Краткий обзор изменений в регламенты оптового рынка, принятых наблюдательным советом НП «Совет рынка» (ноябрь 2011 г.)

 

Автор

Белов Алексей, Заместитель директора НП «Совет производителей энергии»

 

    Изменения, связанные с порядком определения коэффициента отнесения ГТП потребления к субъекту Российской Федерации (от 25.11.11)
    В соответствии с регламентом определения и актуализации параметров зон свободного перетока (ЗСП) ЕЭС вычисляется коэффициент отнесения группы точек поставки (ГТП) к субъекту Российской Федерации для расчета обязательств потребителей по покупке мощности у генераторов, поставляющих мощность в вынужденном режиме работы. В случае если узлы ГТП находятся в одном субъекте РФ, данный коэффициент принимается равным единице.
    Возможны ситуации, когда ГТП находится в одной ЗСП, но в двух субъектах РФ (Ленинградская область и Санкт-Петербург) или в двух ЗСП и в двух субъектах РФ (Москва и Московская область). Принятые изменения в регламент предполагают для таких случаев коэффициент отнесения определять пропорционально указанным в балансе ФСТ объемам потребления мощности в соответствующем субъекте РФ.
    Описываются три случая отнесения ГТП по субъектам и по ЗСП:

  • ГТП находится в одном субъекте и одной ЗСП;
  • ГТП находится в двух субъектах и одной ЗСП;
  • ГТП находится в двух субъектах и двух ЗСП.
    Изменения, связанные с уточнением времени подачи оперативных ценопринимающих заявок для участия в процедуре конкурентного отбора на балансирование системы (от 25.11.11)
    Действующие регламенты оптового рынка предусматривают возможность для поставщиков подавать оперативные ценопринимающие заявки (ОЦЗ) на загрузку и разгрузку оборудования. Данный инструмент позволяет быстро оптимизировать состав генерирующего оборудования в режиме реального времени на балансирующем рынке. Регламентом подачи ценовых заявок участниками оптового рынка предусмотрено, что ОЦЗ подаются Системному оператору не позднее чем за 210 минут (3,5 часа) до наступления часа, в отношении которого осуществляется конкурентный отбор ценовых заявок. Принятая правка предполагает уменьшение данного временного интервала до 150 минут (2,5 часа). Изменение связано с тем, что расчет плана балансирующего рынка изменился с 4-часового на 3-часовой интервал.
    Изменения, связанные с определением объемов и стоимости отклонений в ГТП потребления гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) при работе в режиме синхронного компенсатора (СК) (от 25.11.11)
    В настоящее время ГАЭС оказывают энергосистеме услуги по регулированию реактивной мощности в режиме СК по команде Системного оператора. Данный режим работы приводит к увеличению потребления поставщика на собственные нужды, которое значительно превышает максимально допустимую величину потребления. С другой стороны, работа ГАЭС в режиме СК исключена из перечня оснований для присвоения признака внешней инициативы, что приводит к тому, что все отклонения ГАЭС, возникающие в процессе оказания данной услуги, относятся на собственную инициативу. Кроме того, увеличение потребления по собственной инициативе приводит к большей доли распределения на ГАЭС отрицательного стоимостного небаланса на балансирующем рынке (БР). Все это снижает оплату мощности для ГАЭС.
    Ранее для решения названной проблемы наблюдательный совет НП «Совет рынка» предусмотрел применение в отношении ГАЭС на БР особых ставок на отклонение по собственной инициативе в случае работы в режиме СК. Принятые изменения в регламенты позволяют определить данную ставку равной цене на балансирование вверх в данной ГТП, а также исключить распределение отрицательного небаланса на объемы отклонений, вызванные работой в режиме СК. Для реализации принятого решения необходимо обеспечить передачу информации от СО в АТС по ГТП ГАЭС, работающих в режиме СК.
    Изменения, связанные с уточнением порядка и сроков предоставления Системному оператору акта расследования аварии (технологического нарушения) (от 25.11.11)
    В соответствии с Регламентом определения объемов, инициатив и стоимости отклонений участник передает Системному оператору информацию об аварийных отключениях, действиях противоаварийной автоматики или вводе графиков аварийного отключения. Системному оператору передается также информация о введении графиков ограничения потребления от сетевых организаций. Данная информация передается в виде акта о расследовании аварии не позднее чем через 60 суток со дня возникновения аварии. После получения такого акта Системный оператор в течение трех дней передает в АТС информацию о снижении поставки электроэнергии с разбивкой по часам. Затем на основании данной информации АТС при расчетах присваивает внешнюю аварийную инициативу (ИВА) по часам суток, и в соответствии с данной инициативой производится пересчет финансовых обязательств/требований участников. Однако пересчет возможен лишь в случае, если акт о расследовании аварии поступил в АТС не позднее 9-го числа месяца, следующего за расчетным. В противном случае возникает необходимость корректировки предыдущих периодов, обязательства и требования по которым уже сформированы. Следует отметить, что на данный момент какой-либо механизм корректировки предыдущих расчетных периодов отсутствует.
    В связи с вышесказанным внесено изменение в Регламент определения объемов, инициатив и стоимости отклонений, предполагающее рассчитывать ИВА только в случае, если информация от Системного оператора в АТС поступила не позднее 9-го числа месяца, следующего за расчетным.
    Изменения, связанные с уточнением процедуры подтверждения соответствия техническим требованиям к Системе обмена технологической информацией с автоматизированной системой Системного оператора (СОТИАССО) (от 25.11.11)
    Внесенные изменения в регламенты относятся к генерирующему оборудованию, поставляющему мощность в вынужденном режиме (далее — вынужденные генераторы). В отношении них действуют требования: статус вынужденного генератора присваивается только при условии наличия заявления от поставщика о выводе оборудования из эксплуатации и/или положительном решении правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики о присвоении данного статуса. При этом генерирующее оборудование, работающее в вынужденном режиме, должно быть выделено в отдельную ГТП. Процедура регистрации новой ГТП в соответствии с Регламентом допуска к торговой системе предусматривает предоставление поставщиком в адрес АТС заявления о регистрации ГТП и заключения о соответствии СОТИАССО техническим требованиям, выданное Системным оператором.
    Принятые изменения в регламент позволяют не предоставлять заключение Системного оператора о соответствии СОТИАССО. Логика принятого решения в том, что вынужденный генератор уже заявил о выводе оборудования из эксплуатации и что, как правило, статус вынужденного получают низкоэкономичные станции, у которых прибыль от производства электроэнергии и мощности ниже текущих затрат. Увеличивать финансово-экономическую нагрузку на станции (без того уже готовые остановиться), заставляя их потратить средства на доведение СОТИАССО до необходимого уровня, представляется некорректным.
    Другие изменения относятся к розничным станциям, планирующим выйти на оптовый рынок. Выход на ОРЭ предусматривает регистрацию ГТП с подтверждением соответствия СОТИАССО техническим требованиям. Внесенные изменения предполагают подтверждать частичное соответствие СОТИАССО для розничных станций, что в значительной степени облегчает регистрацию ГТП как по затратам, так и по времени регистрации. Данные станции участвовали в конкурентном отборе мощности на 2012 г., прошли его, но существует риск того, что они не попадут в баланс, т.к. в регламентах порядок частичного подтверждения соответствия СОТИАССО прописан только для вновь вводимого оборудования, к которому нельзя отнести розничные станции.
    Изменения, связанные с расчетом величины небаланса, вызванной наличием перетокамощности (от 25.11.11)
    В настоящее время одной из составляющих величины небаланса по договорам купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) является величина, возникающая из-за перетока мощности из ЗСП без предельного уровня цены на мощность (более дорогая) в ЗСП с введенным пределом цены. Формула расчета данной составляющей небаланса учитывает все объемы мощности, в том числе объемы КОМ, регулируемых договоров (РД), договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и вынужденных генераторов, что является некорректным. Принятые изменения в регламент позволяют учитывать в формуле расчета небаланса только объемы КОМ.
    Вторая часть правки относится к распределению описанного выше небаланса на участников. По ранее действующим регламентам составляющая небаланса, возникающего из-за перетока мощности из ЗСП с пределом в ЗСП без предельного уровня, распределялась пропорционально на всех потребителей в ЗСП, в которых КОМ проводился с применением предельного уровня цены на мощность. Не учитывался тот факт, что данная ЗСП может быть избыточной, а не дефицитной. Принятые изменения предусматривают распределение небаланса на ЗСП с введенным пределом цены только при наличии дефицита мощности в ЗСП.
    Изменения, связанные с публикацией величин в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.11 № 877 (от 25.11.11)
    Изменения в регламенты предусматривают с 1 декабря 2011 г. публикацию на официальном сайте АТС величин, ранее не публикуемых. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.11.11 г. № 877 публикуются следующие величины:
  • объем фактического пикового потребления мощности каждого гарантирующего поставщика, купленный на оптовом рынке, за каждый месяц;
  • фактический объем покупки электрической энергии каждого гарантирующего поставщика, купленный на оптовом рынке, за каждый месяц;
  • коэффициенты оплаты мощности для соответствующей зоны суток;
  • час для расчета фактической величины мощности на розничном рынке для каждого рабочего дня (данная величина только публикуется, но использоваться в расчетах на розничном рынке может только с 1 апреля 2012 г.).