правила применения ГП нерегулируемых цен, в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
    Остановимся подробнее на некоторых положениях принятых документов.
    База для определения ставки на содержание сетей тарифа на услуги по передаче
    Поручение Министерству энергетики РФ разработать порядок определения величины мощности, используемой при установлении и применении тарифов на услуги по передаче электроэнергии, было дано в конце 2010 г. (по окончании переходного периода реформирования электро­энергетики — 1 января 2011 г.). Между тем отдельный порядок так и не был разработан, а обсуждавшиеся в течение 2011 г. принципы оплаты услуг по максимальной мощности энергоустройств потребителя были временно отложены с поручением более подробно их подготовить, оценить последствия и представить к 1 июля 2013 г. .
    В новой версии ПНД понятия максимальной и оплачиваемой сетевой мощности различаются. Под максимальной понимается максимальная одномоментная мощность, указываемая в документах о технологическом присоединении и определяемая составом энергопотребляющего оборудования потребителя. В случае если максимальная мощность в документах не указана, она принимается равной наибольшему из почасовых объемов потребления электро­энергии, определенных по результатам контрольных замеров за последние пять лет либо за срок, когда такие контрольные замеры проводились. При этом по всему тексту ПНД термин «присоединенная мощность» заменен термином «максимальная мощность», а уровень 750 кВА — 670 кВт.
    Постановление № 877 предусматривает следующие ключевые моменты в части оплаты услуг по передаче:

  • с 1 апреля 2012 г. потребители, рассчитывающиеся ранее по двухставочной цене, переходят на расчеты по трехставочной цене, т.к. базы для расчета мощности, приобретаемой (в составе стоимости электроэнергии) и передаваемой (в сетевом тарифе), теперь различны;
  • с 1 апреля 2012 г. оплачиваемая мощность ставки на содержание электрических сетей тарифа на услуги по передаче электроэнергии (далее — сетевая мощность) определяется из среднего за рабочие дни месяца максимального значения потребляемой мощности в часы контроля Системного оператора для всех категорий потребителей;
  • с 1 января 2013 г. ГП будут оплачивать сетевую мощность по каждой точке поставки потребителей в зависимости от применяемого потребителем варианта расчета за услуги по передаче, а не в целом по границам ГП, как было ранее. В этом мы видим один из самых высоких рисков возникновения убытков у ГП, т.к. тарифные решения по населению не сбалансированы и в большинстве регионов в тарифах на передачу присутствует перекрестное субсидирование этой категории прочими потребителями.
    Таким образом, пока оплата услуг по передаче по максимальной мощности не предусматривается, однако уже с 1 июля 2012 г. ГП и сетевые организации будут рассчитывать величину резервной максимальной мощности в индикативных (информационных) целях. Она определяется как разность между максимальной и оплачиваемой сетевой мощностью по потребителям с максимальной мощностью не менее 670 кВт. Порядок оплаты резервной максимальной мощности должен быть разработан к 1 июля 2013 г.
    Учет стоимостиприобретенной мощности в отпускных ценах
    Иной порядок (в отличие от определения сетевой мощности) предусматривается в порядке трансляции на потребителей розничного рынка стоимости мощности (далее — генерирующая мощность). Обязательства потребителей розничного рынка по оплате этой мощности формируются с 1 апреля 2012 г. в час максимума ГП. В то же время согласно Постановлению № 877 на ОРЭМ обязательства потребителей по оплате мощности формировались в час собственного максимума, что стимулировало некоторую часть потребителей к уходу на розничный рынок к ГП для существенного снижения стоимости этой составляющей.
    Новыми Правилами данное противоречие устранено: с 1 апреля 2012 г. час фактической пиковой нагрузки определяется Коммерческим оператором в целом по субъекту Российской Федерации. Средняя по месяцу величина мощности, востребованная потребителями как оптового, так и розничных рынков электроэнергии в этот час, и является базой для расчета обязательств по покупке генерирующей мощности.
    Особенности расчета цен для потребителей первой ценовой категории
    Одним из последствий принятия Постановления № 877 оставался неясный порядок учета мощности в расчете цены для потребителей первой ценовой категории, в основе которого был заложен остаточный принцип. Правила дают ответ на ряд технических вопросов, сохранив при этом для потребителей первой ценовой категории прежний порядок расчета цены по остаточному принципу с одним важным дополнением — до 1 июля 2013 г. фактически складывающаяся по этому принципу цена не может быть выше цены, соответствующей ЧЧИМ 5750. При срабатывании такого ограничения ГП получат реальные убытки, не имея никаких механизмов их компенсации.
    Технически «улучшения» остаточного принципа расчета предполагают следующее. При определении мощности, приобретаемой совокупно всеми потребителями первой ценовой категории, вычитается мощность для населения, учтенная в Сводном прогнозном балансе ФСТ России. Известно, что эта мощность включает 6% резервной мощности. Между тем величина покупаемой на ОРЭМ мощности по регулируемым договорам для целей снабжения населения такой резерв не содержит. То есть ГП не могли компенсировать расходы, соответствующие указанному резерву, что приводило к прямым убыткам ГП. В Правилах данная норма исправлена — теперь в период с 1 апреля 2012 г. по 1 января 2013 г. при расчете первой ценовой категории мощность по населению будет вычитаться без учета резерва, а с 2013 г. Федеральная служба по тарифам предполагает формирование балансовых решений по населению без учета резерва.
    Объем покупки мощности у розничной генерации определяется как среднее значение мощности в час фактической пиковой нагрузки, устанавливаемый Коммерческим оператором (должен быть обеспечен почасовой учет). При непредоставлении данных, равно как и в отсутствие учета, в соответствии с принятыми нормами правил коммерческого учета величина купленной мощности у розничных генераторов определяется расчетным путем. Кроме того, покупка электроэнергии и мощности у объектов генерации с установленной мощностью более 25 МВт без разрешения на реализацию на розничном рынке от НП «Совет рынка» с 1 января 2013 г. не будет учитываться при расчете коэффициента мощности. На это условие следует обратить особое внимание, поскольку для получения такого разрешения установлен довольно жесткий срок — до 1 августа 2012 г.
    В формулу расчета цены для потребителей первой ценовой категории добавлено еще одно слагаемое — корректировка за предыдущие периоды, что не было учтено при принятии Постановления № 877. Это избавляет ГП от необходимости постоянного перерасчета нерегулируемых цен из-за выявленных расхождений за предыдущие периоды (например, фиксация иной величины мощности у двухставочного потребителя в процессе снятия контрольных показаний).
    Сетевые организации в части покупки электроэнергии на компенсацию потерь по своим правам приравниваются к обычным потребителям и покупают электроэнергию по ценовым категориям, соответствующим установленным приборам учета (в большинстве случаев это первая ценовая категория).
    Особенности расчета цен для отдельных категорий потребителей
    Основные нововведения коснулись порядка учета свободных договоров при трансляции. Объемы и цены покупки по каждому из заключенных ГП с поставщиками ОРЭМ свободным двусторонним договорам учитываются при определении предельных уровней свободных нерегулируемых цен только в том случае, если это приведет к их снижению. Кроме того, свободные двусторонние договоры ГП теперь не вправе заключать в интересах конкретного потребителя.
    По-прежнему сохраняется норма о цене реализации ОАО «Оборон­энергосбыт» до 1 января 2015 г. без сбытовой надбавки ГП-продавца, что приводит к выпадающим доходам ГП-продавца и требует учета при установлении сбытовой надбавки для прочих его потребителей.
    Публикация цен
    Согласно Постановлению № 877 Коммерческий оператор был обязан публиковать средневзвешенные нерегулируемые цены до 4-го числа каждого месяца, а ГП — рассчитывать предельные уровни нерегулируемых цен до 6-го числа следующего месяца, в то время как одну из составляющих этого расчета — час максимума ГП коммерческий оператор публиковал только 9-го числа следующего месяца.
    Теперь сроки выглядят следующим образом: публикация составляющих предельного уровня нерегулируемых цен Коммерческим оператором осуществляется до 10-го числа следующего месяца, а ГП — до 15-го числа следующего месяца в счетах на оплату и до 18-го числа — на сайте в сети Интернет или в региональном печатном издании.
    То, что Налоговый кодекс РФ обязывает ГП выставлять счета-фактуры потребителям до 5-го числа следующего месяца, а составляющие расчета цен будут известны ГП не ранее 10-го числа (и все равно будет необходимо выставлять корректировочные счета-фактуры), видимо, является несущественным с точки зрения законодателя. Также не вызывает беспокойства и прогнозируемое увеличение дебиторской задолженности из-за ожидаемого удлинения срока выставления счетов на 10 дней.
    Дополнительно отметим, что плата за инфраструктурные услуги рассчитывается теперь ГП самостоятельно. Величина тарифа на услуги по передаче и сбытовая надбавка становятся самостоятельными составными предельных уровней.
    Выбор ценовой категории потребителем
    Процедура выбора потребителем ценовой категории прописана более подробно.
    Потребители с максимальной мощностью 670 кВт и более с 1 июля 2013 г. не вправе выбирать первую или вторую ценовую категорию. Если такие потребители не обеспечат почасовой учет, будет применяться расчетный профиль. При этом для потребителей, опосредованно присоединенных к сетям ЕНЭС, выбор ограничен между четвертой и шестой ценовой категорией уже с момента принятия Правил. В остальном прописаны вполне логичные нормы: выбор второй ценовой категории — только при наличии приборов учета, замеряющих потребление по зонам суток, с третьей по шестую — только при наличии почасового учета потребления электроэнергии, пятой или шестой — при условии почасового планирования. О своем решении потребители, как и ранее, должны известить ГП за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.
    Потребители вправе выбрать вариант оплаты тарифа на передачу в течение месяца с момента принятия тарифно-балансового решения (т.е. порядок оставлен без изменения).
    Дифференциация сбытовой надбавки
    Существенным положительным моментом нового постановления для ГП является возможность формирования дифференцированной по группам потребителей сбытовой надбавки ГП. При этом сбытовая надбавка по населению должна быть установлена на экономически обоснованном уровне в расчете на 1 кВт•ч полезного отпуска.
    Сбытовая надбавка по прочим группам потребителей будет устанавливаться дифференцированно по потребителям с максимальной мощностью свыше 10 МВт, от 670 кВт до 10 МВт и менее 670 кВт, исходя из определенной ФСТ России в методических указаниях предельной доходности. Предельная доходность определяется по каждой подкатегории как процент от стоимости покупной электрической энергии и мощности (без учета стоимости услуг) в зависимости от объемов поставки, доли поставки населению, а также ряда территориальных и зональных характеристик в соответствии с методическими указаниями ФСТ России.
    При установлении сбытовой надбавки учитываются расходы:
  • на осуществление деятельности ГП;
  • на обеспечение стандартов качества обслуживания ГП;
  • по принятию на обслуживание покупателей электроэнергии с применением особого порядка;
  • на формирование резерва по сомнительным долгам, обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала.
    С 1 июля 2012 г. сбытовые надбавки для ГП будут установлены по старым правилам, но с отменой ограничения роста сбытовой надбавки не более чем 11% (заметим, что ограничение по росту конечной цены сохраняется). Однако через два месяца после принятия новых методических указаний, которые поручено разработать до 1 августа 2012 г., должны быть реализованы новые принципы регулирования.
    Статус ГП, изменение зон деятельности и конкурсы
    Статус ГП сохраняется у всех, кто имел его на момент выхода Правил.
    Зона деятельности ГП второго уровня, соответствующая точкам поставки ГП, не выведенным на ОРЭМ, переходит с 1 октября 2012 г. к ГП первого уровня (к ОАО «Оборон­энергосбыт» это требование не относится до 1 января 2015 г.). При взаимном согласии смежных ГП их зоны деятельности могут быть изменены или даже объединены и переданы одному из них.
    Внеочередные конкурсы на статус ГП проводятся только при банкротстве, ликвидации, отказе от статуса ГП или исключении из реестра участников ОРЭМ действующего ГП. Конкурсы проводит Минэнерго России с привлечением в состав конкурсной комиссии представителей федеральных и региональных органов власти. Основным критерием выбора нового ГП является сумма, направляемая на погашение задолженности предыдущего ГП кредиторам.
    Требования к качеству обслуживания ГП
    Правила обязуют ГП в течение года разработать стандарты качества обслуживания ГП и в дальнейшем строго придерживаться их требований. Будут необходимы:
  • разработка и публикация форм договоров, их корректировка в течение одного месяца с момента изменения правил;
  • заключение договоров в предусмотренные сроки и в установленном порядке (потребитель может распечатать договор с сайта, обратиться к ГП с требованием его подписать). Эти формы направляются также в управление Федеральной антимонопольной службы, которая имеет полномочия по контролю);
  • наличие центров очногообслуживания, а также обеспечение заочного обслуживания;
  • удаленное выставление счетов, удаленное принятие данных коммерческого учета;
  • прием обращений о проблемах качества и нарушении энергоснабжения, прием иных обращений (в том числе устно) с обеспечением ответа за одно обращение.
    Также ГП должны предусмотреть возможность внесения платежей за электрическую энергию без взимания комиссий.
    Расходы, связанные с выполнением стандартов должны быть учтены в сбытовой надбавке.
    Уход потребителей от ГП
    Теперь при уходе потребителя на ОРЭМ от регионального регулирующего органа не требуется подтверждения об отсутствии социально-экономических последствий. При этом с 1 июля 2012 г. на ОРЭМ могут выйти потребители, имеющие тарифно-балансовое решение, а с 1-го числа квартала — любой потребитель, если за 30 дней до этого им выполнены все требования по участию в ОРЭМ.
    Потребитель с присоединенной мощностью менее 1,8 МВА или с максимальной мощностью 2 МВт вправе уйти на ОРЭМ без компенсации сбытовой надбавки ГП (что опять же ведет к выпадающим доходам ГП). Остальные потребители обязаны компенсировать сбытовую надбавку только в случае, если они уведомили ГП до начала очередного периода регулирования.
    Коммерческий учет электроэнергии
    Большой блок Правил посвящен вопросам коммерческого учета электроэнергии. Детализированы бизнес-процессы (между потребителем, ГП / энергосбытовой организацией (ЭСО) и сетевыми организациями) по установке приборов учета и допуску приборов в эксплуатацию, по поверке, демонтажу и замене приборов учета, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, по выявлению бездоговорного и безучетного потребления. Установлены также требования к приборам учета, закреплены меры ответственности за непредставление показаний, за безучетное и бездоговорное потребление. Прописаны меры по стимулированию внедрения участниками розничного рынка средств коммерческого учета электрической энергии. Регламентированы процедуры согласования потерь электроэнергии в сетях между ГП и сетевыми организациями.
    Правила ограничения режима потребления
    Предусматриваются отдельным документом. В нем четко прописано: кто и в каких случаях является инициатором и(или) исполнителем введения ограничений, а также меры ответственности всех участников за своевременное исполнение всех предписаний. Особенностью данных правил является введение субисполнителя — как правило, сетевой организации, куда присоединен потребитель и с которой у ГП или ЭСО нет прямого договора оказания услуг по передаче, например в силу принятия в регионе модели оплаты единого котлового тарифа услуг по передаче вышестоящей сети (модель «котел сверху») или при опосредованном присоединении.
    Следует обратить внимание на увеличение срока от подачи уведомления до введения ограничения с пяти до десяти дней (что приведено в соответствие с нормами Федерального закона «Об электроэнергетике»).
    * * *
    Новая жизнь по новым правилам не обещает быть безоблачной. Несмотря на достаточно глубокую проработанность Правил по отдельным вопросам, они не решают глобальных проблем розничного рынка электроэнергии (рост неплатежей, рост перекрестного субсидирования, вероятное банкротство ГП из-за рисков возникновения убытков и отсутствия источника их покрытия). Все надежды ГП связаны с установлением экономически обоснованной сбытовой надбавки (сейчас по ГП сбытовая надбавка покрывает от 30 до 80% экономически обоснованных затрат).
    Правила так и не создали стимулов для потребителя к повышению энергоэффективности. Зачастую потребителям будет выгодно не планировать собственное потребление, а оставаться в первой ценовой категории, для которой цены, возможно, и будут ниже, но при этом их разброс от месяца к месяцу может составлять 30—40%.
    Остается надеяться, что актуальность выявленных проблем будет способствовать их скорейшему решению.