Инновационный подход к учету электроэнергии

 

Автор

Буйдов Александр, Генеральный директор компании Р.В.С.

 

    Электроэнергетическая отрасль большинства развитых стран мира последние несколько лет сталкивается с двумя проблемами, существенно затрудняющими ее дальнейшее развитие. Основная проблема — это высокая степень износа действующего электротехнического оборудования и отсутствие макроэкономических условий для одномоментных масштабных инвестиций в энергетику. Вторая — как следствие, недостаточное количество новых объектов генерации, строительству которых препятствуют плотность городской застройки, экологические стандарты, ограничения землеотводов, отсутствие легкодоступных топливных ресурсов, слабые возможности транспортной инфраструктуры и прочие факторы. Эти проблемы вызвали необходимость формирования более современной системы взглядов, принципов и методов развития и управления энергетикой на новом технологическом и экономическом базисе, которая в своей совокупности и получила название Smart Grid — «умные», или интеллектуальные сети. Большинство экспертов понимают Smart Grid как технико-экономическую концепцию полностью интегрированной, саморегулируемой и самовосстанавливаемой энергетической системы.
    По разным оценкам, применение передовых технологий вкупе со стимулирующими экономическими рычагами позволит только за счет модернизации существующих энергосистем дополнительно высвободить до 30—40% мощности, что эквивалентно созданию в аналогичных объемах новой электроэнергетической инфраструктуры!
    Ситуация за рубежом
    Становится понятно, почему ведущие страны мира сейчас активно занимаются разработкой и освоением технологий Smart Grid. Например, общий запланированный объем инвестиций в интеллектуальные сети в США составляет в 19 млрд долл., а Евросоюз намерен вложить в данную инфраструктуру около 7 млрд евро. Аналогичные инициативы на уровне государства сейчас продвигают и страны Азии. Так, Китай собирается инвестировать в технологии Smart Grid рекордную сумму — 70 млрд долл.
    В рамках вышеупомянутых инноваций западное экспертное сообщество определило пять направлений развития технологий Smart Grid, обеспечивающих ожидаемый технологический прорыв:

  • создание «умных» измерительных приборов и устройств;
  • совершенствование методов управления энергосистемой в режиме реального времени;
  • модернизация технологий передачи электроэнергии;
  • обновление технологии «малой генерации»;
  • разработка интерфейсов и средств коммуникации.
    Ситуация в России
    Текущее состояние российской энергетики требует ее масштабной модернизации ввиду значительного износа основных фондов (у 60% оборудования исчерпан срок службы), и здесь инновационные и более инвестиционно привлекательные решения Smart Grid уже де-факто получили поддержку на всех уровнях управления. Однако отсутствие единого центра координации и комплексного управления функционированием и технологическим развитием отрасли после проведения реформы РАО «ЕЭС России» существенно тормозит практическую реализацию концепции Smart Grid. Копирование западного опыта в российской энергетике малоэффективно из-за ее специфики, поэтому возникает необходимость в глубоком осмыслении технологической и экономической платформы Smart Grid применительно к российским условиям, тщательной проработке подходов к ее построению, а также вариантов внедрения интеллектуальных технологий в нашей стране.
    По мнению экспертов, в России возможны три сценария развития технологий Smart Grid:
    1. Мониторинг инициатив Smart Grid на Западе и точечное внедрение интеллектуальных технологий в ЕЭС России.
    2. Продвижение отдельных компетенций Smart Grid для обеспечения участия России в мировом разделении труда в сфере научных разработок и НИОКР, а также в области производства высокотехнологичного оборудования Smart Grid.
    3. Разработка и реализация комплексной национальной программы инновационного развития электроэнергетики на базе концепции Smart Grid.
    Сейчас Россия фактически осваивает первый сценарий. Внедрение новых (преимущественно зарубежных) технологий носит в основном выборочный и бессистемный характер и вряд ли способно дать какой-либо значимый экономический эффект — как отрасли, так и стране в целом.
    Первоочередные задачи по созданию Smart Grid в России можно сформулировать следующим образом.
    Для отрасли:
  • формирование механизмов управления и координации инновационной деятельности ключевых субъектов отрасли (сетевые компании, генерирующие предприятия, СО ЕЭС, крупные производители электротехнического оборудования, научно-исследовательские и проектные институты);
  • анализ отраслевыми экспертами тенденций развития Smart Grid за рубежом, оценка применимости существующих технологий в российских условиях;
  • разработка скоординированных программ модернизации и инновационного развития электро­энергетики на основе концепции Smart Grid с выделением этапов их осуществления.
    Для государства:
  • создание реальных экономических механизмов, стимулирующих энергоэффективность предприятий энергетики и потребителей всех уровней;
  • построение развитой научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры по электротехническим и смежным технологическим направлениям Smart Grid;
  • организация национальных институтов стандартизации;
  • придание программам модернизации электроэнергетики на основе концепции Smart Grid статуса национальных (федеральных) проектов с предоставлением соответствующего ресурсного и административного обеспечения.
    Очевидно, что «быстрое» обновление российской энергетики на базе Smart Grid невозможно, поскольку стартовые условия для этого крайне неблагоприятны: промышленный и научно-инновационный комплексы катастрофически, минимум на 15—20 лет, отстают от общемирового уровня развития, в отрасли острый дефицит квалифицированных кад­ров при общей тенденции к снижению качества образования, в стране отсутствует «инновационная культура», и многое другое.
    Тем не менее иного пути у российской энергетики нет. России уже не хватает материальных и человеческих ресурсов для поддержания в рабочем состоянии чрезвычайно изношенной, технически и морально устаревшей и экономически неэффективной инфраструктуры ЕЭС, а запас прочности энергосистемы практически исчерпан. В сложившейся ситуации весьма продуктивными могут стать новые парт­нерские отношения между государством и отраслевым бизнесом. Представители отрасли, особенно сетевые компании, должны взять на себя функции «локомотива модернизации», со­здавая соответствующие экспертные сообщества, изучая передовые технологии, развертывая новые производства, подготавливая собственные кад­ровые резервы и т. д. Роль государства при этом — координация деятельности крупнейших игроков отрасли и обеспечение продуктивной активности отраслевого бизнеса путем изменения институтов регулирования и управления, а также создание и ресурсная поддержка межотраслевых институтов трансфера и стандартизации технологий Smart Grid.