Проблемы вынужденных генераторов

 

Автор

Рыков Ярослав, Директор Управления по бизнес-анализу и развитию рынков ОАО «Фортум»

 

    По заявлениям Системного оператора, в 2012 г. на конкурентный отбор мощности (КОМ) не были допущены генерирующие объекты суммарной установленной мощностью 10 ГВт (3,3% мощности всех поставщиков ОРЭ). Из них 4,1 ГВт получили статус генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме. Всего в перечне получивших статус вынужденных генераторов фигурирует семь компаний: ОАО «ОГК-3», ОАО «ТГК-9», ОАО «Фортум», ОАО «Волжская ТГК», ОАО «Бийскэнерго», Ноябрьская ПГЭ и Шахтинская ГТЭС. По остальным генерирующим объектам, не допущенным в КОМ, решение пока не принято.
    Условно проблемы генераторов, уже получивших статус вынужденных, и тех, кто еще может его получить в 2012 г., можно разделить на две группы:

  • текущие проблемы компенсации эксплуатационных издержек;
  • перспективные проблемы по истечении срока вынужденного режима.
    Текущие проблемы главным образом связаны с ценообразованием для вынужденных генераторов.
    Согласно с ФЗ «Об электроэнергетике» при работе генерирующих объектов в вынужденном режиме собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация. В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности ( далее — Правила оптового рынка) вынужденные генераторы продают мощность в вынужденном режиме по ценам, утверждаемым Федеральной службой по тарифам РФ. Приказом ФСТ России от 13.11.10 № 484-э утверждена методика расчета цен для вынужденных генераторов. Данная методика предусматривает расчет необходимой валовой выручки вынужденного генератора исходя из экономически обоснованных расходов по основным статьям и нормативных значений прочих расходов.
    Так, в начале 2011 г. с цены на мощность по генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, рассчитанные в соответствии с указанной методикой варьировали в основном в диапазоне 150-300 тыс. руб./МВт. Средняя цена составила около 200 тыс. руб/МВт.
    Однако в апреле 2011 г. в Правила оптового рынка были внесены изменения, предусматривающие уменьшение тарифов на мощность для вынужденных генераторов на величину дополнительных доходов, получаемых всей генерирующей компанией, в состав которой они входят. При этом для многих вынужденных генераторов тариф на мощность был снижен до предельной цены в соответствующей зоне свободного перетока, т.е. до 118 тыс. руб./МВт в первой ценовой зоне и до 126 тыс. руб./МВт во второй ценовой зоне.
    Следует отметить, что, кроме изменений правил расчета тарифов для вынужденных генераторов, в 2011 г. было решено отказаться от индексации цен на мощность, в том числе их предельных значений, на величину инфляции, предусмотренную прогнозом социально-экономического развития России — 8%. Только этот шаг снизил выручку от продажи мощности вынужденных генераторов (впрочем, как и всех остальных) в 2011 г. примерно на 6%.
    На 2012 г. ситуация с тарифным регулированием еще сложнее. Как уже упоминалось, только 40% мощностей, не допущенных в КОМ, получили статус вынужденных генераторов, и им ФСТ России утвердила тариф на мощность. При этом на 2012 г., как и на 2011 г., правительством было принято решение повторно отказаться от индексации с соответствующим внесением изменений в правила оптового рынка.
    Остальные 60% генерирующих мощностей, не допущенных в КОМ, могут быть рассмотрены правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики, однако пока решение по ним не принято, ФСТ России тариф им не установила, следовательно, оплаты мощности данные генерирующие объекты не получают.
    Примерная стоимость 10 ГВт мощности, не допущенной в КОМ, по экономически обоснованным тарифам составляет около 17,3 млрд руб. (около 1,5% всей стоимости электроэнергии и мощности на оптовом рынке в 2012 г.). Из них объекты, уже имеющие статус вынужденного генератора, получат примерно 8,3 млрд руб. Остальные 9 млрд руб. генерирующие компании потеряют, если до конца года вопрос с получением статуса вынужденного генератора не решится.
    Кроме явных выпадающих доходов у генерирующих объектов, не допущенных в КОМ, постоянное изменение правил ценообразования и неопределенность с получением статуса создают негативную ситуацию для инвестирования в модернизацию оборудования вынужденных генераторов, хотя именно оборудование наиболее нуждается в обновлении.
    Из текущей проблемы вынужденных генераторов объективно вырисовывается перспективная проблема их будущего существования. В соответствии с Правилами оптового рынка и Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, максимальный срок, на который может быть присвоен статус вынужденного режима, составляет два года. Такой срок был определен генерирующим объектам, получившим статус вынужденного генератора в 2012 г. По истечении этого срока генерирующий объект может быть выведен из эксплуатации. Однако Правительство РФ по истечении этого срока вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.
    Следует признать, что за этот срок проведение полноценной модернизации неэффективного оборудования маловероятно. Для того чтобы уложиться в столь сжатые сроки, необходимо уже в начале 2012 г. как минимум иметь разработанный проект модернизации и заказанное оборудование. Но большинство генерирующих компаний были поставлены перед фактом, что их оборудование не будет допущено в КОМ в 2012 г., и, конечно, этих мер не принимали. То есть к 1 января 2014 г. в условиях политики ценового сдерживания ситуация с вынужденными генераторами не изменится. Они не будут модернизированы и останутся неэффективными.
    Под сомнением также находится возможность строительства замещающего источника теплоснабжения для генерирующих объектов, которые стали вынужденными генераторами из-за риска потери теплоснабжения населения. Расчеты Некоммерческого партнерства «Совет производителей электроэнергии» и ОАО «Фортум» показывают, что даже строительство эффективной котельной с высоким КПД и низкими операционными издержками потребует более высокого тарифа на теплоэнергию по сравнению с действующими источниками теплоснабжения — вплоть до их двукратного роста. Кроме того, такое строительство идет вразрез с курсом Правительства РФ на повышение энергоэффективности и энергосбережения, который предусматривает преимущественное развитие именно комбинированной выработки электроэнергии и тепла и минимизацию использования котельных
    Продажа на торгах неэффективного вынужденного генератора уже сама по себе малоперспективна, поскольку такой генератор, как правило, не дает положительного финансового результата. То есть новый собственник, если таковой найдется, столкнется с проблемами, которые сейчас существуют у нынешнего.
    Выкуп такого генерирующего объекта государством также не решит проблемы. Новый собственник — государственная компания будет нести такой же высокий уровень операционных издержек.
    И без того немалый масштаб проблемы вынужденных генераторов в последующие годы будет только нарастать. Министерство энергетики РФ будет постепенно ужесточать минимальные технические требования. Если в 2012 г. к работе допускается оборудование со сроком эксплуатации до 60 лет, то к 2015 г. этот срок сжимается до 55 лет.
    Без модернизации вынужденных генераторов энергетике не обойтись. Но любой инвестиционный проект должен быть окупаемым. Текущий уровень цен на электроэнергию и мощность, установленных для вынужденных генераторов, не позволяет окупить проекты по модернизации.
    Для создания условий, позволяющих эффективно вкладывать средства в модернизацию вынужденных генераторов, целесообразно установить тариф на мощность на экономически обоснованном уровне, как это было сделано в начале 2011 г. Одновременно для тех генераторов, которые осуществляют проекты по модернизации вынужденных генераторов, следует увеличить срок предоставления статуса вынужденного генератора, уровняв его со сроком осуществления инвестиций и продлив на период окупаемости. При экономически обоснованных ценах (цены начала 2011 г. с ежегодной индексацией на инфляцию) этот срок составит примерно 6—8 лет.
    Дополнительно ликвидация перекрестного субсидирования между электрической и тепловой энергией оказала бы существенное влияние на сокращение срока вынужденного режима, тем более что часто ТЭЦ оказываются в режиме вынужденного генератора из-за наличия такого субсидирования.
    В последние два года в российской энергетике применяются очень жесткие и бескомпромиссные меры по ограничению роста тарифов на тепло и услуги ЖКХ. Сдерживание темпов роста тарифов на тепло не позволяет региональным регулирующим органам ликвидировать перекрестное субсидирование между электрической и тепловой энергией, а это, в свою очередь, провоцирует рост количества вынужденных генераторов. Поэтому смягчение ограничений по росту тарифов и сопутствующее ему сокращение перекрестного субсидирования — важный шаг в решении проблемы вынужденных генераторов.
    Избежать появлениея и наметившегося роста количества вынужденных генераторов только мерами ценового сдерживания или путем ужесточения требований допуска поставщиков на оптовый рынок не удастся. Нового, современного оборудования, способного эффективно работать на конкурентном рынке без искусственной поддержки, при таком подходе у нас не появится. Нам нужен комплексный подход в решении этой проблемы, включающий меры как понуждающего, так и мотивирующего характера.