Потребитель выиграет... если разработчики новых Правил предоставления коммунальных услуг прислушаются к мнению региональных энергосбытовых компаний

 

Авторы

Сабанин Сергей, Пресс-секретарь ОАО «Архэнергосбыт»

Бессерт Сергей, Заместитель управляющего по правовым вопросам ОАО «Архэнергосбыт»

Шарин Петр, Заместитель управляющего по экономике и финансам ОАО «Архэнергосбыт»

Эристов Касым, Заместитель генеральногодиректора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго»

 

    В Архангельске по инициативе ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» при участии правительства Архангельской области, мэрии города Архангельска, представителей Министерства энергетики и Министерства регионального развития РФ прошло совещание руководителей сбытовых компаний — гарантирующих поставщиков электроэнергии из Архангельской, Вологодской, Свердловской областей и Республики Хакасия. Энергетики встретились, чтобы обсудить стратегию и тактику энергосбытового бизнеса в условиях действия новых Правил предоставления коммунальных услуг населению, которые скоро должны вступить в силу.
    Регионы разные — проблемы общие
    Участников совещания приветствовали генеральный директор ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» Юрий Шульгин и заместитель генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН) — управляющий ОАО «Архэнергосбыт» Николай Кривцунов.
    С января текущего года ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» осуществляет оперативное управление четырьмя энергосбытовыми компаниями — ОАО «Архэнергосбыт», ОАО «Вологдаэнергосбыт», ОАО «Роскоммунэнерго» и ОАО «Хакасэнерго­сбыт». Регионы, в которых функционируют указанные предприятия, удалены друг от друга на тысячи километров. Однако, как показал практический опыт последнего десятилетия, проблемы, с которыми сталкиваются сбытовые компании (в недалеком прошлом — сбытовые структурные подразделения региональных АО-энерго, входивших в РАО «ЕЭС России»), похожи друг на друга, как сестры-близнецы. Главная из них — растущая задолженность населения и предприятий сферы ЖКХ.
    Как в ходе пленарного заседания, так и во время последующей работы в секциях были рассмотрены вопросы, связанные с изменениями в нормативно-правовой базе по формированию договорных связей и обязательственных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Особое внимание участники совещания уделили анализу проблем взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и организаций сферы ЖКХ за период действия Постановления Правительства РФ от 26.09.94 № 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», Постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Обсуждению с целью выявления положительных и отрицательных моментов применения после вступления в законную силу и предварительной оценке подверглось Постановление Правительства РФ от 06.05.11 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
    Игра по правилам
    Решат ли новые правила проблему роста дебиторской задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями? За последние десять лет это уже третий нормативный акт, которым в стране регулируются отношения в сфере ЖКХ. Заместитель управляющего ОАО «Арх­энергосбыт» по правовым вопросам Сергей Бессерт на примере Архангельской области проанализировал причины накопления задолженности этой группы абонентов. Особое внимание он обратил на то, что новые правила по-прежнему не решают проблему повышения ответственности потребителей за оплату поставленных ресурсов. Энергетики сегодня оказались фактически в бесправном положении перед создаваемыми и умирающими в одночасье управляющими компаниями, которые смело можно отнести к категории фирм-однодневок. Если за 12 лет (с 1994 по 2006 г.) долги населения и предприятий ЖКХ за электроэнергию даже на фоне гиперинфляции увеличились со 153 млн до 278 млн руб. (абсолютный прирост — 125 млн руб.), то за неполные пять лет (с 2006 г. по настоящее время) к ним добавилось почти 309 млн руб.! Аналогичная картина не только в Архангельской, но и в Вологодской области, Нижнем Тагиле и Республике Хакасия.
    Увы, законодатель, резко ограничивший права энергетиков, не предусмотрел для них эффективных механизмов борьбы с неплатежами. Реальная жизнь превращается в театр абсурда, когда отказать должнику в энергоснабжении практически невозможно не только из-за сложнейшего механизма уведомлений и переписки с ним, но и риска нарушения энергетиками прав добросовестных плательщиков, защиту которых обеспечивает многочисленный аппарат надзорных органов: прокуратура, антимонопольная служба, Рос­потребнадзор и жилищные инспекции. И никто из них не учитывает, что неприменение ограничений влечет за собой более глубокое нарушение прав добросовестных плательщиков — затраты производителей и поставщиков энергоресурсов компенсируются последующим ростом тарифов. Гарантирующим поставщикам, генерирующим компаниям, электросетевым организациям приходится погашать все доги кредитами, займами, платить штрафы за несвоевременное поступление денег на оптовый рынок. Неплатежи — это средства, которые нужны для работы ТЭЦ, ремонта сетей, ввода новых мощностей. Получается, что долги нерадивых потребителей перекладываются на добросовестных под жесточайшим контролем контролирующего аппарата.
    «К сожалению, новые правила не затрагивают вопросы о законной материальной ответственности исполнителей коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями, — особо подчеркнул С. Бессерт. — Страхование, резервы или иные активы могли бы компенсировать риски неплатежей.»
    Правила не исключили ситуацию, когда гарантирующие поставщики не вправе отказать в заключении публичного договора энергоснабжения любому ООО или индивидуальном предпринимателю, объявившему себя исполнителем коммунальной услуги.
    «Одним лишь применением новых правил без разработки дополнительных норм не улучшить систему расчетов и не снизить задолженность потребителей за поставленную электроэнергию», — отметил по завершении пленарного заседания С. Бессерт.
    Лицом к клиенту
    «Вы собрались на северной российской земле, чтобы обменяться накопленным опытом и затем на практике сделать свою деятельность более эффективной и стабильной», — напутствовал участников совещания Петр Орлов, министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области.
    Представителям энергосбытовых компаний, многие из которых впервые встретились в Архангельске, было чем поделиться друг с другом. Заместители генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго», управляющие сбытовыми компаниями, представили обстоятельные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности вверенных структур за первые шесть месяцев текущего года. Все четыре общества — ОАО «Архэнерго­сбыт», ОАО «Вологдаэнергосбыт», ОАО «Хакасэнергосбыт» и ОАО «Роскоммунэнерго» — продемонстрировали в указанный период уверенный рост полезного отпуска электроэнергии. Положительную оценку со стороны управляющей организации получила работа по сокращению дебиторской задолженности. В частности, во всех четырех управляемых ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» компаниях за прошедшие полгода повысилась эффективность претензионно-исковой деятельности, что снизило потребность в привлечении кредитных ресурсов для осуществления своевременных расчетов на оптовом рынке энергии и мощности. По состоянию на сегодняшний день оборачиваемость кредиторской задолженности во всех управляемых обществах не превышает 20 дней.
    Передовым опытом было признано внедрение ОАО «Хакасэнерго­сбыт» новой формы клиентского сервиса — личного кабинета абонента. Общий интерес вызвала проводимая в ОАО «Архэнергосбыт» работа по созданию системы менеджмента качества на базе комплексной модели деятельности для последующей сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Продолжает расширяться в Архангельской области и сеть приема платежей от населения с использованием терминалов QIWI. В этом году ОАО «Архэнергосбыт» приступило к автоматизации процессов формирования и оптимизации балансов в рамках исполнения поручения Президента РФ Дмитрия Медведева об организации Единой информационной автоматизированной системы (ЕИАС) Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.
    Коллеги c Урала и из Хакасии оценили опыт создания в ОАО «Архэнергосбыт» инженерного центра — производственного подразделения, оказывающего энергосервисные услуги по энергосбережению. Сегодня в его компетенцию входит реализация крупных проектов по установке и замене приборов учета электроэнергии, внедрение автоматизированных систем учета, проведение проектных и строительно-монтажных работ по созданию и реконструкции систем электроснабжения. Весьма востребованная услуга — программирование многотарифных счетчиков с выездом на место.
    С докладом о перспективах организации под управлением ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» постоянно действующего Центра инновационных технологий в сфере повышения энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий стран — членов АСЕАН и России выступил начальник центра стратегического развития ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» Андрей Ярочевский.
    Исполняющий обязанности председателя правления ЗАО «АКБ «Мос­уралбанк» Николай Корнеев рассказал о работе банка в сфере обслуживания энергосбытовых компаний в регионах. По единодушному мнению участников, сотрудничество сбытов может иметь большие перспективы.
    Заместитель генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» Касым Эристов представил доклад об основных направлениях развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России. В частности, г-н Эристов указал на необходимость наличия саморегулирующей организации, которая регламентировала бы деятельность сбытовых компаний по оказанию сервисных услуг в области энерго­аудита.
    Специалисты сбытовых компаний получили возможность детально обсудить в профильных секциях интересующие их вопросы. Среди прочих были обстоятельно изучены новые положения бухгалтерского учета, практика их применения в 2011—2012 гг., влияние на бухгалтерскую отчетность региональных сбытовых компаний. Предметом делового разговора менеджеров высшего управленческого звена стала роль подразделений по общим вопросам в системе внутреннего контроля управляемых обществ, а также алгоритм взаимодействия бухгалтерии и службы внутреннего аудита при проведении внутренних проверок, ревизий и инвентаризаций.
    Бизнес расширяется
    Под управлением ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» в Архангельской области успешно продолжается реализация проекта государственно-частного партнерства для комплексной модернизации топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона.
    Стартом проекта стало создание в 2009 г. Управляющей компании ОАО «Энергия Белого моря», которую сегодня возглавляет генеральный директор Н. Кривцунов. Одна из ключевых задач общества — обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, оказание многоквартирным домам доступных по стоимости коммунальных услуг нормативного качества.
    Под управлением УК «Энергия Белого моря» находится одно из крупнейших предприятий — ОАО «Архангельский КоТЭК», которое обслуживает 41 локальную котельную на окраинах Архангельска. В его ведении также 115,76 км тепловых сетей, в том числе 29,2 км — ведомственных. Предприятие предоставляет рабочие места и достойную заработную плату 746 жителям города. Как отметил в своем докладе Н. Кривцунов, городские котельные и тепловые сети были переданы в эксплуатацию ОАО «Архангельский КоТЭК» 24 августа прошлого года, буквально накануне холодов, состоянии в ужасном состоянии. Пришлось в авральном режиме ремонтировать оборудование, принимать на работу сотни человек и срочно формировать запасы топлива.
    На подготовку к прошлому осенне-зимнему сезону только в рамках капитальных ремонтов было потрачено 70,6 млн руб., закуплено топлива на сумму более 750 млн руб. ОАО «Архангельский КоТЭК» утверждена инвестиционная программа по строительству новых котельных взамен изношенных. Грамотный менеджмент обеспечил сохранение единого тарифа на тепловую энергию для всех потребителей города, что не потребовало финансовой помощи из бюджета.
    Минувшая зима была очень морозной, полезный отпуск тепла котельными оказался на 30% больше запланированного. Но котельные справились и с декабря по февраль поддерживали в квартирах архангелогородцев оптимальный тепловой режим.
    Осуществлялись мероприятия по экономии ресурсов — топлива, электроэнергии, воды. С августа по апрель в общей сложности было устранено 206 неисправностей в котельных, 224 — в ведущих от котельных тепловых сетях и еще 25 — в сетях городских трасс. Всего на ремонт за прошлый отопительный период было израсходовано 39 428,4 тыс. руб. На эти деньги, в частности, отремонтировано 15 зданий котельных, 114 котлов и 277 насосов, 1982 м тепловых сетей от локальных и ведомственных котельных. Впервые за последние годы отопительный сезон на архангельских окраинах прошел без серьезных сбоев и аварий.
    В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2011—2012 гг. разработаны и утверждены мероприятия и планы проведения ремонтных работ по котельным и тепловым сетям на сумму 66,3 млн руб.
    За минувшее лето приведены в порядок 114 км тепловых сетей, заменено 4552 м трубопроводов тепловых сетей и горячего водоснабжения. Начато строительство новой котельной на острове Бревенник, созданы нормативные запасы угля и мазута для котельных. Все это позволяет уверенно начать отопительный сезон.
    Сети обрели хозяина
    Под управлением УК «Энергия Белого моря» находится и сетевая организация ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (ООО «АСЭП»). Предприятие успешно функционирует на региональном рынке 7,5 лет, оказывая услуги по передаче электрической энергии, проектированию и эксплуатации электрических сетей и систем.
    Как сообщил в своем докладе генеральный директор ООО «АСЭП» Григорий Шилкин, компания владеет на праве собственности и аренды значительным количеством объектов электросетевого хозяйства. Это более 500 км электрических сетей (трансформаторные подстанции, распределительные устройства, воздушные и кабельные линии), по которым в год передается порядка 200 млн кВт·ч электроэнергии.
    Большая часть электрических сетей, которые на сегодня эксплуатируются ООО «АСЭП», ранее (в течение нескольких лет) были бесхозными и никем не обслуживались. Техническое состояние электросетевого хозяйства, принятого на баланс ООО «АСЭП», было аварийным. Износ отдельных объектов составлял 100%, а в целом — более 80%, что обусловило значительные потери электроэнергии и высокую себестоимость эксплуатации на начальном этапе обслуживания.
    Добиться хороших показателей удалось благодаря комплексному капитальному ремонту, а также новому строительству электрических сетей и установке приборов учета электроэнергии на границах балансовой принадлежности.
    В настоящее время на предприятии трудится более 150 человек. ООО «АСЭП» по объемам передаваемой по сетям электроэнергии на территории Архангельской области уступает лишь филиалу Архэнерго — ОАО «МРСК Северо-Запада».
    Как особо отметил Г. Шилкин, наиболее перспективными решениями проблемы снижения коммерческих потерь электроэнергии являются разработка, внедрение и широкое применение автоматизированных систем контроля и учета электро­энергии (АСКУЭ), в том числе для бытовых потребителей, тесная интеграция этих систем с ПО и ТО автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), обеспечение АСКУЭ и АСДУ надежными каналами связи и передачи информации, метрологическая аттестация АСКУЭ.
    ООО «АСЭП» начало постепенно вводить АСКУЭ на своих сетях со второй половины 2009 г., что облегчило контроль приборов учета электрической энергии на расстоянии и исключило ряд операций по снятию показаний. Предприятие уже установило 450 счетчиков, оборудованных автоматизированными системами контроля и учета электро­энергии.
    Помимо мер, направленных на минимизацию коммерческих потерь электроэнергии, в ООО «АСЭП» постоянно проводятся мероприятия и по сокращению технических потерь в трансформаторах и линиях электропередачи.
    Предложения направлены в Министерство регионального развития РФ
    В процессе совещания для Министерства регионального развития РФ был подготовлен пакет предложений по совершенствованию Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах. Возможно, рекомендации энергетиков-сбытовиков найдут практическое применение уже в ближайшем будущем.