Безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии — проблемы и реальности

 

Автор

Бессерт Сергей, Заместитель управляющего ОАО «Архэнергосбыт» по правовым вопросам

 

    Потребление электрической энергии, не учтенной прибором учета (например, в случае повреждения счетчика, приведения его в нерабочее состояние, изменения схемы подключения, отсутствия пломб государственной проверки, остановки счетного механизма и при ином сокрытии расхода электроэнергии), принято называть безучетным. В то же время необходимо иметь в виду, что безучетное потребление энергии может быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по электроснабжению в части обеспечения должного технического состояния эксплуатируемых приборов учета электрической энергии, а также основанием возникновения внедоговорного обязательства (так называемое бездоговорное потребление электрической энергии).
    Безучетное потребление энергии вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств потребителем
    В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса РФ потребитель электроэнергии обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых приборов учета, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об их неисправностях. В роли энерго­снабжающей организации на территории Архангельской области выступает ОАО «Архэнергосбыт» как гарантирующий поставщик электроэнергии, привлекающий для оказания услуг по передаче электроэнергии соответствующие сетевые компании (котел снизу). Граница ответственности между потребителем и сетевой организацией, к которой он технологически присоединен, определяется балансовой принадлежностью электросетевого оборудования и зафиксирована в прилагаемом к договору электроснабжения акте. Граница обслуживания электросетевого оборудования и приборов учета электроэнергии устанавливается разделом эксплуатационной ответственности, также прилагаемым к договору в виде акта.
    Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и параметры эксплуатации приборов учета, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением, определяются Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.03 № 6.
    Ответственность потребителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора электроснабжения в части обеспечения хорошего технического состояния эксплуатируемых приборов учета электрической энергии возможна в случае, если он не сообщил гарантирующему поставщику или сетевой организации (в порядке и сроки, предусмотренные договором снабжения электрической энергией) о возникших в них неисправностях.
    Согласно ст. 543 ГК РФ энерго­снабжающая организация (гарантирующий поставщик или сетевая компания) вправе возложить на себя функции контроля: проверку показаний, правильность работы и подключения счетчика. При обнаружении безучетного потребления электроэнергии гарантирующий поставщик (либо сетевая организация) обязан в присутствии потребителя составить акт об имеющихся нарушениях — акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Этот документ должен включать данные о потребителе, способе и месте возникновения неполадок, описание приборов учета на момент составления акта, дату предыдущей проверки, объяснения потребителя по выявленному факту нарушения и его претензии к содержанию акта (п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 № 530, далее — Правила).
    Следует отметить, что составленный в установленном порядке акт является безусловным доказательством безучетного потребления энергии. Сложившаяся судебная практика признает законным подписание данного документа любым из сотрудников потребителя энергии, в том числе и не имеющим соответствующей квалификации.
    Отказ потребителя либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, равно как и отказ от присутствия при его составлении, отражается в акте о неучтенном потреблении электрической энергии с указанием причин такого отказа или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами (п. 152 Правил).
    В течение трех рабочих дней гарантирующий поставщик обязан рассчитать объем безучетного потребления электрической энергии на основании соответствующего акта и представленных потребителем документов, используя при этом один из способов, предусмотренных п. 145 и 147 Правил. Стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии исчисляется исходя из тарифов, действующих на день обнаружения факта безучетного потребления.
    Необходимо иметь в виду, что объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки состояния приборов учета потребителя, либо, если указанная проверка не была проведена по вине гарантирующего поставщика (или сетевой организации), с даты, не позднее которой она должна быть проведена в соответствии с договором электроснабжения (п. 155 Правил).
    Таким образом, при наличии акта о неучтенном потреблении электрической энергии гарантирующий поставщик вправе предъявить потребителю требование о возмещении стоимости выявленного объема безучетного потребления электрической энергии, которое по своей правовой природе является требованием о возмещении причиненных убытков, т.е. тех расходов, которые гарантирующий поставщик произвел или должен будет произвести для восстановления своего нарушенного права — реального ущерба (ст. 15, 547 ГК РФ). Но насколько полно будет компенсирован реальный ущерб, нанесенный гарантирующему поставщику, с применением этой законной расчетной нормы? Как тут не вспомнить десятикратные и весьма эффективные санкции, действующие в дореформенный период.
    В связи с этим нами разрабатывается методика, позволяющая не только оценить стоимость расчетного количества электроэнергии, умноженного на соответствующую цену (тариф), но и учесть все затраты, понесенные с момента обнаружения факта безучетного потребления. Надеемся, что это поможет убедить законодателя в необходимости ужесточения законной ответственности потребителей.
    Срок исковой давности начинает отсчитываться с того дня, когда гарантирующий поставщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (с момента выявления факта безучетного потребления электроэнергии) или когда он должен был обнаружить факт безучетного потребления энергии, например если договором электроснабжения установлены сроки контрольной проверки состояния приборов учета (ст. 200 ГК РФ).
    Помимо привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности, действующим законодательством предусмотрен ряд иных неблагоприятных правовых последствий для лиц, потребивших неучтенную прибором учета электрическую энергию. В соответствии с п. 79 Правил при выявлении случаев безучетного потребления гарантирующий поставщик вправе прекратить подачу абоненту электроэнергии, при этом приостановление исполнения обязательств по договору электроснабжения не освобождает последнего от оплаты в полном объеме безучетно использованной электроэнергии.
    В административном законодательстве такое деяние следует квалифицировать по ст. 9.11 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил пользования электрической энергией, правил монтажа и эксплуатации электро- и энергопотребляющих установок. Указанные правила включают требования к эксплуатации самих электроустановок, приборов учета энергии, а также к расчетам за энергию.
    Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила. Подобные действия могут выражаться:

  • в повреждении, изменении схемы подсоединения приборов учета с целью снижения показаний потребления электроэнергии;
  • в подключении электроустановок (станков, электрических тенов, сварочных аппаратов и т.д.) в обход счетчиков;
  • в оборудовании скрытых линий электропередачи (электропроводки) и т.д.
    Субъективной стороной указанных правонарушений может быть как умысел, так и неосторожность. Согласно ст. 28.3.39 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью и безопасностью гидротехнических сооружений. К сожалению, региональные подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в силу закона выполняющие указанные государственные функции, после многочисленных реформ и преобразований фактически отстранились от электроэнергетики.
    Административная ответственность за подобное правонарушение предполагает наложение штрафа: на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    При непосредственном управлении жилым домом у ресурсоснабжающей организации появляется право в случае изменения схемы электроснабжения квартиры, жилого дома или комнаты привлекать виновное лицо к ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями»: за самовольное переоборудование жилых помещений полагается административный штраф на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., при этом его неоплата в течение 30 дней может повлечь за собой наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест до 15 суток.
    Помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переоборудовавший жилое помещение, обязан в разумный срок привести данное жилое помещение в прежнее состояние.
    Безучетное потребление энергии как основание возникновения внедоговорного обязательства
    Безучетное потребление энергии может стать основанием возникновения внедоговорного обязательства — бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно легальному определению под бездоговорным понимается такое потребление электроэнергии, которое соответствует хотя бы одному из указанных в п. 151 Правил условий:
    потребление электрической энергии осуществляется лицом при отсутствии заключенного в установленном порядке договора электроснабжения;
    потребление электрической энергии осуществляется лицом с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного технологического порядка, или самовольно.
    Самовольным признается подключение к электрическим сетям, совершенное без соблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861.
    Процедура оформления факта бездоговорного потребления энергии аналогична той, которую проводят при выявлении случаев безучетного потребления энергии вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по электроснабжению в части обеспечения должного технического состояния используемых приборов учета электрической энергии.
    Но при этом имеется ряд особенностей. Сетевая компания как собственник сетей должна отслеживать несанкционированное подключение, т.е. по-хозяйски относиться к своему имуществу. Обнаружив факт самовольного присоединения, сетевая компания обязана отключить этого абонента с составлением акта бездоговорного потребления. И в этот момент возникает определенная правовая коллизия, т.к. потребитель фактически уже расходовал электроэнергию в течение какого-либо периода, но ее стоимость оплатит сетевая компания по тарифу потерь.
    Оценим эту ситуацию. Электроэнергия была куплена гарантирующим поставщиком в заявленных добросовестными потребителями объемах, но не для того, чтобы сетевая организация, не выявив факт бездоговорного потребления, фактически получила эту электроэнергию как потери, уменьшив тем самым величину оборотных средств гарантирующего поставщика. Следовательно, должен быть стимул, подталкивающий сетевые компании к обнаружению самовольных подключений. К сожалению, Правила аккуратно обходят эту тему. Нами предпринимаются попытки наработать практику — доказать судам, что норма п. 181 Правил, подразумевающая ответственность сетевых организаций в размере стоимости бездоговорного потребления, должна возмещаться ими гарантирующим поставщикам вне зависимости от того, оплатил или нет самовольно подключившийся (не отключенный своевременно) потребитель электроэнергию гарантирующему поставщику. Можно также сделать вывод о том, что акт о бездоговорном потреблении в случае самовольного подсоединения является разновидностью акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Следовательно, гарантирующий поставщик вправе потребовать от виновного лица компенсации стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
    Данное требование по своей природе является требованием о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости безучетного потребления электрической энергии, т.е. налицо наличие неосновательного приобретения имущества (электрической энергии) без должного правового основания. При этом порядок исчисления стоимости фактически потребленной электроэнергии тот же, что и для определения стоимости безучетного потребления энергии вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
    Но хотелось бы обратить внимание на то, что государством за самовольное подключение к электрическим сетям предусмотрена и административно-правовая, и уголовно-правовая ответственность.
    Так, ст. 7.19 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное подключение и использование электрической энергии, квалифицирующие признаки которой не ограничивают сумму причиненного ущерба. Объектом административного правонарушения по ст. 7.19 являются отношения собственности. Виновный посягает на права собственника, иного законного владельца энергии, нефти, газа или нефтепродуктов. Объективная сторона анализируемого административного правонарушения состоит в том, что виновный самовольно (т.е. при отсутствии соответствующих разрешений, лицензий), без позволения собственника и заключения договоров энергоснабжения подключается к энергосетям и расходует неучтенную электрическую энергию.
    Дела по ст. 7.19 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора (ст. 23.30 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: органы государственного энергетического надзора (ч. 2 п. 38 ст. 28.3 КоАП РФ).
    Административная ответственность за подобное правонарушение предполагает наложение штрафа:
  • на граждан — в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
    Кроме того, за самовольное подключение к электросетям ч. 1 ст. 165 УК РФ устанавливается уголовная ответственность — причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Деяние, предусмотренное данной статьей, всегда совершается лицом в форме незаконных активных действий, т.е. самовольного, без разрешения энергоснабжающей компании и других организаций, в обход существующих правил подключения к электрическим сетям и в корыстных целях (например, с целью уклонения от уплаты денежных средств). Корыстный мотив и цель являются обязательным признаком рассматриваемого деяния, в результате которого виновное лицо получает имущественную выгоду, не возмещая стоимости потребленной энергии.