Розничныйрынок электроэнергии —на пути в никуда

 

Автор

Говоров Дмитрий, Директор НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии»

 

    На различных экспертных площадках прошло обсуждение пакета проектов нормативно-правовых актов об основных положениях функционирования розничных рынков электроэнергии (далее — Основные положения), согласованный вариант которого, в соответствии с поручением председателя Правительст­ва РФ, необходимо было представить в Правительство РФ до 20 марта 2012 г. В статье акцентировано внимание на нормах проекта Основных положений, которые могут в значительной степени негативно повлиять на потребителей электроэнергии.
    В настоящее время розничные рынки полностью монополизированы гарантирующими поставщиками (ГП), отсутствует конкуренция между сбытовыми компаниями за потребителя, у которого нет возможности перейти на обслуживание к конкурентной сбытовой компании либо самостоятельно выйти на оптовый рынок. Помимо искусственно созданных конкурентных преимуществ (единая группа точек поставки, отсутствие систем коммерческого учета электроэнергии, обязательных для других сбытовых компаний и т.д.), ГП активно используют административные барьеры с целью не допустить ухода от них потребителя. Результат — сверхдоходы гарантирующих поставщиков. В исправлении сложившейся ситуации не заинтересованы ни ответственные федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы регулирования.
    Выход Постановления Правительства РФ от 04.11.11 № 877 стал первым шагом в выстраивании прозрачной и экономически аргументированной системы ценообразования на розничном рынке. Постановление исключило возможность взимания бездоказательных штрафных санкций за отклонения потребителей, ограничило ГП в части получения необоснованных доходов.
    Проект основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии должен был стать логическим продолжением Постановления № 877 и обеспечить дальнейшее совершенствование системы ценообразования, а также развитие конкуренции с целью снижения цен на электроэнергию (мощность) для конечных потребителей.
    Однако, к сожалению, проект Основных положений, не отвечает указанным выше задачам. Наоборот, нормы проекта могут привести к увеличению стоимости электрической энергии (мощности) для конечного потребителя, существенно ухудшают условия для конкуренции на розничном рынке даже по сравнению с текущей ситуацией.
    Например, предлагается ввести норму, запрещающую потребителям выбирать способ расчета цены на электроэнергию (мощность) — по одноставочному или двуставочному тарифу, что лишает потребителей возможности противодействовать необоснованным регуляторным решениям. Предлагается перевести потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии по максимальной разрешенной либо присоединенной мощности, что фактически вносит электроэнергию в статью постоянных затрат для производственных предприятий. Сохраняется правило, приводящее к монополизации розничных рынков: потребитель может уйти от обслуживания ГП, только оплатив ему всю сбытовую надбавку за год.
    Считаю необходимым отметить, что указанные запреты и ограничения создают почву для злоупотреблений. Необходимо оставить потребителям (более 670 кВт) право выбора тарифа на услуги по передаче и цены на электроэнергию (одноставочный или двуставочный), что существенно ограничит возможности регулирующих органов по манипулированию ценами. Этот вопрос особенно актуален в условиях нерешенной проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, объемы которого необходимо легализовать и наконец-то перейти к практике повсеместного введения социальной нормы потребления электроэнергии для населения с учетом региональной спе­цифики. Требует внимания и вопрос перехода на оплату сетевого тарифа в части ставки за содержание сетей, основанной на максимальной, а не на заявленной мощности. По убеждению потребителей, принятие таких новаций приведет к сокращению темпов роста промышленного производства и снижению стимулов для потребителей к энергосбережению, т.к. стоимость мощности для потребителей в этом случае фактически перестанет зависеть от реального объема потребления электроэнергии. По нашим оценкам, при этом затраты на передачу у промышленных потребителей вырастут на 20—150% и более.
    Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности сетевых компаний и обеспечения прозрачности тарифов на передачу считаю необходимым сформулировать четкие и понятные критерии отбора проектов, рассматриваемых при утверждении инвестиционных программ сетевых организаций и планов развития регионов. Такие экономически оправданные проекты должны отвечать прогнозным темпам роста потребления электроэнергии и быть увязаны с программами энергосбережения потребителей и ростом валового регионального продукта. Утверждение программ должно проходить публично с привлечением потребителей. В противном случае неизбежно и далее будет происходить необоснованное увеличение затрат сетевых компаний. Рост затрат приведет к еще большему росту цены на электроэнергию (мощность), что, в свою очередь, станет причиной замедления темпов роста промышленности и, как следствие — снижения роста ВВП.
    Предусмотренное проектом Основных положений требование о необходимости оплаты потребителем при его уходе от ГП сбытовой надбавки за весь период регулирования является избыточным, т.к. в этом случае услуга потребителю более не оказывается, следовательно, исключается часть затрат ГП на обслуживание данного потребителя. Это тем более справедливо при введении дифференцированной сбытовой надбавки. При этом требование об оплате финального счета за потребленную электроэнергию должно решаться в правовом поле, поскольку введение процедуры урегулирования задолженности дает ГП возможность затягивания сроков, уклонения от подписания актов сверки расчетов и т.п. Поэтому переход потребителя от ГП к другой энергосбытовой компании или выход на оптовый рынок должны происходить в уведомительном порядке. В части выхода на оптовый рынок единственным требованием, кроме количественных характеристик, должно быть подтверждение ОАО «АТС» соответствия системы коммерческого учета электроэнергии потребителя (энергосбытовой компании в отношении конкретного потребителя) требованиям правил оптового рынка и договора о присоединении. При этом необходимо убрать требование о получении потребителем (ЭСК) заключения об отсутствии социально-экономических последствий для региона от выхода на оптовый рынок как условия включения покупателя (ЭСК) в прогнозный баланс, формируемый ФСТ, либо вообще отказаться от обязательности включения в баланс ФСТ покупателей (энергосбытовых компаний), которые не обслуживают население.
    Еще одним из вопросов, требующих безотлагательного решения, является необходимость установления единых правил определения фактической величины мощности для покупателей оптового рынка и потребителей розничного рынка, ведущих рассчет по двуставочному тарифу. Определять фактическую величину мощности для таких потребителей, в том числе в целях оплаты услуг по передаче, необходимо в час максимума нагрузки в целом по субъекту Российской Федерации. Тем самым для потребителя появятся стимулы снижать потребление в часы максимума нагрузки региона, что благоприятно скажется на всей энергосистеме страны и позволит сократить строительство избыточных генерирующих мощностей и/или сетевого хозяйства. Данные нормы должны вступить в силу в ближайшее время, в противном случае различный порядок определения фактической величины мощности будет создавать стимулы для возврата потребителей оптового рынка к гарантирующим поставщикам, что окончательно монополизирует розничный рынок.
    Таким образом, принятие Основных положений в редакции, не учитывающей мнение потребителей, приведет к существенному увеличению стоимости электроэнергии для конечных потребителей, невозможности конкуренции на розничном рынке.
    В заключение необходимо отметить, что розничные рынки тесно связаны с оптовым рынком. Соответственно без изменений правил оптового рынка и в целом всей системы ценообразования нельзя добиться снижения темпов роста цен на электроэнергию и построения эффективной энергосистемы. Необходимо в первую очередь выработать принципы государственной политики в области энергетики, нацеленной на поддержание конкурентоспособности российской экономики. И только затем, исходя из этих принципов, вносить изменения в модель оптового и розничных рынков электроэнергии, систему тарифообразования на услуги естественных монополий в области энергетики. Сделать это необходимо в течение 2012 г., т.к. применение практики «ручного управления» государством дестабилизирует ситуацию в отрасли и замедляет развитие экономики страны.