«Инициативы по улучшению инвестклимата возглавляютсами предприниматели — и в этом принципиальное отличие от всего, что было раньше»

 

Автор

Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив

 

    Интервью с директором направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артемом Аветисяном
    В конце марта рабочая группа «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», деятельность которой курирует Агентство стратегических инициатив (АСИ), завершила первую финальную «дорожную карту», где указано, как, что и когда нужно сделать, чтобы облегчить доступ при подключении к энергосетям. Это первый результат реализации приоритетной инициативы по энергетике в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России, порученной к разработке АСИ В. Путиным в декабре прошлого года. Координатором рабочей группы со стороны агентства выступил директор направления «Новый бизнес» А. Аветисян.
    ЭР: Артем Давидович, что такое Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России?
    А. А.: Цель Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) — упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории России процедур по ведению бизнеса. Это 22 проекта, направленных на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов, а также расширение спроса на продукцию компаний, обеспечение предпринимателей квалифицированными кадрами и внедрение Стандарта деятельности региональных органов исполнительной власти в регионах Российской Федерации.
    Эти проекты — результат анализа опросов российского бизнеса и методологии международных рейтингов инвестиционного климата. Реализация проектов, представленных в НПИ, позволит улучшить инвестиционный климат, снять целый комплекс административных барьеров и даст нашей стране возможность серьезно подняться в мировых рейтингах инвестиционной привлекательности. В Национальную инициативу вошли именно те вопросы, которые в наибольшей степени волнуют наших предпринимателей и по которым Россия оценивается в глобальных рейтингах.
    ЭР: Реализацией проектов в рамках НПИ занимается агентство?
    А. А.: Осуществляют инициативу рабочие группы. В их составе — представители бизнеса и ведущих предпринимательских объединений, экспертного сообщества, федеральных органов исполнительной власти. Принципиальное отличие наших рабочих групп от всех созданных ранее в том, что их возглавляют, ими управляют и отвечают за результат не чиновники, а сами предприниматели. И Агентство стратегических инициатив — координатор этого процесса, штаб НПИ.
    По итогам экспертных обсуждений мы выделили четыре приоритетных проекта по реализации инициативы: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Упрощение процедур получения разрешения на строительство», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Совершенствование таможенного администрирования». По каждому из них рабочая группа прогнозирует результат, «дорожная карта» — пошаговый план внедрения инициативы.
    Проект «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» стартовал в феврале 2012 г. — именно тогда в рамках Красноярского экономического форума прошло заседание первой рабочей группы этого проекта, которая завершила «дорожную карту» — план мероприятий по упрощению и совершенствованию существующих процедур подключения к энергетической инфраструктуре.
    До конца апреля по всем четырем приоритетным проектам будут подготовлены «дорожные карты», а затем они будут рассмотрены наблюдательным советом агентства, который возглавляет Владимир Путин. После их утверждения и подписания председателем наблюдательного совета ответственные министерства и ведомства приступят к реализации включенных в «дорожную карту» мероприятий. Рабочая группа в дальнейшем будет мониторить этот процесс, а АСИ продолжит его координировать.
    ЭР: Что конкретно предлагается в «дорожной карте» по энергетике?
    А. А.: Многие годы одной из самых серьезных проблем создания и развития бизнеса в нашей стране является сложность присоединения к электросетям и дороговизна этих процедур. Сегодня для подключения к энергетической инфраструктуре в России нужно в пять раз больше времени, чем в США, а затраты на это более чем в 22 раза выше, чем в Казахстане. Сложность подключения к энергосети увеличивает как риски, так и стоимость инвестиционных проектов в России.
    «Дорожная карта» предусматривает корректировку нормативной базы и комплекс других мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в РФ. В ближайшие годы предлагается существенно сократить длительность согласований при техприсоединении к электросетям и удешевить этот процесс. Сегодня минимальный срок согласования необходимых документов и подключения нового потребителя составляет 281 день. При реализации наших предложений уже к 2020 г. он должен уменьшиться до 40 дней. Произойти это должно прежде всего благодаря введению «уведомительного характера» техприсоединения, изменения параметров долгосрочных тарифов на услуги по передаче сетевых компаний, обеспечения максимальной информационной открытости процедур техприсоединения, в том числе посредством создания единого интернет-портала и более жесткого контроля за полнотой раскрытия информации сетевыми компаниями.
    Стоимость техприсоединения мощности в 1 кВт для потребителя в «дорожной карте» предлагается к 2015 г. снизить вдвое — с 1852% от ВВП на душу населения до 938%. К 2020 г. подключение, по сути, должно стать бесплатным — 25% от ВВП на душу населения.
    Что особенно важно: нормативное удешевление техприсоединения практически вдвое к началу 2015 г. и в 100 раз от текущей стоимости к 2020 г. Для примера: подключение двухэтажного склада мощностью 140 кВА обходится сегодня в 6 млн руб., а к 2020 г. будет измеряться сотнями тысяч рублей.
    ЭР: Какие меры согласно «дорожной карте» будут введены в 2012 г.?
    А. А.: Уведомительный порядок согласования с Ростехнадзором допуска в эксплуатацию объектов потребителя до 750 кВА и уровнем напряжения до 10 кВ.
    Возможность рассрочки платежа за услуги по технологическому присоединению потребителей от 15 до 150 кВА с внесением в типовой договор.
    Сокращение нормативных сроков согласования проектов присоединения к энергосетям до 10 дней с разработкой и реализацией законодательных инициатив.
    Целевой показатель проекта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» — войти в двадцатку стран-лидеров к 2020 г.
    ЭР: Кто именно входит в рабочую группу?
    А. А.: Группа состоит из членов бизнес-сообщества, экспертов, предпринимательских объединений (РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России», ТПП РФ), ОАО «МОЭСК», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» и представителей федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС, ФСТ, Ростехнадзор). Возглавляет ее Сергей Мироносецкий, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания». Методология дорожных карт разработана THE BOSTON CONSULTING GROUP (BCG).
    Ключевая роль в группе, еще раз подчеркиваю, отведена самим предпринимателям, т.е. тем людям, которые ежедневно сталкиваются с конкретными проблемами и барьерами в своих областях бизнеса. И это принципиально новый подход в деятельности такого рода рабочих групп.
    Так как обсуждение всех наших инициатив максимально публичное, АСИ приглашало и приглашает к диалогу всех заинтересованных лиц. Практически все заседания рабочих групп транслируются в онлайн-режиме на сайте АСИ, там же публикуются и результаты каждой встречи. В социальных сетях — и на моей страничке в фэйсбуке, и на ресурсах агентства — проходит общественное обсуждение каждой инициативы. Мы активно используем механизмы краудсорсинга — привлекаем к открытой дискуссии большое количество людей.
    ЭР: Какие основные проблемы проекта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» вы можете выделить?
    А. А.: Я бы отметил следующие. Система не построена вокруг потребителя (исторически сложившийся процесс с большим количеством участников). Потребитель не ориентируется в рынке (и не знает своих прав). Подключение к энергосетям многоступенчатое, сложное, с большим количеством участников. Плохое исполнение процесса — низкая мотивация участников, нацеленность на выполнение своего этапа, а не на конечный результат. Рынок находится в процессе трансформации — ведущие сбытовые компании сконцентрированы на обслуживании крупных клиентов и не заинтересованы в привлечении мелких.
    ЭР: Реализация Национальной предпринимательской инициативы — это основное направление, которым занимается агентство?
    А. А.: Это одно из направлений. Агентство стратегических инициатив было создано по поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина девять месяцев назад, и наша основная цель — построение коммуникации между бизнесом и властью. Задача направления «Новый бизнес», которое я возглавляю, — помощь предпринимателям через поддержку проектов.
    ЭР: Каким образом это происходит?
    А. А.: Предприниматель в своей работе ежедневно наталкивается на коммерческие и административные барьеры, связанные с получением разрешения на строительство, подключением к сетям и пр. Помощь в устранении этих препятствий — тоже задача агентства. Механизм поддержки следующий: есть распоряжение правительства, согласно которому каждое федеральное министерство и ведомство выделяет заместителя руководителя, ответственного за коммуникацию с агентством. У АСИ есть представительный наблюдательный совет под руководством Владимира Путина, куда входят министры, губернаторы, директора крупнейших банков. Мы выносим на совет оптимальные для проекта меры поддержки, затем принимаем решение и даем поручение министерствам и ведомствам.
    Еще важная для нас задача: не просто поддержать отдельный проект, но и выявить системные проблемы, чтобы их устранение позволило десяткам других предпринимателей тиражировать и продвигать подобные проекты.
    Что касается финансирования, то очень многим требуется и кредитный, и стратегический инвестор. И здесь агентство выступает эффективным коммуникатором. У нас подписаны соглашения с ведущими российскими и иностранными банками: Сбербанком, Внешэкономбанком, Россельхозбанком, Райффайзенбанком, Абсолютбанком, МСП Банком, Глобэксбанком, ЕАБР. В ближайшее время этот список расширится. Мы советуем предпринимателям, в какой банк им лучше пойти со своим проектом.
    Мы подписываем меморандумы о сотрудничестве с крупными фондами. Например, с Российским фондом прямых инвестиций, с делегацией которого в феврале мы совершили роад-шоу по регионам России и показали иностранным инвесторам проекты трех российских регионов — Ульяновской, Свердловской областей и Красноярского края.
    У нас в стране довольно много институтов развития, есть федерально-целевые программы различных министерств и ведомств, но зачастую предприниматель не знает, куда обратиться за помощью. Агентство сейчас завершает работу над созданием единого свода всех мер поддержки предпринимателя, которые существуют в нашем государстве.
    Мы способствуем изменению бизнес-климата в России. Многие успешные предприниматели не хотят рисковать, вкладывать силы и средства в новые проекты. Мы стремимся к тому, чтобы этого страха не было. Мы ориентируемся на поддержку среднего бизнеса — тех, у кого нет связей и возможностей «наверху». Именно здесь необходимо агентство, которое помогает предпринимателю выявить проблемы и довести их до руководства страны. Это и есть механизм нашей работы.