Краткий обзор изменений в регламенты оптового рынка, принятых наблюдательным советом НП «Совет рынка» (октябрь 2011 г.)

 

Автор

Белов Алексей, Директор департамента по развитию рынков электроэнергии НП «Совет производителей энергии»

 

    Изменения, связанные с определениемцены на электрическую энергию в отношении генерирующих объектов, производящих электроэнергию в вынужденном режиме (от 17.10.11)

    Речь идет только о ситуации, когда на оптовом рынке вводится государственное регулирование цен (тарифов) в ценовой зоне рынка (перечень оснований для его введения описан в регламентах ОРЭ). В отношении генерирующего оборудования ФСТ устанавливает регулируемую цену (тариф) и тариф для применения в период действия государственного регулирования. По ранее действующим регламентам в случае, если для группы точек поставки поставщика, имеющего признак «вынужденного» генератора, не установлены тарифы ФСТ, на период действия государственного регулирования применялся средневзвешенный тариф по соответствующему типу оборудования в данной ценовой зоне. Изменения в регламент предполагают расчет не по средней величине тарифа, а по минимальному из описанных выше тарифов в данной ценовой зоне. По экспертной оценке, принятие данных изменений не должно привести к существенным затратам со стороны поставщиков, т.к. количество «вынужденных» генераторов, не имеющих указанных тарифов, незначительно, а низкая вероятность введения государственного регулирования практически сводит к нулю возникновение описанных расчетных ситуаций.

    Изменения, связанные с расчетом нерегулируемых цен на электрическую энергию для потребителей, осуществляющих почасовой учет и не осуществляющих почасовое планирование (от 17.10.11)

    В настоящее время в отношении розничных потребителей, использующих в расчетах двухставочные тарифы, но не планирующих самостоятельно свое потребление, средневзвешенные нерегулируемые цены (СВНЦ) рассчитываются исходя из графика потребления гарантирующего поставщика, обслуживающего данного розничного потребителя. Изменения в регламент финансовых расчетов на оптовом рынке, разрешающие использовать при расчете СВНЦ для таких потребителей собственный график потребления, позволят корректно транслировать на них нерегулируемую цену.

    Возможным следствием данной поправки может стать неопределенность в отношении того, какую из двух рассчитанных (по графику гарантирующего поставщика или розничного потребителя) коммерческим оператором цен применять в отношении двухставочного потребителя. Поэтому поправка принята только для целей технической реализации, но не для применения в расчете СВНЦ.

    Изменения, связанные с определением итоговКОМ и объемов фактически поставленной мощности (от 28.10.11)

    В связи с опубликованием 13 октября 2011 г. в Российской газете и вступлением в силу с 21 октября 2011 г. Постановления Правительства РФ от 06.10.11 № 813 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» в Регламент проведения конкурентных отборов мощности и Регламент определения объемов фактически поставленной на оптовый рынок мощности включаются следующие положения, направленные на реализацию данного постановления в части формирования результатов конкурентного отбора мощности (КОМ):

  • устанавливается одинаковая для Первой и Второй ценовых зон оптового рынка энергии (мощности) величина отнесения объемов мощности, предложенных на КОМ, в отношении которых должны подаваться ценопринимающие заявки, — 15%, раньше для Второй ценовой зоны эта величина составляла 10%;
  • устанавливается одинаковая для Первой и Второй ценовых зон величина отнесения объемов мощности, предложенных на КОМ, к объемам «самого дорогого» предложения (15%), раньше для Второй зоны — 10%;
  • если в заявке января-ноября года проведения КОМ располагаемая мощность превышает располагаемую мощность декабря, в реестр итогов КОМ заявки включаются по располагаемой мощности декабря;
  • прописывается порядок определения цены КОМ для поставщиков и покупателей и помесячных объемов поставки мощности по итогам КОМ;
  • цена КОМ определяется по заявке, предшествующей последней из самых дорогих;
  • появляется условие: объем КОМ для конкретного генерирующего оборудования не может превышать минимум из установленной мощности и предельный объем, установленный в отношении этого оборудования;
  • если в составе группы точек поставки поставщика есть оборудование, которое не может участвовать в КОМ по техническим параметрам, то объем мощности, не удовлетворяющий техническим требованиям, будет вычитаться из объема поставки.
    По экспертным оценкам, принятые изменения должны привести к снижению цены на мощность.

    Изменения, связанные с публикацией на официальном сайте Коммерческого оператора (КО) персонифицированных результатов участия конкурентного отбора балансирующего рынка (от 28.10.11)

    Ранее, согласно п. 7.1 Регламента проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы, Коммерческий оператор 18-го числа месяца, следующего за расчетным, до 18:30 (время ценовой зоны) размещал на своем официальном сайте персонифицированные результаты участия конкурентного отбора балансирующего рынка по группе точек поставки каждого участника. Указанная дата не позволяла своевременно обработать предоставляемую информацию и разнести объемы покупки-продажи в бухгалтерской отчетности. Принятые изменения сдвигают дату предоставления результатов участия на балансирующем рынке с 18-го на 16-е число.

    Изменения, связанные с публикацией информации по контролируемым сечениям, а также сечениям экспорта-импорта (от 28.10.11)

    В соответствии с ранее действующей редакцией Регламента проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, КО должен был обеспечить ежедневную публикацию в отношении каждого часа операционных суток перечня контролируемых сечений, данных о плановых пределах допустимого перетока мощности по каждому сечению, а также значений плановой загрузки контролируемых сечений и сечений экспортно-импортных операций. Данная информация по сечениям предоставляется в виде кодов, которые трудно расшифровать и поэтому применить в работе невозможно. Поэтому для полноценного анализа текущей ситуации и планирования выработки на собственных станциях дополнительно будет публиковаться расшифровка номеров сечений, т.е. наименования сечений и перечень элементов сети, относящихся к данным сечениям.

    Изменения, связанные с отображением алгоритма смежного субъекта и результатов расчета учетного показателя на персональной странице заявителя (от 28.10.11)

    Ранее участникам оптового рынка КО предоставлял сведения об учетном показателе по электронной почте, но были случаи, когда, например из-за сбоев в сети, данная информация не доходила до участника.

    Принятые изменения позволяют субъектам скачивать результаты расчета учетного показателя со своей персональной страницы.

    Изменения, связанные с уточнением расчета стоимости отклонений на балансирующем рынке в случае неотбора части заявки покупателя на рынке «на сутки вперед» (от 28.10.11)

    Изменения в Регламент проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед вызваны конкретным случаем, когда из-за дефицита в регионе потребитель, подавший ценопринимающую заявку на РСВ, не получил весь объем электроэнергии в торговом графике, хотя одним из принципов работы оптового рынка является первоочередность удовлетворения ценопринимающих заявок. В результате данный участник докупил недостающий объем на балансирующем рынке, как следствие — на данный объем распространился небаланс балансирующего рынка. Принятые изменения в регламент позволяют в описанной ситуации не распространять на участника небаланс балансирующего рынка.

    О продлении решения НС по действию временного порядка регистрации и учета свободных двусторонних договоров (от 28.10.11)

    В течение последнего года для участников рынка действует временный порядок регистрации и учета свободных двусторонних договоров (СДД). Его введение было вызвано необходимостью предотвратить использование некоторых коммерческих стратегий со стороны участников рынка, позволяющих на довольно продолжительный срок изымать денежные средства с оптового рынка и тем самым кредитоваться за счет других участников ОРЭ. Одновременно с принятием данного решения было сформировано поручение привлечь сторонних консультантов с целью разработки изменений в регламент регистрации и учета СДД для устранения возможности использования коммерческих стратегий.

    Предлагается продлить до 1 июля 2012 г. временный регламент регистрации и учета СДД и провести совещание совместно с представителями всех палат НП «Совет рынка», где обсудить результаты работы консультантов по возможным путям решения проблемы.