Энергоэффективныйгод

    Участники опроса:
    Дмитрий Падалко руководитель направления «Энергоэффективность» компании Р.В.С.
    Екатерина Чуксина директор департамента развития бизнеса ЗАО «Энерго-Сервисная Компания»
    Сергей Колесник директор Некоммерческого партнерства энергоаудиторов «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ»(СРО-Э-045)
    Анатолий Мерзляков генеральный директор ООО «Мечел-Энерго»
    Алексей Севостьянов технический директор Инженерного центра «ЭНТЕЛС»
    Сильвиян Сеу генеральный директор ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ»
    

    1.Год 2011-й был объявлен в России годом энергоэффективности. Как Вы считаете, принес ли этот статус какие-либо результаты для сбережения электроэнергии?
    Дмитрий Падалко: Не следует ожидать, что объявление 2011 г. годом энегоэффективности принесет немедленное сокращение расхода энергоресурсов, хотя ажиотаж вокруг этой темы заставляет задуматься о достижении целевых показателей снижения расходов на 15%. Многие организации, и особенно бюджетные, их уже достигли. Но данные результаты в общем энергобалансе незначительны. Слово за объектами генерации и передачи энергоресурсов. Повышение энергоэффективности инфраструктурных объектов и промышленных предприятий — это как минимум среднесрочная перспектива, и результаты появятся не раньше чем через 3—5 лет.
    Екатерина Чуксина: Неслучайно Президент РФ Дмитрий Медведев среди насущных задач 2011 г. на первом месте поставил энергоэффективность. Сейчас профильные министерства регулярно проводят обучающие семинары, на которых подробно разъясняются положения закона и необходимость привлечения энергосервисных компаний для осуществления качественного энергоаудита. Еще год назад такой активной работы не было.
    Сергей Колесник: Объективных оснований говорить о положительных результатах, на наш взгляд, пока нет. Федеральный закон от 23.11.09 № 261 «Об энергоэффективности…» оказался трудным для исполнения, прежде всего из-за фактического отсутствия механизмов, позволяющих комплексно реализовать требования закона. Это касается финансирования, стимулирования работы по энергоэффективности, активности руководителей ряда организаций — объектов обязательного энергоаудита и инициативы населения, не готового к деятельности по энергосбережению. Возникают вопросы, связанные с техническим регулированием деятельности по повышению энергоэффективности и т.д.
    Анатолий Мерзляков: Энергоэффективность и энергосбережение в России — приоритетное стратегическое направление развития технологий и промышленности в стране, без которого невозможна конкурентоспособная работа российских предприятий. Неэффективное использование энергии в России крайне негативно влияет на экономику страны. В результате в настоящее время энергоемкость ВВП РФ в разы хуже, чем в развитых странах. Потенциал повышения энергоэффективности — один из основных рычагов экономического роста в России.
    В то же время вопрос сбережения энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования касается каждого жителя нашей страны, поэтому мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности вышли в последние годы на государственный уровень развития и поддержки. Государство, разработав ряд программ и законов, сформулировало меры экономического стимулирования предприятий, использующих энергоэффективные технологии, среди них субсидирование процентных ставок и упрощение выдачи кредитов, предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов по повышению энергетической эффективности. После запуска механизма стимулирования энерго­сбережений активизировался бизнес, начав вкладывать средства в энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии.
    Алексей Севостьянов: Если и можно назвать 2011-й годом энергоэффективности, то только в рамках разработки законодательства, указов и других нормативных актов в области энергоэффективности и энергосбережении. Но и это уже неплохо: правильно поставленная задача — половина дела. Конечно, жаль, что практически все мероприятия пока декларируются только на бумаге.
    Сильвиян Сеу: 2011 г. стал очень важным в процессе перехода России к модели энергоэффективной экономики. Во многом благодаря объявленному статусу года в подавляющем большинстве регионов при активном участии ФГУП «РЭА» велась активная пропаганда энергосбережения и внедрения энергосберегающих технологий. Это очень значимо, ведь только после того, как широкая общественность будет иметь четкое представление о том, что такое энергосбережение, можно говорить о реальном переходе к повышению энергоэффективности в РФ.
    2. Какие важные изменения законодательства в этой области Вам хотелось бы отметить?
    Д. П.: Важных изменений в 2011 г. не произошло. Все действительно прорывные изменения были сделаны в 2009—2010 гг.
    Е. Ч.: ФЗ № 261 нуждается в серьезных доработках. Это признают все. Не могу не отметить, что некоторые изменения уже внесены. Со стороны РЭА с начала года принято несколько подзаконных актов. Планируются изменения формы энергетического паспорта с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.01.11 № 18 и предложений, поступивших от профессионального сообщества в результате практического применения действующих требований к энергетическому паспорту, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.10 № 182. Ждем изменений и дополнений в дальнейшем.
    С. К.: В течение года были небольшие изменения законодательства, но они касались частных вопросов. На наш взгляд, необходимо изменение ряда положений Федерального закона от 23.11.09 № 261 «Об энергосбережении…» в части конкретизации требований к энергетическим обследованиям, с целью:

  • повышения требований к энергоаудиторским организациям с установлением границ компетенции (специализации) на основе отраслевого подхода. Очевидно, что малокомпетентная организация, в которой не все специалисты имеют базовое энергетическое образование, может провести энергоаудит школы или детского сада, но, например, не объекта электросетевого хозяйства промышленного предприятия. К сожалению, именно эти организации в ряде случаев получают заказы на энергоаудит, предлагая демпинговые цены — ниже себестоимости работ, привлекая этим заказчиков работ, которые экономят свои срества. Другая проблема — самообследования. Понятно, что собственная декларация об энергопотреблении целесообразна для небольших бюджетных учреждений ввиду малого потребления энергетических ресурсов и ограниченности бюджета. Однако самообследования крупных концернов и регулируемых организаций, проводимых под благовидным предлогом экономии средств на энергоаудит, по нашему мнению, может привести к сокрытию истинных оценок энергоэффективности и потенциала энергосбережения;
  • закрепления ответственности энергоаудиторских организаций за результаты энергоаудита. Следует ввести положения, защищающие заказчиков работ от фирм-однодневок. Сейчас такая ответственность установлена только для СРО;
  • установления обязательного статуса для отчета по энергетическим обследованиям, наряду с энергетическим паспортом;
  • повышения ответственности руководителей организаций, муниципальных и региональных властей за выбор энергоаудиторов;
  • закрепление преимущественного права организаций, проводящих энергоаудит, на внедрение энергосберегающего оборудования и реализацию мероприятий по программам энергосбережения, в том числе за счет энергосервисных контрактов;
  • правового развития технологий энергосервисных контрактов и т.д.
    Многие перечисленные положения содержатся во внутренних регламентах СРО, но усиление требований должно иметь и правовую основу. Предлагаем конкретизировать стимулы в области энергоэффективности для всех категорий пользователей, региональных и муниципальных органов управления, руководителей организаций и гарантировать реализацию этих стимулов.
    Необходимо также создать конкретную нормативную базу для энергосервисных контрактов, определить механизмы мотивации и гарантий возврата средств для энергосервисных компаний (ЭСКО), права заказчиков работ и кредиторов. На наш взгляд, надо придать нормативный статус механизмам, направленным на сдерживание роста тарифов на энергоресурсы при выполнении энергосервисных контрактов, которые в то же время не противоречат интересам энергосервисных компаний. Целесообразно также предусмотреть возможность для ЭСКО распоряжаться высвобожденными ресурсами в период действия энергосервисного контракта.
    Помимо этого, следует внести поправки в Федеральный закон от 21.07.05 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые исключили бы приоритет стоимости работ в ущерб качеству их проведения. В противном случае заданные показатели экономии энергоресурсов не будут достигнуты.
    А. М.: Основная документация в области энергоэффективности:
    Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»;
    Федеральный закон РФ от 23.11.09 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
    До конца 2011 г. должна быть подготовлена Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», целью которой является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора.
    А. С.: Для начала необходимо создать глобальную информационную базу по энергоэффективности. Хотя этот ресурс еще не заработал, думаю, он может стать хорошим информационным спонсором для продвижения технологий энергоэффективности и энергосбережения.
    С. С.: В этом году был подготовлен ряд важных законодательных инициатив в направлении повышения энергоэффективности экономики РФ. Так, правительством был разработан и утвержден порядок выделения регионам субсидий из федерального бюджета на реализацию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Только в этом году размер выделяемых субсидий превысит 5 млрд руб. Это важный шаг, поскольку основной проблемой при внедрении проектов по энергосбережению в регионах для предприятий и организаций муниципальной сферы и сферы ЖКХ является недостаточность финансирования и сложность привлечения средств из внебюджетных источников.
    Помимо этого, правительство в марте 2011 г. одобрило проект Программы развития систем коммерческого учета электроэнергии на основе интеллектуальных приборов учета. Согласно этой программе к концу 2012 г. должны сформировать концепцию интеллектуального учета и провести тестирование технологий в ходе реализации пилотных проектов.
    3. Как Вы оцениваете состояние российской экономики на начало и конец года с точки зрения энергоэффективности?
    Д. П.: При отсутствии отчетных данных складывается ощущение, что принципиально ничего не изменилось, установившаяся динамика сохраняется.
    Е. Ч.: В настоящее время в нашей стране не развит институт перфоманс-контрактов, хотя эта тема обсуждается уже два года. Поскольку энергосервисный контракт является приоритетным направлением развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности (особенно в бюджетной сфере и сфере ЖКХ), необходимо урегулировать множество вопросов, тормозящих этот процесс. Объективно решение по этой проблеме переносится на следующий год. Следует качественно подготовиться к началу данного процесса и реализовать ряд мероприятий, предшествующих старту энергосервиса, в том числе установить приборы учета и провести энергетические обследования.
    Кроме того, в 2012 г. необходимо усилить роль государства в вопросе финансирования и софинансирования региональных программ (в конце 2011 г. были осуществлены серьезные положительные сдвиги в этом направлении).
    С. К.: Сложно судить о достигнутых результатах, поскольку конкретная информация по 2011 г. пока отсутствует. Индикаторы, которые предлагает Постановление Правительства РФ от 15.05.10 № 340, пока применяются редко. Опубликовано мало конкретных цифр. Отдельные показатели, например по объемам внедрения приборов учета энергоресурсов, по объемам энергопотребления, вне связи с другими показателями, свидетельствуют о больших объемах проводимой работы, но не могут характеризовать состояние российской экономики с точки зрения энергоэффективности. Попытка использовать какие-либо отдельные показатели была бы неправильной, поскольку оценка энергоэффективности — это многокритериальная задача.
    А. М.: В 2011 г. в России началась крупномасштабная работа по проведению энергоаудита предприятий и организаций, итогом которого будут энергетический паспорт потребителя энергоресурсов и отчеты с программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности. ООО «Мечел-Энерго» проводит аналогичную работу. В компании создана комиссия по повышению энергоэффективности. Энергетический дивизион формирует и предоставляет на рассмотрение планы по повышению энергоэффективности всех предприятий и подразделений ОАО «Мечел».
    В целях определения потенциала энергосбережения предприятий, появилась потребность в энергообследовании, оформлении энергопаспорта и разработке программ повышения энергоэффективности (как результат энергоаудита) по всем предприятиям группы «Мечел».
    Исходя из сложившихся условий и в целях оптимизации затрат на энергоаудит предприятий в ООО «Мечел-Энерго» сформировано подразделение — департамент энергоаудита и энергосбережения. Утвержден график проведения энергоаудитов.
    По результатам проведенных энергоаудитов будет сформирована Сводная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности ОАО «Мечел» с соответствующими технико-экономическими обоснованиями указанных выше мероприятий.
    Данная программа в будущем может стать основой среднесрочных (5—10 лет) добровольных отношений ОАО «Мечел» с Правительством РФ. Заключение подобного добровольного соглашения — необходимое условие получения государственной поддержки, включая основной финансовый инструмент — предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов по повышению энергетической эффективности.
    Массовое внедрение энергосберегающих мероприятий должно начаться в 2015 г., при этом первый этап внедрения энергосберегающих технологий в России закончится в 2020 г.
    А. С.: А разве что-то изменилось, кроме потери иллюзий о быстром запуске всех программ по энергоэффективности? Нужно менять психологию людей в отношении энергосбережения. Как только это произойдет, начнут решаться и все запланированные задачи.
    С. С.: Пока сложно сделать какие-либо конкретные выводы, но в целом заметны положительные тенденции в области энергосбережения: в регионах разработаны программы энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности на перспективу до 2015 г. и начата реализация многих конкретных мероприятий.
    4. Каковы, по Вашему мнению, перспективы и задачи для энергосбережения и повышения энергетической эффективности на будущий год?
    Д. П.: Восстановление полноценного RAB-регулирования тарифов энергокомпаний, а именно увеличение финансирования в тарифах энергетиков программ по повышению энергоэффективности, позволит обновить энергетику и повысить привлекательность энергосбережения у потребителя. Плохо, что были значительно сокращены инвестпрограммы энергетиков как элемент RAB-регулирования. Последствия этого будут проявляться не только сокращением объемов реализации энергосберегающих мероприятий у энергетиков, но и сдерживанием привлекательности реализации мероприятий у потребителей за счет относительно низкой стоимости энергоресурсов. Основным стимулом повышения энергоэффективности является экономическая привлекательность. Ни идеология, ни законодательные инициативы не могут сравниться с экономическим стимулом.
    При создании экономических стимулов не обойтись без стимулирующих нормативов на установку приборов учета. Также желательно увеличить субсидирование на установку приборов учета и реализацию энергосберегающих мероприятий для населения и бюджетных организаций.
    К сожалению, для частных промышленных предприятий лишь экономические методы являются реальным стимулом. Поэтому выходом из ситуации в данном случае представляются либо высокие тарифы, либо субсидии.
    Е. Ч.: Яркий пример — проект распоряжения Правительства РФ о распределении федеральных субсидий на реализацию региональных программ энергосбережения. Проект согласован со всеми заинтересованными федеральными ведомствами, и в ближайшее время ожидается подписание документа председателем Правительства РФ.
    В рамках Федеральной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» в 2011 г. предусмотрено выделение 5,27 млрд руб. на финансирование из федерального бюджета мероприятий, включенных в региональные программы энергосбережения. Именно эта сумма, исходя из критериев, установленных Постановлением Правительства РФ № 746, будет распределена в 55 российских субъектах после подписания названного распоряжения.
    В перечень мероприятий, финансируемых из федерального бюджета, включены обязательное энергетическое обследование объектов бюджетной сферы, строительство новых объектов теплоснабжения, установка аппаратуры погодного регулирования потребления тепловой энергии и т.д. Предполагается наращивание доли финансирования мероприятий региональных программ за счет региональных бюджетов. Таким образом, изменится наблюдаемая в 2011 г. ситуация, когда основная часть расходов легла на федеральный бюджет. Это было сделано для того, чтобы придать импульс скорейшей реализации актуальных мероприятий, включенных в региональные программы.
    С. К.: В будущем году ожидается бум работ по энергетическим обследованиям. На один год придется более 85% работ, рассчитанных на три года. Минэнерго России в силу временных ограничений и большого объема энергопаспортов будет трудно осуществить контроль качества работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.11 № 19, даже при активном участии всех СРО в области энергетических обследований. Поскольку все ресурсы энерго­аудиторских и энергосервисных организаций будут направлены на энергоаудит, то внедрение энергосберегающего оборудования отойдет на второй план и будет выполнено в более поздние сроки. Поэтому, на наш взгляд, трудно рассчитывать на существенное повышение энергоэффективности в следующем году. Этот результат может быть достигнут в последующие годы.
    А. С.: Прежде всего необходимо сформировать типовые апробированные решения с понятными экономикой, методологией внедрения и обслуживания. Ну и, конечно, создавать коробочные решения для фирм, нуждающихся в недорогих комплексах.
    С. С.: Нельзя сэкономить то, что нельзя измерить. Поэтому, на наш взгляд, ключевыми проектами в области повышения энергоэффективности в РФ должны стать проекты по созданию региональных центров мониторинга энергоэффективности, а также внедрение интеллектуальных систем учета энергоресурсов.
    5. Какие примеры наиболее интересных проектов в области энергоэффективности Вы можете привести?
    Д. П.: Наиболее интересный проект этого года — реализация программы «Считай, экономь, плати», которая продемонстрировала заинтересованность и реальную помощь государства в реализации закона. Меняется в принципе отношение людей к энергоресурсам, их поведение, что, на мой взгляд, важнее лучших технических решений.
    С. К.: Инновационные решения для энергосбережения и повышения энергоэффективности активно разрабатываются и предлагаются к внедрению многими отечественными организациями. Особое внимание следует уделить системам автоматизированного управления энергопотреблением, блочно-модульным котельным и тепловым пунктам, системам управления освещением, энергосберегающим светильникам на светодиодах и т.д. Перечисленное оборудование могут внедрить организации, являющиеся членами НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ» или сотрудничающие с ним: ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ», Группа компаний «Техносерв», Холдинг «Теплоком», завод Lampyris, Новосибирский государственный технический университет и др. Поэтому мы готовы к сотрудничеству с заинтересованными организациями.
    А. М.: ОАО «Коршуновский ГОК» — одно из первых предприятий в компании «Мечел», прошедшее комплексное энергообследование (энергоаудит). В настоящее время на предприятии реализуется программа по замене ламп накаливания на энергосберегающие. Выбор и закупка всего нового оборудования, в частности приобретение вакуум-фильтров и насосных агрегатов с частотным приводом, устройств возбуждения синхронных электродвигателей с низким энергопотреблением и микропроцессорным управлением, осуществляется с учетом его энергоэффективности.
    А. С.: Если говорить о работе моей организации, то это внедрение системы управления энергоэффективностью на даче А. Чубайса. Надеюсь, мы смогли показать, что не только за границей есть решения, которые можно использовать для «умных» технологий. А если серьезно, то наиболее серьезный проект — объединение с ГК «Инкотекс» в сфере создания интеллектуальной платформы управления энергопотреблением на базе приборов учета «Меркурий» и программно-технического комплекса ЭНТЕК. Если все задуманное сложится, потребитель сможет получить не только хороший инструмент для учета электроэнергии, но и настоящую интеллектуальную платформу для управления энергосбережением.
    С. С.: Одним из наиболее интересных проектов, на наш взгляд, является пилотный проект по оснащению интеллектуальными системами учета электроэнергии 50 тыс. точек учета в жилом секторе, начатый в Перми в середине 2011 г. ОАО «МРСК Холдинг» под эгидой комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте РФ. По итогам проекта будут отобраны наиболее эффективные технологии, которые станут тиражироваться затем по всей стране.