Инвесторам необходима стабильность

 

Автор

Миронов Игорь, Директор НП «Совет производителей энергии»

 

    Интервью с директором НП «Совет производителей энергии» Игорем Мироновым
    ЭР: Игорь Владимирович, в конце года принято подводить итоги. К чему пришла отрасль в результате реформы?
    И. М.: Реформу я бы разделил на два основных этапа. Первый осуществлен еще при РАО «ЕЭС России»: энергетика разделена по видам бизнеса, запущен рынок, генерирующие активы в основном приватизированы. Вторым этапом должны были стать запуск рынка мощности, 100%-ная либерализация. На этом этапе реформа забуксовала, и единственным, пожалуй, достижением этого этапа стало заключение договоров о поставке можности (ДПМ). Язык не поворачивается назвать рынок мощности рынком, а говорить о 100%-ной либерализации — значит лукавить.
    Следует отметить, что члены партнерства свои обязательства перед государством выполняют, реализуя проекты в рамках ДПМ, снижают издержки, повышают эффективность бизнеса.
    В свою очередь, реформа рынка не закончилась, и нам следует ожидать ее продолжения, поскольку цены на мощность и отчасти на электроэнергию все еще регулируются государством, отсутствует механизм стимулирования модернизации генерирующих мощностей. В ответ на растущие инвестиционные затраты сетевых компаний, существенное перекрестное субсидирование и другие негативные факторы крупные промышленные потребители строят собственные объекты генерации.
    Реформа электроэнергетики, по сути, так и не достигла своих целей. Мы имеем квазирыночную модель, полностью регулируемую государством.
    ЭР: Какие основные регламентирующие изменения произошли для генерации в 2011 г.?
    И. М.: Изменений достаточно много, поэтому назову несколько. Во первых, принято решение в 2012 г. не проводить индексацию предельных уровней цен по мощности и тарифов регулируемых договоров. Во-вторых, тарифы для вынужденной генерации теперь устанавливаются, исходя из возможной прибыли по всей компании, таким образом изымается прибыль, полученная генератором на РСВ. В-третьих, без обоснования внесены изменения в приказ о технических параметрах генерирующего оборудования, допущенного на КОМ, что значительно сократило число участников и объем мощности. В-четвертых, внесены изменение в постановление Правительства РФ по ДПМ в части исключения возможности компенсации фактических затрат на осуществление технологического присоединения к электрическим и газовым сетям. Причем редакция новой нормы в принципе не позволяет компенсировать затраты на технологические присоединения к газовым сетям. Помимо этого, недавно принят третий антимонопольный пакет, существенно (я бы сказал — избыточно) усиливающий антимонопольное регулирование.
    ЭР: Какие, на Ваш взгляд, существуют варианты финансирования новых проектов генерации?
    И. М.: По данным Минэнерго РФ, с учетом износа в ближайшие десять лет из эксплуатации будет выведено 16 ГВт мощности, а ежегодный прирост электропотребления составит порядка 2,2%. К 2020 г. потребуется ввести около 80 ГВт новой мощности, или практически 40% текущей установленной генерирующей мощности в РФ. По мнению чиновников, на строительство новых энергомощностей до 2020 г. необходимо привлечь 11 трлн руб. Это огромные инвестиции, но в программе Мин­энерго нет механизмов возврата инвестиций и стимулирующих механизмов для модернизации.
    В качестве возможного источника финансирования названа прибыль энергокомпаний, в частности, предполагается увеличение доли чистой прибыли до 40%. При этом в период 2011—2015 гг. кредитный портфель, генерирующих компаний будет значительным в связи с исполнением обязательств по ДПМ. Кроме того, прибыль генерирующих компаний сократится в связи с исключением денежного потока от продажи мощности по оборудованию, не прошедшему КОМ в соответствии с Приказом Минэнерго России от 27.06.11 № 245.
    По нашему мнению, программа модернизации отрасли должна учитывать планы энергокомпаний и смежных отраслей, экологические требования, предусматривать типологию и стандартизацию проектов, предлагать инструменты финансирования. При этом нужно помнить о росте технических требований к обеспечению надежности энергоснабжения и актуализации отраслевых документов по надежности и безопасности.
    В настоящее время мы наблюдаем за строительством объектов ДПМ и точечных проектов энергообъектов, предназначенных для собственных нужд крупных потребителей. Новых крупных проектов строительства нет. Поэтому особенно важно, чтобы в новой модели рынка были предложены механизмы стимулирования модернизации.
    Пока обсуждается механизм гарантирования инвестиций, который может быть применен в случае заинтересованности региональных властей в строительстве энергообъекта. Тогда региональные власти заявляют о своих потребностях Минэнерго РФ, после чего проводится конкурс и выбирается исполнитель.
    ЭР: Будет ли реформировано теплоснабжение?
    И. М.: Теплоснабжающая отрасль столкнулась с рядом проблем, связанных с принятием подзаконных нормативно-правовых актов к ФЗ «О теплоснабжении». Основной проблемой является отсутствие единой концепции реформирования отрасли.
    ФЗ «О теплоснабжении» предполагает принятие около 30 подзаконных нормативно-правовых актов. Акты разрабатываются разными министерствами и ведомствами, в результате по содержанию проекты не всегда согласуются друг с другом.
    В 2012 г. мы ожидаем принятия основных нормативно-правовых документов к ФЗ «О теплоснабжении», т.к. большинство из них уже разработано и находится в процессе согласования между министерствами и ведомствами.
    ЭР: Что предстоит сделать в 2012 г. для поддержки когенерации?
    И. М.: Хочу подчеркнуть, что трудности реформирования теплоснабжения обусловлены высокой социальной зависимостью тарифных решений. Задача генераторов объяснить федеральным и региональным властям потенциал когенерации и добиться увеличения загрузки ТЭЦ.
    Рост комбинированной выработки ТЭЦ и перевод тепловой нагрузки с котельных на ТЭЦ в значительной степени снизит потребление топлива и, как следствие, приведет к улучшению экономической и экологической обстановки в регионах.
    Основным фактором поддержки когенерации и прекращения котельнизации страны является цена. Тепловая энергия, произведенная на ТЭЦ в режиме когенерации, более чем в два раза дешевле энергии, произведенной в котельных, и это притом, что котельные покупают топливо по льготным ценам, приравненным к ценам для населения.
    ЭР: В уходящем году в НП «Совет производителей энергии» был создан Совет по энергетической безопасности и технологической надежности. Каковы его основные функции?
    И. М.: Руководители генерирующих компаний инициировали создание новой организации, которая систематизирует работу по обновлению производственных мощностей. Для разработки долгосрочного системного подхода к обновлению основного оборудования и создания мотивационных механизмов модернизации производства понадобился орган, который сможет представлять позицию генераторов на всех уровнях власти. Именно поэтому возглавить Совет по энергобезопасности предложили сенатору Валентину Межевичу, который одинаково хорошо разбирается в технологических вопросах и вопросах регулирования отрасли.
    Главные инженеры крупных компаний начали работу в Совете по энергетической безопасности летом этого года. Были сформированы экспертные группы по ряду направлений: оборудование и технологии, нормативные правовые акты, экология, кадры, стандартизация, взаимодействие с инфраструктурными организациями. Осенью состоялось публичное обсуждение вопросов энергомашиностроения совместно с Минэнерго России и ОООР «Союз машиностроителей России», представителями генерирующих и энергомашиностроительных компаний, что позволило определить приоритеты для взаимного сотрудничества.
    Прежде всего планируется представить согласованную позицию по формированию долгосрочного заказа на энергетическое оборудование оте­чественного производства для реализации программ модернизации генерирующих компаний, разработать механизм финансирования централизованного аварийного запаса энергетического оборудования на предприятиях энергомашиностроительного комплекса, создать механизм консолидированного финансирования перспективных проектов НИОКР на основе государственно-частного партнерства. Достигнута договоренность о сотрудничестве в развитии кадрового потенциала электроэнергетических компаний c Корпоративным энергетическим университетом.
    ЭР: Какие задачи стоят перед членами Совета по энергобезопасности в 2012 г.?
    И. М.: Совету по энергобезопасности предстоит проанализировать возможности оптимизации использования генерирующих мощностей (объемы и график резервирования, графики и порядок вывода в ремонт), оценить потребности генерирующих компаний в отечественном оборудовании, структурировать предложения по механизмам государственно-частного партнерства и способствовать развитию рынка системных услуг.
    Первым шагом в этом направлении стала подготовка консолидированной позиции генерирующих компании в отношении Программы модернизации энергетики до 2020 г., подготовленной Минэнерго России. Не менее важно наше участие в подготовке Доктрины по энергетической безопасности.
    Помимо работы с энергомашиностроителями, планируем взаимодействие с инжиниринговыми компаниями, что позволит нам быть более объективными в решении отраслевых вопросов.
    ЭР: Для чего было создано Межрегиональное отраслевое объединение работодателей поставщиков энергии?
    И. М.: Главной задачей, поставленной учредителями перед Объединением РАПЭ, стало проведение переговоров со Всероссийским Электропрофсоюзом по условиям межрегионального отраслевого соглашения. Генераторы считают необходимым разработать документ, который будет регламентировать основные вопросы социального партнерства с учетом законных интересов работников и работодателей.
    ЭР: Какие крупные отраслевые события ожидаются в 2012 г.?
    И. М.: В следующем году продолжится работа над новой моделью рынка. Однако все принципиальные глобальные решения могут быть приняты только во втором полугодии.
    Разработчики предлагают ввести прямые свободные договоры между генераторами и крупными потребителями и оплачивать электроэнергию и мощность по одноставочному тарифу, создать единого регулятора, отвечающего за состояние отрасли в целом и такие показатели ее работы, как надежность энергоснабжения и тарифы.
    Вне зависимости от выбранного варианта действий инвесторам необходимы стабильность и предсказуемость правового поля на годы вперед. Серьезные инвесторы не могут закладывать крупные проекты, не будучи уверенными, что правила игры на рынке не изменятся в одночасье. Часто меняющиеся правила игры рынка электроэнергии и мощности могут привести к недовыполнению генерирующими компаниями своих инвестиционных планов, а в перспективе — к дефициту мощностей, снижению надежности отрасли и росту аварийности.
    Помимо этого, для всех участников рынка важно снижение задолженности, которая сейчас только на оптовом рынке составляет около 30 млрд руб., и в 2012 г. ситуация может ухудшиться. В ноябре было принято постановление правительства, которое ограничивает доходность сбытового бизнеса, однако этот правильный в целом документ в отсутствие решения платежных проблем розничного рынка может негативно отразиться на оптовом рынке.
    Государство должно принять меры по снижению перекрестной задолженности. В качестве одной из таких мер может стать социальная норма потребления. Это позволит снизить нагрузку на среднего и крупного потребителя.
    Еще сложнее ситуация на рынке тепловой энергии: задолженность только перед крупными теплогенерирующими компаниями достигает 80 млрд руб. В целом, по данным коллекторских агентств, задолженность за тепловую энергию достигает 125 млрд руб. Назрела необходимость ужесточить меры, вплоть до уголовной ответственности, за нецелевое использование средств, полученных управляющими компаниями в ЖКХ от граждан в оплату за потребленную тепловую энергию.
    Нужны меры, направленные на улучшение рыночной среды. Чем меньше регулирующее вмешательство, тем больше вероятность того, что рынок начнет работать. Не следует опасаться значительного роста цен, ведь генерация пострадает больше других, если потребитель не сможет покупать ее товар.
    ЭР: Какой, по Вашему мнению, должна быть роль государства в развитии отрасли в 2012 г.?
    И. М.: Необходимо создание системы целостного управления отраслью. Ключевой проблемой действующей системы регулирования стало принятие решений исключительно с целью достижения краткосрочного ценового эффекта без учета долгосрочных экономических и технологических последствий. В итоге — хроническое недоинвестирование энергетической отрасли, снижающее надежность энергосистемы страны в целом. Повышаются риски возникновения аварий, способных вызвать социально-политические потрясения.
    Я надеюсь, что в 2013 г. мы уйдем от ручного управления всей отраслью и вернемся к идее создания конкурентного рынка. Побудительные мотивы активизации инноваций, с одной стороны, связаны с воздействием рыночной среды, и делают необходимым совершенствование оборудования, требуют поиска новых конструктивных идей и решений для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. При неразвитости рыночных отношений, а также в условиях экономического кризиса определяющую роль активизации инноваций играют меры государственного регулирования.