Краткий обзор изменений в регламенты оптового рынка, принятых наблюдательным советом НП «Совет рынка» (декабрь 2011 г. и январь 2012 г.)

 

Автор

Белов Алексей, Заместитель директора НП «Совет производителей энергии»

 

    Изменения, связанные с формированием регулируемых договоров на 2012 г. (от 09.12.11)
    Правка в регламенты описывает особенности заключения регулируемых договоров (РД) на 2012 г., а именно: корректируются ссылки на пункты регламентов, формируются календари типовых периодов привязки по РД в 2012 г. с разбивкой по часам и присвоением номера типового периода, меняются ссылки с 2011 на 2012 г.
    Изменения, связанные с приведением Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в части определения услуги ОАО «АТС» в соответствие Правилам оптового рынка (от 09.12.11)
    Участники оптового рынка оплачивают услугу ОАО «АТС» по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению товарами и услугами в соответствии с утвержденным тарифом. Перечень данных услуг закреплен в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП). Тем не менее в процессе развития рыночных отношений количество услуг, оказываемых АТС, выросло, и возникла необходимость скорректировать и закрепить в регламентах новый расширенный перечень услуг АТС. Правка предусматривает, что АТС рассчитывает для участников не только объемы (количество) покупки/продажи электрической энергии на рынке «на сутки вперед» (РСВ), но и цену и стоимость электроэнергии как в ценовых, так и в неценовых зонах. Проводятся расчеты объемов, цен и стоимости по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), договорам, заключенным по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ), договорам, заключенным с ГЭС/АЭС по торговле мощностью и договорам с генераторами, получившими статус вынужденного. Также производится расчет средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию и (или) мощность за расчетный период в целях определения предельного уровня цен на электрическую энергию и (или) мощность, реализуемых по нерегулируемым ценам на розничных рынках в ценовых зонах оптового рынка.
    Изменения, связанные с участием ГТП генерации, включающих генерирующие объекты, производящие электроэнергию в вынужденном режиме, в расчете ВСВГО (от 09.12.11)
    В соответствии с действующими регламентами рынка для поставщиков, работающих в режиме «вынужденного» генератора, АТС самостоятельно формирует модельную пару цена — количество с ценой, равной тарифу поставщика. Данная заявка учитывается в конкурентном отборе на РСВ и БР и формируется только на объем превышения нижнего предела регулирования. При этом в расчете по ВСВГО принимается заявка участника без корректировки со стороны АТС. Вносятся изменения в регламенты, позволяющие в случае включения поставщика в перечень «вынужденных» генераторов или при отсутствии реестра «вынужденных» генераторов направить запрос на включение генератора в данный реестр, модифицировать заявку поставщика на ВСВГО до величины его тарифа.
    Изменения, связанные с определением доли затрат, отражающей прибыль от продажи электрической энергии (от 09.12.11)
    Правка в регламенты принимается только в отношении модернизируемых объектов ДПМ с датой начала исполнения обязательств не ранее 1 октября 2011 г. Предлагается в качестве базовых значений для расчета доли затрат, отражающей прибыль от продажи электроэнергии, использовать актуальные параметры (стоимость топлива, тарифы на услуги по транспортировке, регулируемые цены на электроэнергию, коэффициент использования установленной мощности и др.). Связано это с тем, что параметры, рассчитанные для 2010 г., утратили свою актуальность и их нельзя признать экономически обоснованными.
    Вносятся изменения в ценовое приложение № 4 к ДПМ, а именно в формулу пересчета величины возмещаемых затрат от года к году. В этой формуле некоторые параметры в знаменателе могут иметь нулевое значение или быть не определены. В этом случае величина возмещаемых затрат приравнивается к единице.
    Приложение № 2 к ДПМ предлагается сделать в двух редакциях — для объектов генерации по ДПМ, введенных в эксплуатацию до 1 октября 2011 г., и тех, что были введены после этой даты. Это необходимо для того, чтобы для объектов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, база для расчета соответствовала 2011, 2012, 2013 гг., для объектов, введенных в эксплуатацию позже, в расчет берутся параметры 2012, 2013, 2014 гг.
    Изменения, связанные с расчетом максимально допустимой величины месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации и максимально допустимой величины собственного максимума потребления на нужды генерации для электростанции — участника оптового рынка (от 09.12.11)
    В соответствии с технологией производства любой генерирующий объект в процессе выработки электрической энергии потребляет часть вырабатываемой электроэнергии на собственные нужды (двигатели насосов, освещение цехов и т.д.) По действующим регламентам оптового рынка величина потребления на собственные нужды регламентируется и не должна превышать определенного значения, установленного для данного типа станций. В отношении каждого поставщика экспертная комиссия НП «Совет рынка» устанавливает предельное значение. С 1 апреля 2011 г. экспертной комиссией принято решение при пересмотре максимально допустимой величины месячного расхода электроэнергии на собственные нужды поставщика не учитывать составляющую расхода, обусловленную выработкой тепловой энергии, что в свою очередь приводит к выпадающим доходам тепловых станций, которые можно компенсировать только за счет увеличения цен на тепло. Это может привести к росту тарифов на тепловую энергию на 1,5—2%. Данная ситуация может иметь и более негативные последствия при отсутствии в 2012 г. какого-либо базового значения потребления электро­энергии на собственные нужды. Предлагаемые изменения в регламенты устанавливают эту базовую величину как минимум из утвержденных ФСТ России тарифов в отношении поставщиков на 2012 г. и средних фактических величин потребления генераторами электроэнергии (мощности) за 2010 и 2011 гг. Для тех станций, которые вводятся в эксплуатацию в соответствии с ДПМ и в отношении которых отсутствует статистика, в качестве базовой величины принимаются значения из баланса ФСТ на 2012 г.
    Изменения, связанные с описанием технических требований, предъявляемых к оснащенности АИИС КУЭ, используемых для энергетических объектов с классом соответствия А+ (от 23.12.11)
    Данная правка распространяется только на тех участников, которые предполагают работать на рознице как субъект, имеющий статус ВИЭ, и должны соответствовать по системе АИИС классу А+ (самый высокий класс). Правка предусматривает необходимость для таких участников установить устройство дистанционного контроля. С помощью данного прибора АТС может в режиме реального времени проверить объем вырабатываемой электроэнергии. Подробно описываются требования к устройствам контрольного доступа и соответствующим каналам связи, надежности, защищенности, степени автоматизации.
    Об утверждении временного регламента обеспечения торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в январе—марте 2012 г. (от 23.12.11)
    В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют данные, необходимые для формирования обязательств/требований по договорам, действующим с 1 января 2012 г., проведение торгов в обычном порядке будет невозможно. Поэтому утверждается временный регламент торгов на оптовом рынке энергии (ОРЭ), который предусматривает некоторые отклонения от обычного порядка и регулирует отношения между участниками оптового рынка и инфраструктурными организациями по порядку проведения платежей, взаимодействие НП «Совет рынка», ОАО «АТС», ЗАО «ЦФР», ФСК и СО, а также определяются авансовые обязательства/требования.
    Изменения, связанные с расчетом пеней за нарушение сроков оплаты услуги КО (от 23.12.11)
    В соответствии с действующими регламентами ЗАО «ЦФР» рассчитывает пени для всех участников за просрочку платежей. Но пени за просрочку оплаты услуг АТС ЗАО «ЦФР» не считает, т.к. АТС сам проводит эти расчеты. Регламентами предусмотрено, что могут возникнуть дни, когда ЗАО «ЦФР» не проводит расчеты на РСВ (в случае если в ЦФР от участников направлено одновременно более 200 договоров цессии, а также в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств). Пени за просрочку в эти дни АТС считает, хотя расчеты не проводились и обязательств у участников не возникло. Предлагается не начислять участникам рынка неустойку за нарушение срока оплаты услуг коммерческого оператора (КО) за те рабочие дни, в которые участник не проводил расчеты через уполномоченную кредитную организацию.
    Изменения, связанные с раскрытием информации о равновесных ценах в наиболее крупных узлах расчетной модели (от 23.12.11)
    В настоящий момент АТС публикует информацию о равновесных ценах в узлах расчетной модели по каждому часу в виде географической карты в отношении 1000 наиболее крупных узлов. Но для анализа участникам этого недостаточно, предлагается публиковать данную информацию в табличном виде, при этом критерием для определения крупного узла является не количество узлов, а напряжение сети 220 кВ и выше, что будет соответствовать ~ 1500 узлам.
    Изменения, связанные с подтверждением соответствия техническим требованиям к СОТИАССО (от 23.12.11)
    Предлагается в случае разделения ГТП в связи с выводом генерирующего оборудования из эксплуатации дать возможность участнику не подтверждать соответствие СОТИАССО техническим требованиям. Подтверждением будет являться отсутствие за последние шесть месяцев как минимум двух случаев фиксации несоответствия системы.
    Изменения, связанные с порядком информационного обмена КО и СО при осуществлении расчетов по мощности (от 23.12.11)
    СО предоставляет в АТС реестр генерирующего оборудования, необходимого для проведения КОМ, и реестр неотобранных в КОМ генераторов — тех, кто участвовал в КОМ, но не прошел его. В свою очередь, КО направляет в СО реестр поставщиков, имеющих право продажи мощности на ОРЭ. Правка уточняет перечень передаваемой информации и порядок ее передачи. Правка вызвана частым изменением субъектного состава и необходимостью строгой регламентации порядка взаимодействия СО и АТС.
    Изменения, связанные с уточнением порядка определения диспетчерского объема и порядка определения ценовой заявки участника, используемой при определении ставок на отклонения (от 23.12.11)
    По действующим регламентам дополнительный объем выработки по инициативе генератора оплачивается по нулевой цене. Предлагается дополнительную загрузку оплачивать по минимуму из цены РСВ, цены в заявке и индикатора БР. С другой стороны, если генератору от СО пришла команда на останов оборудования, что привело к снижению его технологического минимума и снижению объема, прошедшего в РСВ, то величину снижения генератор возвращает по нулевой цене. Предлагается величину снижения вернуть по минимуму из цены РСВ, цены в заявке и индикатора БР. Правка сокращает отрицательный небаланс на рынке.
    Изменения, связанные с порядком распределения объемов мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме (от 23.12.11)
    В 2012 г. ожидается появление вынужденных генераторов тепла — при невозможности выведения станции из эксплуатации из-за необходимости обеспечивать теплом потребителей в регионе. В связи с этим в некоторых субъектах РФ теоретически возможны ситуации, когда суммарный объем покупки мощности покупателями (по КОМ, ВР, ДПМ, ГЭС/АЭС) превысит объем мощности, подлежащий оплате на ОРЭ. Для предотвращения подобных ситуаций вводится механизм, при котором часть объема выработки вынужденными генераторами будет оплачиваться потребителями всей ЗСП, в состав которой входит такой регион, а не только потребителями субъекта РФ, в котором находится данный вынужденный генератор.
    Регламент ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования ВИЭ (от 26.12.11)
    Предлагаемый к рассмотрению порядок выдачи и погашения сертификатов на так называемую зеленую энергию не является приложением к ДОП, поэтому до принятия данного порядка СР не может осуществлять свои функции по выдаче и погашению данных сертификатов. В рамках принимаемого регламента предлагается создать договорную конструкцию взаимоотношений «зеленого» объекта генерации и инфраструктуры оптового рынка и соответственно сделать ее частью ДОП. Данный сертификат погашается сетевыми организациями и дает право генератору на оплату энергии по утвержденному региональной энергетической комиссией тарифу.
    Регламент коммерческого учета электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на розничных рынках электроэнергии (от 26.12.11)
    Изменения в регламенты вносятся в продолжение темы «зеленой» генерации. Для осуществления сертификации объемов мощности, выработанных на объектах, имеющих статус ВИЭ, в форме регламента коммерческого учета прописывается порядок учета, а также сбора и хранения данных измерений фактически поставленной электроэнергии и мощности на розничном рынке. На основании данных АСКУЭ НП «Совет рынка» будет выдавать сертификаты розничным генераторам со статусом ВИЭ на оплату энергии сетями по тарифу, установленному РЭК.
    Изменения, связанные с уточнением перечня документов, необходимых для проведения испытаний и проверок по установлению соответствия АИИС техническим требованиям оптового рынка электрической энергии и мощности (от 26.12.11)
    В настоящее время гарантирующие поставщики (ГП) должны приводить акты соответствия АСКУЭ к классу «С». При этом по многим счетчикам ГП отсутствуют паспорта поверки из-за срока давности (при распаковке компаний многие документы утеряны). Предлагается в таких случаях предоставлять подтверждающий наличие и качество прибора акт поверки, подписанный двумя сторонами — ГП и сетями.
    Изменения, связанные с требованиями, предъявляемыми к энергосбытовым организациям при согласовании ГТП энергосбытовых организаций (от 26.12.11)
    При проведении процедуры согласования ГТП и получения статуса субъекта оптового рынка исключается необходимость предоставления нотариально заверенного договора энергоснабжения с потребителем, которому ЭСК будет поставлять электроэнергию. Достаточно предоставления договора заверенного уполномоченным лицом ЭСК.
    Изменения, связанные с уточнением сроков получения коммерческим оператором информации для формировании перечня генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме (от 26.12.11)
    В настоящий момент в Регламенте отнесения к вынужденным генераторам указано, что поставщик обязан предоставить в КО копию решения о присвоении статуса вынужденного генератора за три рабочих дня до начала месяца поставки. Изменения предлагают предоставлять данные решения за пять рабочих дней до начала месяца поставки в связи с тем, что на заключение договора купли-продажи вынужденного генератора необходимо время и за три дня этого сделать невозможно.
    Изменения, связанные с уточнением процедуры регистрации ГТП в отношении генерирующего оборудования с установленной мощностью менее 25 МВт (от 26.12.11)
    Данная правка позволит СО выдавать заключение о частичном соответствии СОТИАССО генераторам с мощностью менее 25 МВт, что, в свою очередь, облегчит им выход на оптовый рынок.
    Изменения, связанные с порядком расчета предварительной цены покупки мощности по результатам КОМ (от 19.01.12)
    Предусматривается норма, в соответствии с которой Реестр результатов КОМ может быть скорректирован в случае изменения цены продажи мощности, установленной ФСТ России, участвующей в формировании цены КОМ.
    По ранее действующим регламентам пересмотр Реестра результатов КОМ возможен только в случаях:

  • изменения Реестра поставщиков, допущенных в КОМ;
  • изменения Реестра мощности, подлежащей обязательной покупке на ОРЭ.
    Изменения также предусматривают, что при установлении тарифов ФСТ после расчета авансовых обязательств, перерасчет по авансам величинам не производится.
    Изменения, связанные с выходом Постановления Правительства Российской Федерации, отменяющего индексацию цен КОМ на первое полугодие 2012 г. и надбавку для ГЭС (от 27.01.12)
    В соответствии с действующими Постановлениями Правительства № 238 и 1172 цены КОМ могут быть индексированы в связи с изменением индекса потребительских цен (ИПЦ). Правка предусматривает, что в случае изменений указанных постановлений в части индексации цены КОМ, Регламент финансовых расчетов меняется следующим образом:
  • отменяется индексация цены КОМ для первого полугодия 2012 г., так же как и для второго полугодия 2011 г., т.е. ИПЦ = 1;
  • цена КОМ формируется только с учетом надбавки по АЭС (без надбавок ГЭС и ГАЭС).
    Изменения, связанные с переносом сроковрасчета цены на мощность, поставляемую по ДПМ (от 27.01.12)
    По действующим регламентам КО принимает величины ценовых параметров по ДПМ, экономическая обоснованность которых была установлена наблюдательным советом НП «Совет рынка» с целью определения цены на мощность. Данная процедура производится КО в отношении месяца, следующего за месяцем, в котором были получены ценовые параметры. При этом если в месяце, предшествующему месяцу, в котором ценовые параметры должны быть учтены, заседания наблюдательного совета не проводятся, КО не имеет оснований для учета ценовых параметров в текущем месяце. Поэтому предлагается перенести срок получения КО величин ценовых параметров на 2-е число текущего расчетного месяца включительно, а срок расчета цены мощности по ДПМ — на 6-е число расчетного месяца.
    О продлении изменений, связанных с уточнением порядка выбора состава генерирующего оборудования (от 27.01.12)
    Предлагается продлить срок действия изменений, связанных с уточнением порядка выбора состава включенного генерирующего оборудования и утвержденных решением наблюдательного совета НП «Совет рынка» от 29 июля 2011 г. (протокол № 19/2011).
    Вносятся следующие изменения.
    Ранее повторный расчет по ВСВГО «жестко» приходится на понедельник, однако иногда понедельник — нерабочий день. В этом случае предлагается делать повторный расчет на следующий день после нерабочего дня.
    Ранее резерв считался от недельного максимума, что приводило к завышению резерва в другие дни. Предлагается оптимизировать математическую модель так, чтобы резерв для каждого дня соответствовал действительному суточному и недельному потреблению.
    Изменения, связанные с отменой меры оперативного воздействия к участникам рынка за нарушение сроков оплаты за электроэнергию, мощность, услуги (от 27.01.12)
    Предлагается отменить меры оперативного воздействия для потребителей — участников ОРЭ, нарушающих сроки оплаты по договорам, заключенным в оптовом рынке. В настоящее время мера оперативного воздействия состоит в прекращении приема заявок на планирование объема потребления от участника. Необходимость правки в том, что приостановка приема заявок никак не связана с платежной дисциплиной участника и в конечном счете приводит только к еще большему ущербу сбытовой компании.
    Изменения, связанные с окончанием срока действия договора поручительства(от 27.01.12)
    Для случая возможной продажи объекта ДПМ предлагается продлить срок действия договора поручительства по ДПМ на весь срок действия — 120 месяцев с даты начала поставки, т.к. штраф может возникнуть в течение действия всего срока ДПМ. Сейчас максимальный срок в соответствии с текстом договора поручительства прописан в трех вариантах для ситуаций введенного/не введенного на дату заключения договора поручительства оборудования по ДПМ и составляет соответственно 12, 24 и 36 месяцев. Кроме того, договор поручительства прекращается досрочно, если в отношении объекта генерации наступила дата начала фактической поставки мощности.
    Изменения, связанные с расчетом нерегулируемых цен на электрическую энергию для потребителей, осуществляющих почасовой учет и не осуществляющих почасовое планирование (от 27.01.12)
    Предлагается рассчитывать средневзвешенные нерегулируемые цены (СВНЦ) для потребителей с почасовым учетом, не планирующих свое потребление (двуставочников) следующим образом: сейчас на них транслируются цены исходя из графика потребления ГП, а предлагается считать СВНЦ исходя из их собственного графика потребления.
    Изменения, связанные с порядком расчета авансовых обязательств/требований на ОРЭ(от 27.01.12)
    В соответствии с поручением Правительства РФ цены для розничных потребителей в январе-феврале 2012 г. не должны превышать уровень декабря 2011 г. Поэтому ГП за январь будут выставлять СВНЦ на уровне декабря 2011 г. Для расчета корректной цены предлагается не публиковать КО цены января для расчета СВНЦ.