Принуждение к генерации. Несовершенство регулированиявынужденных генераторов — одна из потенциальных угроз для энергорынка

 

Автор

 

В последние два года в профессиональном лексиконе российских энергетиков прочно укоренилось понятие «вынужденный генератор». Это явление — еще один признак того, что оптовый рынок электроэнергии и мощности в России по-прежнему находится на этапе становления, а его правовое регулирование осуществляется не системно, а скорее по принципу неотложной помощи и латания дыр.
    Суть «вынужденной генерации» должна заключаться в следующем. Если в результате конкурентного отбора мощности некий генерирующий объект ввиду низких показателей эффективности оказался формально «невостребованным», то он должен быть выведен из эксплуатации. Однако если это может создать системные риски для надежности энергоснабжения потребителей, то такой станции присваивается статус «вынужденный генератор». Как правило, это энергообъекты, поддержание которых в рабочем состоянии необходимо для обеспечения установленных технических параметров работы единой энергосистемы, либо электростанции, имеющие высокое социальное значение — от них напрямую зависит функционирование систем жизнеобеспечения граждан, режимов водопользования, инфраструктрных объектов и т.д. Таким образом, несмотря на устаревшее оборудование, высокую степень износа и большой расход топлива, эти станции играют ключевую роль в своих региональных энергосистемах.
    Особый статус предполагает и особые условия оплаты. Пунктом 124 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности установлен следующий порядок:
  • если объект относится к вынужденным генераторам на основании надежности энергоснабжения, то мощность оплачивается всеми покупателями, расположенными в той же зоне свободного перетока;
  • если статус вынужденного генератора обусловлен гарантией теплоснабжения потребителей, необходимого для функционирования систем жизнеобеспечения, мощность оплачивается всеми покупателями, расположенными в том же субъекте РФ.
    Получить особый статус вынужденного генератора можно двумя способами:
  • по заключению Системного оператора ЕЭС и Минэнерго России о приостановлении вывода генерирующего оборудования из эксплуатации (в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.07.07 № 484);
  • через Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики (на основании п. 114 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности). В решении Правительства РФ указываются основания отнесения объекта к вынужденным генераторам, а также срок, в течение которого его мощность поставляется в вынужденном режиме (не более двух лет).
    По итогам рассмотрения заявки объект может получить тариф либо на мощность, либо на электроэнергию, производимую и поставляемую в «вынужденном режиме», либо оба этих тарифа сразу.
    В итоге данная конструкция, созданная для поддержания в работе оборудования, которое по техническим характеристикам уже пора выводить из эксплуатации, может лишь «заморозить», но не решить существующую проблемную ситуацию. Ведь, с одной стороны, вводится особый субъект правоотношений со специфическим регулированием. С другой — работа в вынужденном режиме не только не отвечает рыночным подходам и принципам экономической целесообразности, но и создает опасность надежного энергоснабжения, вплоть до возникновения аварийных ситуаций. Между тем последствия присвоения статуса вынужденного генератора толком не просчитаны, а какого-либо выхода из сложившейся ситуации не предлагается.
    Правильным решением в данном случае было бы использование механизма «вынужденный генератор» как сигнала о дефиците в регионе экономически эффективных мощностей. А это, в свою очередь, могло бы стать основанием для внесения изменений в план размещения генерирующих объектов, а также основой для заключения инвестиционных контрактов на строительство новых эффективных электростанций с учетом как уже имеющихся, так и потенциальных объемов межсистемных перетоков.