Генераторы ищут возможности для модернизации

 

Автор

Вивчар Антон, Заместитель председателя совета по энергетической безопасности и технологическойнадежности НП «Совет производителей энергии»

 

    Обновление генерирующих мощностей станет главной отраслевой темой ближайших лет. До последнего времени обсуждались только вопросы регулирования рынка электроэнергетики и мощности, о модернизации пока решили забыть. В итоге за годы реформ ухудшились экономические показатели отрасли, резко сократился ввод новых мощностей и устарело оборудование.
    По данным Минэнерго РФ, растет число аварий на генерирующих объектах: так, за 8 месяцев 2010 г. 42% из них произошло на котельных установках, 15% — на турбинных, 10% — на вспомогательном оборудовании и 7% «отказов» были связаны с поломками устройств релейной защиты и автоматики.
    Среди основных причин аварий — недостатки эксплуатации (35%) и ошибки персонала (10%).
    Значительно снизился потенциал отечественного энергомашиностроения за счет дефицита научно-технических разработок и малых объемов строительства.
    Требуются значительные инвестиции для проведения комплексной модернизации энергетической отрасли. Наряду с этим появляются противоречащие друг другу федеральные документы, регулирующие эти вопросы.
    В 2011 г. Минприроды России подготовило законопроект, предусматривающий использование наилучших доступных технологий (НДТ) и увеличение платы промышленных предприятий за сверхнормативное воздействие на окружающую среду. При этом справочников таких технологий в России не существует и оборудование отечественных энергомашиностроительных компаний не подходит под незакрепленные пока нормативами требования министерства.
    Между тем ключевая задача по документу Минпромторга России «Стратегии развития российского энергетического машиностроения до 2030 года» — обеспечение энергетической безопасности страны за счет замещения импорта. В планах Минпромторга РФ, доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования должна составить к 2015 г. — не более 40%, к 2020 г. — не более 30%, к 2025 г. — не более 10%, до 2030 г. — должна поддерживаться на уровне 10—15%.
    Но если рынок будет развиваться так же, как сейчас, то к 2020 г. на зарубежных установках будет работать до 27% мощностей российской энергосистемы.
    Для достижения максимальной надежности и эффективности нового строительства российские энергетики большую часть агрегатов закупают за рубежом. По данным Минпромторга России, более 50% контрактов до 2013 г. заключены с иностранными энергомашиностроительными компаниями, и эта тенденция сохраняется. Более того, российское энергетическое оборудование уже стало дороже китайских аналогов и по уровню цен вплотную приблизилось к ведущим европейским, американским и японским брендам.
    Кроме того, иностранцы сдают объекты «под ключ», тогда как российские производители разобщены и ограничиваются поставкой на рынок отдельных агрегатов и функциональных узлов. При этом в технических политиках большинства крупнейших энергокомпаний прописана необходимость просчета стоимости оборудования на всем жизненном цикле — от проектирования и монтажа до вывода из эксплуатации.
    В рамках совместного заседания совета по энергетической безопасности и технологической надежности НП «Совет производителей энергии» и комитета по энергомашиностроению ООО «Союз машиностроителей России» председатель совета Валентин Межевич пояснил, что «в прошлые годы из-за недофинансирования российского машиностроения мы отдали заказ на новые стройки преимущественно в западные компании, и теперь у нас начинаются проблемы c обеспечением запасными частями и резервированием мощностей». При этом г-н Межевич считает, что «разрозненность в вариантах технических решений и процедурах контрактования приводит к удорожанию строительства, что в условиях острого дефицита финансов — непозволительная роскошь».
    Тогда же председатель комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России Кирилл Комаров отметил: «Энергетика стоит во главе модернизационного процесса, который идет в стране. Безусловно, у нас есть определенные сбои и перекосы, которых нам хотелось бы избежать».
    В качестве типичных проблем отечественного машиностроения можно выделить:
  • слабый инжиниринг, отсутствие современных комплексных решений;
  • непредоставление сервисных услуг в ходе эксплуатации оборудования;
  • несоответствие выпускаемой продукции современным отраслевым стандартам безопасности;
  • высокую себестоимость инновационного энергооборудования;
  • несоответствие возросшим экологическим требованиям по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.
    По мнению специалистов Минпромторга России, системная проблема энергетического машиностроения России заключается в разомкнутости цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство, реализацию и поддержку эксплуатации продукции потребителями, что не обеспечивает возврат средств для финансирования научных разработок.
    Для успешной модернизации энергетики необходимы ряд мероприятий на государственном уровне, внятное, ориентированное на рынок правовое регулирование, инвентаризация и анализ текущего состояния мощностей, долгосрочное прогнозирование и планирование, высокие технические требования и стандарты, здоровый протекционизм, таможенное регулирование и долгосрочные контракты.
    В свою очередь, Минэнерго России подготовило комплексную программу модернизации энергетической отрасли до 2020 г., правда, без учета планов частных генерирующих и некоторых энергомашиностроительных компаний. Исходя из текущего уровня износа, Минэнерго в ближайшие 10 лет предполагает вывести из эксплуатации порядка 16 ГВт мощности, при этом ежегодный прирост электропотребления составит порядка 2,2%. Таким образом, к 2020 г. потребуется ввести около 80 ГВт новой мощности, или практически 40% действующей установленной генерирующей мощности в РФ. Признает Минэнерго и несовершенство нынешних условий рынка, что не стимулирует к вложению средств в развитие энергетики. По заявлению Минэнерго на заседании правительства в сентябре этого года, на реализацию намеченной программы модернизации потребуется 11,1 трлн руб. Источниками финансирования являются: кредитование по льготным ставкам (не более 8%) в государственных банках на возвратной основе, запуск механизмов оптового рынка мощности с использованием конкурсных процедур, средства от приватизации государственных пакетов в генерирующих и электросетевых компаниях.
    Обсуждение проекта программы будет продолжено на заседании межведомственной рабочей группы в Минэнерго России в конце декабря. На нем будут рассмотрены варианты долгосрочного заказа оборудования, инновационного развития российского энергомашиностроения и конструкций долгосрочных взаимоотношений между заказчиком и поставщиком оборудования.
    В качестве системных проблем можно выделить отсутствие долгосрочного системного подхода и мотивационных механизмов при модернизации с учетом часто меняющихся правил игры на рынке электроэнергии и мощности, ужесточения экологических требований по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предложений по внедрению НДТ.
    В настоящее время в модели рынка электроэнергии и мощности нет четких правил реализации инвестиционных проектов и гарантий того, что они не будут меняться.
    Решая вопросы обновления оборудования, генерирующие компании не могут быть уверены в осуществлении своих долгосрочных инвестиционных планов, т.к. ежегодно дорожает топливо, нет государственных гарантий в возврате инвестиций. В перспективе недовыполнение генерирующими компаниями своих инвестиционных программ может привести к дефициту мощностей, снижению надежности отрасли и росту аварийности.
    Ситуацию может исправить только консолидированная позиция энергомашиностроителей и генераторов в работе с регуляторами рынка.
    Необходимо наличие системы целостного управления отраслью. Главный недостаток действующей системы регулирования — отсутствие органа, ответственного за долгосрочное развитие электроэнергетики. В результате все регуляторные решения принимаются исключительно с целью достижения краткосрочного ценового эффекта без учета долгосрочных экономических и технологических последствий.
    Итогом стало хроническое недоинвестирование энергетической отрасли, повлекшее за собой огромные риски аварий, способных вызвать социально-политические потрясения.
    Национализация генерации в отличие от формирования качественной инвестиционной среды не способна устранить проблемы отрасли из-за огромного объема требуемых денежных ресурсов.
    Модернизация станций должна происходить в соответствии с общей программой строительства всех отраслевых объектов.
    Принятие решения о новом строительстве и обновлении оборудования должно определяться не столько ростом энергопотребления, сколько необходимостью системной замены морально и физически устаревших агрегатов новыми, отвечающими современным мировым стандартам.
    Так, приоритетами для модернизации можно назвать снижение доли износа основного оборудования, повышение КПД электростанций и надежности оборудования, уменьшение потерь в электрических сетях.
    Программа модернизации отрасли должна учитывать планы энергокомпаний и смежных секторов, экологические требования, а также предусматривать типологию и стандартизацию проектов, инструменты финансирования. Сразу несколько отраслевых регуляторов — НП «Совет рынка» и рабочая группа под руководством Юрия Удальцова — работают над созданием новой модели рынка, но пока никто из них не предлагает механизмы стимулирования модернизации, которых так ждут генераторы и энергомашиностроители.
    Необходимы стимулы к повышению технического уровня в соответствии с мировыми достижениями и планами внедрения инновационных технологий. Для этого нужна долгосрочная техническая политика отрасли, определяющая нормы и требования к целевым показателям оборудования.
    Технологический рост возможен при заключении долгосрочных договоров или образовании совместных энергетических и машиностроительных предприятий (в том числе с участием государства).
    Генераторы сходятся во мнении, что одним из направлений совместной деятельности может стать модернизация на основе пакетного типового заказа оборудования и создания линейки нового высокоэффективного серийного оборудования для энергокомпаний. При этом все упирается в отсутствие механизма возврата инвестиций в программы модернизации генерирующих компаний.
    Решить многие проблемы могло бы Министерство энергетики РФ, доработав модель рынка электроэнергии и мощности с точки зрения возврата инвестиций и с учетом мнений всех участников рынка о программе модернизации электроэнергетики до 2020 г.
    В свою очередь, к марту 2012 г. генерирующие предприятия и крупнейшие энергомашиностроительные компании собираются формализовать основные направления сотрудничества через систему соглашений между компаниями энергомашиностроительного комплекса и НП «Совет производителей энергии» — полномочного представителя генераторов.
    Прежде всего планируется направить в регулирующие ведомства согласованную программу по формированию долгосрочного заказа на энергетическое оборудование отечественного производства для реализации проектов модернизации генерирующих компаний, разработать механизм финансирования централизованного аварийного запаса энергетического оборудования на предприятиях энергомашиностроительного комплекса, а также механизм консолидированного финансирования перспективных проектов НИОКР на основе государственно-частного партнерства.