Конкурентный отбор мощности: нет предела совершенству

 

Автор

Катаев Андрей, Директор по развитию и сопровождению рынковОАО «Системный оператор Единой энергетической системы»

 

    Рынок мощности в ЕЭС России работает уже пятый год, но это не мешает совершенствовать его механизмы. Изменения в нормативной базе рынка мощности происходят ежегодно, что неудивительно, ведь пять лет — слишком небольшой срок для становления системообразующего механизма целой отрасли.
    Расширение горизонтов
    Рынок мощности — это механизм двустороннего действия. С одной стороны, он гарантирует потребителям выполнение генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности в необходимом объеме, с нужными параметрами и в определенный срок. С другой стороны, для собственника — это источник покрытия затрат на постоянное поддержание в рабочем состоянии генерирующего оборудования станции. Рынок мощности — один из эффективных инструментов, обеспечивающих наличие мощности в энергосистеме.
    Эти важнейшие функции рынка мощности более полно реализованы с начала 2011 г. благодаря изменениям, внесенным в нормативную базу после окончания действия переходной модели. В частности, стал производиться отбор только реально востребованного объема мощности, соответствующего прогнозу спроса. В старой модели оплачивалась вся мощность объектов генерации, выведенных на оптовый рынок. Решение о параметрах, выборе топлива и площадки для строительства принимал инвестор, а после проведения процедур по выходу на оптовый рынок обязательства по оплате мощности автоматически возникали у всех потребителей. Вопросы экономической эффективности строительства той или иной электростанции были вторичными. И это вполне объяснимо: страна стремительно приближалась к дефициту — при росте потребления и минимальных вводах новых объектов каждый генератор мог считаться востребованным.
    Новая конструкция рынка мощности в корне изменила ситуацию. Реальные долгосрочные гарантии, полученные инвесторами в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ), способствовали массовому вводу новых объектов генерации. Сегодня располагаемая мощность станций превысила спрос на мощность. Это означает, что появилась возможность выбора. Можно начинать работу по выводу наименее эффективных, морально устаревших объектов генерации. Цель рынка — обеспечить достаточность эффективных генерирующих мощностей и достижение тем самым оптимального системного эффекта, в том числе и финансового — как для поставщиков, так и для потребителей.
    Конкурентный отбор, проведенный в соответствии с правилами только на один 2012 г., в очередной раз показал необходимость дополнительного рассмотрения параметров его долгосрочности. При формировании действующей модели рынка мощности предполагалось проведение отбора за четыре года до года поставки. С одной стороны, такое существенное расширение «горизонтов планирования» полезно для собственников генерирующих объектов, которые будут однозначно понимать, как долго поддерживаемая в рабочем состоянии мощность будет востребована и оплачена. С другой стороны, точный прогноз развития промышленности и бытового потребления на четыре года вперед невозможен. В таких условиях фиксация обязательств по поставке мощности несет определенные риски. Если темпы роста потребления электроэнергии и мощности окажутся ниже прогноза, то это будет означать, что четыре года назад была гарантирована оплата «лишним», реально невостребованным мощностям. А если сценарий развития страны был слишком пессимистичным, т.е. потребление превышало прогноз, то собственникам генерации был дан неверный экономический сигнал о выводе из эксплуатации объектов, которые в действительности были бы нужны энергосистеме для нормальной работы.
    Результаты КОМ, проведенного в 2010 г. на 2011 г. выявили необходимость внесения ряда уточнений в нормативную базу рынка мощности. Изменения в основном касались процедуры конкурентного отбора мощности — первичного механизма функционирования рынка мощности, реализуемого ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Это неудивительно, ведь именно КОМ служит отправной точкой этого рынка.
    Отбор по новым правилам
    В конце 2011 г. Системный оператор провел отбор мощности на 2012 г. Это был пятый по счету КОМ. В механизм конкурентного отбора были внесены изменения.
    Во-первых, к списку зон свободного перетока (ЗСП), в которых цена формируется за счет конкуренции поставщиков мощности без механизма прайс кэп (прямого государственного регулирования с предельным уровнем цен на мощность), добавилась ЗСП «Сибирь». Кроме «Сибири» в перечень таких зон в ЕЭС России входят «Центр» и «Урал». Таким образом, в трех крупнейших ЗСП из 27 существующих цена на мощность определяется по действительно конкурентным правилам. Если обратиться к цифрам, становится ясно, что масштабы конкурентной торговли мощностью для рынка, работающего всего пять лет, уже довольно велики. Генерирующие объекты, прошедшие КОМ-2012 в ЗСП «Сибирь», — это порядка 90% от совокупного объема мощности, отобранной по результатам КОМ-2012 во всей Второй ценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). ЗСП «Центр» и «Урал» находятся в Первой ценовой зоне и там занимают почти 40% по аналогичному показателю.
    Механизм ценообразования в ЗСП без прайс кэп в КОМ на 2012 г. был унифицирован для Первой и Второй ценовых зон. Во всех трех ЗСП в ходе подведения итогов КОМ «отсекались» 15% самых дорогих мощностей (до этого во Второй ценовой зоне был установлен 10%-ный порог), которые из конкурентного ценообразования переходили в систему регулирования. Для них цена продажи мощности определялась тарифами, установленными ФСТ России. Для оставшихся 85% предложений цена рассчитывалась не по самой дорогой заявке, а по предыдущей (более низкой по цене). Данное изменение сделало нецелесообразной стратегию подачи длинной ценовой ступени (крупным поставщиком либо группой поставщиков), заведомо отсекаемую 85%-ным спросом. Ранее все генераторы, подавшие такую цену, считались бы отобранными в КОМ и не подпадающими под регулирование. В сегодняшних правилах они считаются подавшими самые дорогие заявки и должны продавать мощность с учетом тарифов. Это позволило сделать процесс отбора еще более конкурентным, поскольку в ЗСП без прайс кэп основная конкурентная борьба между поставщиками идет прежде всего за «непопадание» в 15% самого дорогого предложения.
    В ЗСП без прайс кэп сложились следующие цены: «Сибирь» — 146 787,92 руб./МВт, «Урал» — 118 118 руб./МВт, «Центр» — 118 100 руб./МВт.
    В остальных 24 зонах применяется прайс кэп. Цену продаваемой генераторами мощности в таких ЗСП устанавливает государство на основе двух значений: маржинальной цены для зоны и указанного для нее предельного уровня. Предельный уровень цены на мощность для КОМ-2012 утвержден Распоряжением Правительства РФ от 18.08.11 № 1461-р: 118 125 руб./МВт в месяц в ЗСП Первой ценовой зоны и 126 367,5 руб./МВт в месяц — в ЗСП Второй ценовой зоны.
    Применение прайс кэп обусловлено как технологическими, так и иными факторами. В каждой из таких ЗСП конкуренция между поставщиками недостаточная. Действующие правила рынка накладывают определенные ограничения на торговлю между ЗСП, при этом возможность поставки мощности из одной зоны в другую не всегда учитывается. Решение данного вопроса — одно из направлений совершенствования нормативной базы. Технологической «предпосылкой» для создания должной конкуренции является развитие сетевой инфраструктуры в объеме, фактически снимающем ограничения на торговлю между ЗСП. Необходимым условием объединения ЗСП в настоящее время является увеличение расчетной пропускной способности сети не менее чем на одну треть от уровня потребления в меньшей из зон. И такой процесс идет.
    В отношении 2012 г. были укрупнены две зоны свободного перетока. К ЗСП «Сибирь» присоединена ЗСП «Хакасия», а к ЗСП «Урал» — ЗСП «СБУ». Поэтому число ЗСП в ЕЭС России сократилось: их стало 27 вместо 29.
    В последующем будут также объединены:
    для целей КОМ на 2013—2016 гг.
  • ЗСП (15) «Киндери» с ЗСП (13) «Вятка»;
  • ЗСП (22) «Сочи» с ЗСП (21) «Кубань»;
  • ЗСП (23) «Геленджик» с ЗСП (21) «Кубань»;
  • ЗСП (26) «Вологда» и ЗСП (25) «Центр»;
    для целей КОМ на 2014—2016 гг:
  • ЗСП (12) «Пермь» с ЗСП (8) «Урал»;
  • ЗСП (20) «Ростов»с ЗСП (21) «Кубань».
    Такое укрупнение увеличивает конкуренцию между поставщиками и создает условия для формирования конкурентных цен на рынке мощности.
    Кроме того, в 2011 г. приказами Минэнерго России уточнена методология расчета спроса на мощность. Новая система привела к снижению расчетной величины спроса на мощность на 2012 г. за счет двух факторов — применения коэффициента совмещения максимума потребления (на 5286 МВт) и уточнения температурных коэффициентов (на 1300 МВт). В результате, несмотря на прогнозируемый рост потребления, спрос на мощность в 2012 г. практически не изменился относительно принятого при проведении предшествующего КОМ-2011. В итоге расчетный спрос на мощность, заложенный в основу КОМ-2012, в Первой ценовой зоне составил 144,44 тыс. МВт, во Второй ценовой зоне — 39,21 тыс. МВт, по ценовым зонам ЕЭС в целом — 183,65 тыс. МВт.
    «Вынужденная» генерация
    Еще одно новшество 2012 г. заключается в том, что статус вынужденного генератора, который подразумевает оплату мощности по устанавливаемому ФСТ тарифу, получат не все неотобранные генерирующие мощности, как это было еще в прошлом году, а только те, необходимость в работе которых подтверждена либо запретом на вывод из эксплуатации, либо решением Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики.
    Таким образом, в КОМ-2012 понятие «вынужденный генератор» было приведено «в соответствие с духом закона». Ведь «вынужденность» — это особая категория, которая была введена для помощи генерирующим объектам, чья конкурентоспособность по каким-то причинам ограничена (менее эффективная технология производства, топливная составляющая и т.п.), при этом закрыть данный объект нельзя, и владелец вынужден поддерживать его функциональность. Но до прошлого года каждый генератор, работающий в зоне с прайс кэп, по сути, мог заранее прикинуть свои финансовые перспективы, пользуясь тем, что величина прайс кэп и примерный уровень тарифов известны до конкурентного отбора. И если доход на рынке мощности его не устраивал, то он просто заявлял цену на мощность выше предельной установленной цены и автоматически попадал в разряд вынужденных, мощность которых оплачивалась по тарифу. В этом году желающих получить тариф таким способом стало значительно меньше, поскольку поставщик понимает, что решение правительственной комиссии о вынужденности может быть принято только после детального рассмотрения режима работы объекта генерации (рис. 1).
    Второй способ присвоения статуса «вынужденный генератор» — получение так называемого запрета на вывод из эксплуатации. Эта процедура предусмотрена для тех генерирующих объектов, которые собственник хотел бы вывести из эксплуатации по каким-то причинам (чаще всего из-за неэффективности вследствие технологического устаревания агрегатов). Если оборудование станции играет существенную роль в управлении электроэнергетическими режимами в каком-либо энергоузле или несет тепловую нагрузку, которую нечем компенсировать, может быть принято решение о запрете на вывод из эксплуатации и назначении тарифа на мощность без участия в КОМ. Режимные вопросы, естественно, рассматривает Системный оператор, а по тепловой нагрузке — региональные власти. Причем с этого года при принятии органами местного самоуправления положительного решения о запрете на вывод из эксплуатации финансовая нагрузка по оплате мощности вынужденного генератора ложится на регион.
    Применение указанных регуляторных механизмов привело к снижению объема тарифного регулирования на рынке мощности и соответственно к увеличению его рыночной составляющей в 2012 г.
    Устаревшие мощности
    Алгоритм участия генератора в рынке мощности показан на рис. 2. В соответствии с Правилами ОРЭМ компания, подавая ценовую заявку на КОМ, может пройти отбор, что позволит ей продавать электроэнергию и мощность по свободным ценам или по тарифу (в случае попадания в долю «самых дорогих»), либо не пройти его. Участник, не отобранный на КОМ, может либо продавать только электроэнергию по свободной цене, либо продавать электроэнергию и мощность по тарифу при условии получения статуса «вынужденный генератор», либо вывести оборудование из эксплуатации.
    Однако есть еще одна категория — генераторы, в принципе не отбираемые на КОМ. Генерирующее оборудование не может быть отобрано на КОМ при его несоответствии минимальным техническим требованиям. Порядок продажи мощности в этом случае аналогичен неотбору по цене.
    В 2011 г. минимальные технические требования к участию в КОМ-2012 были уточнены, и на КОМ не было допущено как неработоспособное, так и технически неэффективное оборудование, т.е. устаревшие мощности, которые характеризуются ненадлежащими техническими параметрами. К ним относятся генераторы с давлением свежего пара 9 МПа и менее при условии, что паровой турбине 60 и более лет. В прежней модели к процедуре КОМ не допускались только генерирующие единицы, не работавшие в предыдущем году, на профессиональном жаргоне их называют «мертвыми». «Древние» мощности потребители оплачивали наряду с современным оборудованием.
    Считалось, что устаревшие мощности, которые, как правило, не способны дать конкурентную цену по электроэнергии на рынке «на сутки вперед», все равно могут пригодиться в качестве резервных, поэтому их мощность нужно оплачивать. Однако готовность таких мощностей к быстрому обеспечению резерва вызывает серьезные сомнения, так же как и целесообразность расходования средств на бесконечное поддержание в работоспособном состоянии морально устаревшего оборудования. Пока в стране был дефицит резерва мощности, потребитель вынужден был платить и за такие раритетные объекты генерации. Теперь такой объект может получить оплату только в случае признания его вынужденным генератором.
    В итоге на КОМ-2012 по причине несоответствия минимальным техническим требованиям не было допущено 3,07 ГВт установленной мощности. В 2011 г. — 2,37 ГВт. Технические требования по доступу на КОМ будут ужесточаться год от года, и к 2015 г., по расчетам Системного оператора, к процедуре не будет допущено уже 9,2 ГВт. Это дополнительный качественный параметр повышения надежности и стимулирования к модернизации российской электроэнергетики.
    КОМ-2012: этапы отбора
    В соответствии с Регламентом проведения конкурентных отборов мощности, ценовые заявки для участия в КОМ на 2012 г. принимались с 19 по 30 сентября 2011 г. на специализированном технологическом сайте Системного оператора «Конкурентный отбор мощности». Прием заявок проходил в два этапа. На первом, с 9:00 19 сентября до 18:00 23 сентября, ценовые заявки подали 63 участника из 64 допущенных к КОМ в отношении 391 электростанции по 1024 генерирующим единицам мощности (ГЕМ), допущенным к участию в процедуре отбора. Второй этап прошел с 18:00 23 сентября до 18:00 30 сентября. В этот период участники КОМ, заявившие цену на первом этапе, имели возможность подать скорректированную заявку на продажу мощности. Повторную ценовую заявку на втором этапе можно было подать для изменения ранее указанной в заявке цены мощности в сторону снижения либо уточнения указанных ранее технических параметров генерирующего оборудования. Результаты конкурентного отбора мощности были подведены и опубликованы к 1 ноября 2011 г. (см. таблицу).
    По итогам конкурентного отбора мощности определяются:
  • перечень участников оптового рынка, осуществляющих в соответствующем календарном году поставку мощности;
  • перечень генерирующего оборудования, прошедшего КОМ, с указанием зон свободного перетока;
  • объемы мощности и свободные (нерегулируемые) цены, рассчитанные по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности.
    По результатам КОМ на 2012 г. отобраны ценовые заявки на продажу мощности 55 участников КОМ по 326 электростанциям. Кроме того, обязательному отбору подлежали 11 электростанций, построенных по ДПМ.
    Суммарный объем отобранной в КОМ на 2012 г. мощности, а также мощности, подлежащей обязательной покупке, в ценовых зонах оптового рынка составил 177 883 МВт (общая установленная мощность отобранных ГЕМ — 191 701 МВт). Мощность, подлежащая обязательной покупке, — это 52 объекта ДПМ, а также новые АЭС и ГЭС, введенные или планируемые к запуску до 1 декабря 2012 г. общей установленной мощностью 13 775 МВт, прирост которой в 2012 г. составил 3001,5 МВт.
    Для сравнения: в прошлом отборе — первом КОМ, проведенном в соответствии с новыми правилами долгосрочного рынка мощности в декабре 2010 г., — приняли участие 388 электростанций по 974 генерирующим единицам. По ценовым параметрам заявки на продажу мощности были отобраны 288 электростанций, а суммарный объем отобранной мощности достиг 161 908 МВт.