Проект основных положений функционирования рынков электроэнергии1

 

Автор

Титов Алексей, эксперт

 

    В конце марта Минэнерго России завершило работу надо проектом основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии и внесло его на рассмотрение в Правительство РФ. Проект направлен на совершенствование ценообразования на электрическую энергию и услуги по ее передаче, более четкое регулирование деятельности гарантирующих поставщиков, повышение платежной дисциплины, усиление конкуренции на розничном рынке и призван в целом установить четкий баланс между интересами субъектов электроэнергетики и потребителей.
    Работа над проектом шла в течение полугода, в ней принимали участие представители экспертного сообщества, органов исполнительной власти, общественных организаций, энергокомпаний, малого и среднего бизнеса из разных регионов России. В результате совместной работы взамен ныне действующего Постановления № 530 подготовлены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в новых условиях, которые включают в себя, в том числе, раздел ценообразования на розничном рынке, содержащий положения Постановления № 1179 «Об определении и применении ГП нерегулируемых цен». В проекте также учтены и доработаны положения утвержденного в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничных рынках Постановления Правительства № 877.
    Так, например, определен порядок полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Помимо этого, подверглись изменению Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения, постановление «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», правила оптового рынка электрической энергии и мощности, стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
    В проекте предлагаются нововведения, в том числе предусмотренные Постановлением № 877. Прежде всего, с 1 апреля исключена дифференциация потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИМ). Для потребителей розничного рынка, которые оплачивают раздельно электроэнергию и мощность, оплата мощности, приобретаемой на оптовом рынке — так называемой генерирующей мощности, осуществляется исходя из фактически потребляемой мощности в часы максимального потребления региона, а оплата услуг по передаче — так называемой сетевой мощности — производится исходя из фактически потребляемой мощности в часы собственного максимального потребления. Таким образом, в части покупки генерирующей мощности устанавливается единый подход определения величины мощности на оптовом и розничном рынках и исключается эффект сальдирования мощности, а оплата сетевой мощности подразумевает содержание сетей в отношении конкретного потребителя.
    Немаловажный аспект отношений на розничном рынке — это услуги, оказываемые электросетевыми организациями. В проекте новых Правил розничного рынка четко прописаны понятия, касающиеся потребителей. Оставлены только два необходимых понятия: «максимальная мощность», определяемая для потребителя и оплачиваемая им при присоединении к сети, которую в дальнейшем сетевая организация обязуется для него поддерживать, и «вторая мощность» — фактически потребляемая мощность. Иные виды мощностей и иные понятия не применяются.
    Проект предполагает введение новых принципов оплаты услуг электросетевых компаний. Напомним, что в настоящее время потребитель оплачивает только фактически потребленную мощность, которая может быть значительно меньше максимально заявленной при техприсоединении. Это, с одной стороны, вынуждает сетевую компанию постоянно поддерживать невостребованный и неоплачиваемый резерв, а с другой — приводит к необходимости строительства новых мощностей, притом что фактическая загрузка действующих подстанций может быть значительно меньше реально востребованного объема. В этой связи предлагается крупным потребителям производить оплату максимальной мощности в той части, которая фактически используется, и (возможно, с некоторым дисконтом) в той части, которая им не используется, но для него резервируется.
    Документ также устанавливает новые требования по качеству обслуживания потребителей. Теперь все гарантирующие поставщики обязаны разрабатывать и публиковать формы договоров, а также соблюдать порядок и сроки их заключения. Они должны иметь центры очного и заочного обслуживания потребителей, обеспечивать прием показаний расчетных приборов учета и выставление счетов на оплату электрической энергии удаленно: по телефону или интернету. За невыполнение требований предусмотрен штраф в виде снижения сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Разработка и внедрение стандартов обслуживания клиентов должны быть завершены до 1 июля 2013 г.
    Проект содержит один из самых ожидаемых участниками розничных рынков разделов — организацию коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках. В нем четко прописаны правила установки приборов учета, их допуск в эксплуатацию, процедуры поверки, демонтажа, замены, снятия и предоставления показаний заинтересованным сторонам, проведение контрольных проверок, составление баланса электрической энергии в регионе. Все это должно внести ясность в отношения субъектов розничного рынка и сократить количество споров и судебных разбирательств, касающихся определения реальных объемов производства, передачи, потребления электрической энергии, а также фактических потерь в сетях.
    Кроме того, в проекте регламентирован порядок и перечень оснований для полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, детализирована процедура и сроки при введении ограничений: при авариях или угрозе их возникновения, а также при нарушении потребителями обязательств по договорам или при незаконном подключении к сетям. Также предусмотрена финансовая ответственность инициатора введения ограничения и исполнителей перед потребителем за нарушение порядка ограничения.
    Помимо этого, вводится солидарная ответственность за неоплату электроэнергии как потребителем-арендатором, так и собственником арендуемого имущества.
    Проектом предлагается отменить практику проведения очередных конкурсов на статус гарантирующего поставщика. Если организация соблюдает правила без нарушений, она может работать в этом качестве без ограничений по срокам. Однако если поставщик злоупотребляет собственным положением, его исключают из реестра субъектов оптового рынка или проводят процедуру банкротства, объявляют конкурс на его замену, который курирует Минэнерго России. Главным критерием отбора будет являться погашение задолженности предыдущего поставщика, а в случае отсутствия задолженности — уровень запрашиваемой сбытовой надбавки. Проект регламентирует доход гарантирующих поставщиков. Вместо прямого регулирования сбытовых надбавок методом «затраты плюс» появится ограничение предельного уровня дохода гарантирующих поставщиков, также будет введено дифференцирование сбытовых надбавок для группы прочих потребителей.
    Таким образом, новый документ должен закрыть все основные вопросы и противоречия, которые возникают сейчас на розничных рынках электроэнергии. Разработка проекта постановления проходила в режиме публичности с привлечением в этот процесс максимального количества заинтересованных участников. Документ призван стать основой новых долгосрочных, понятных правил функционирования розничных рынков электроэнергии, учитывающих современные реалии в интересах как субъектов электроэнергетики, так и конечных потребителей на базе принципов справедливости.