Электроэнергия и конкуренция

 

Автор

Порохова Наталья, Руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий

 

    Возможна ли нормальная конкуренция в электроэнергетике? Опыт Великобритании, стран Скандинавии и других дает утвердительный ответ. А в российской электроэнергетике? Достаточно привести простой пример из международного опыта, чтобы ответить на этот вопрос хотя бы самому себе.
    Мы привыкли говорить, что бизнес в России и, например, в Европе ведется по-разному. В чем же главное отличие? В том, что в России даже в рамках абсолютно конкурентных видов бизнеса, например ресторанного, локальное монопольное положение на рынке неминуемо оборачивается завышением цены. Например, в единственном ресторане на горнолыжном курорте в Подмосковье цены будут в два—три раза выше, чем в соседнем населенном пункте. И для нас это норма. Поэтому для меня стало особенно удивительным то, что в единственном ресторане на вершине горы горнолыжного курорта Австрии, где обедают все отдыхающие, цены такие же низкие, как и в соседнем городе.
    Вопрос, почему «они» не поднимают цены в два раза, даже когда альтернативы у клиентов все равно нет, мучил всю поездку. Ведь «у нас» появись хоть малейшая возможность получить монопольную ренту, предприниматели непременно ею воспользуются. Конкуренция в России заканчивается там, где можно ей пренебречь. Но если мы не в состоянии создать конкурентную среду даже в ресторанном бизнесе, будет ли она на столь сложном рынке, как рынок электроэнергии?
    В электроэнергетике законы рынка вступают в конфликт с технологической реальностью. Камнем преткновения является специфика электроэнергии как товара: ей практически нет альтернативы и при этом ее нельзя хранить. Поэтому рынок подчиняется не «невидимой руке рынка», а диспетчеру. Потребитель в большинстве случаев не может отказаться от потребления электроэнергии, несмотря на рост цен, а производитель — от производства, даже если цены упадут ниже себестоимости.
    Множество ограничений на возможность развития конкуренции в электроэнергетике накладывают и технологические особенности. Реформа разделила компании фактически по типам генераторов Рос­энергоатом (базовые), ОГК, ТГК (базовые, полупиковые) и РусГидро (полупиковые, пиковые). Это сделало конкуренцию между ними практически бессмысленной, т.к. генераторы различных типов должны дополнять друг друга в рамках регулирования энергосистемы, а не конкурировать.
    К технологическим проблемам развития конкуренции в электро­энергетике добавляются монополия на рынке газа и олигополия на рынке угля. При этом компании — пос­тавщики топлива являются также собственниками энергокомпаний.
    Однако все внутренние проблемы электроэнергетики при развитии конкуренции отходят на второй план перед вопросом развития конкуренции в стране в целом. Как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и конкуренцию, наверное, тоже нельзя создать в отдельно взятой отрасли. Пока же торговля, например рынки нефтепродуктов, остается далекой от цивилизованной конкуренции, а меры антимонопольного характера применяются только тогда, когда проблема выходит на уровень высшего руководства страны, вряд ли стоит ждать конкуренции на рынке, где у потребителя практически нет альтернативы — ни товару, ни времени потребления, ни поставщику.