Управляя ИТ-инфраструктурой — управляешь компанией

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Ованесян Георгий, Руководитель направлений «Консалтинг по ITIL/ITSM»и «Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой» компании «КРОК»

 

    Независимо от величины компании, ее территориального или федерального распределения ИТ-инфраструктура играет важную роль в развитии бизнеса. Сегодня ни одна крупная отрасль не может полноценно развиваться без участия информационных технологий (ИТ). А во многих компаниях ИТ — это стратегически важный инструмент в конкурентной борьбе. Энергетическая отрасль — не исключение. Крупные компании имеют сложную ИТ-инфраструктуру, поэтому для управления ею необходимы специализированные решения по мониторингу и отслеживанию ее состояния.
    Преимущества системы управления ИТ-инфраструктурой
    В первую очередь следует направить усилия на минимизацию рисков эксплуатации ИТ-инфраструктуры. Грамотно выстроенная система управления позволяет предсказать выход из строя любых компонентов или насыщение их мощности. Таким образом, становится возможным поддерживать непрерывную работу ИТ-инфраструктуры и своевременно наращивать необходимые мощности для развития бизнеса.
    Другим преимуществом является оптимизация затрат на поддержку эксплуатации ИТ-инфраструктуры благодаря наличию единого центра управления. Например, в нашей практике есть проекты, в рамках которых компания представлена в каждом субъекте Российской Федерации, а централизованная система управления находится в одном офисе, отслеживая ИТ-сервисы по всей стране. В итоге сокращаются расходы на персонал, а также временные затраты — вся информация для анализа и прогнозирования сводится в единую точку. В то же время повышается управляемость системой — информация о потенциальных сбоях поступает заранее, соответственно возможно не только оперативно устранять проблемы, но и предотвращать их появление.
    Система управления ИТ-инфра­структурой позволяет понять текущий уровень качества ИТ-систем и ИТ-сервисов, их соответствие запросам бизнеса компании, а также спланировать их развитие. В каждой компании, помимо ИТ-специалистов, есть пользователи — топ-менеджеры, руководители, сотрудники, активно взаимодействующие с ИТ-инфраструктурой: почтой, интранет-порталами, специализированными программами и т.д. Сбой в системе грозит компании простоями в бизнес-процессах и финансовыми потерями.
    Системы управленияИТ-инфраструктурой в энергетических компаниях
    В ходе реформы многие энергетические компании были собраны из разных структурных региональных подразделений РАО «ЕЭС России», так что ИТ-инфраструктуры одной компании в разных филиалах зачастую неоднородны. Поэтому до внедрения высокоуровневых систем мониторинга целесообразно осуществить базовый мониторинг устройств, которые компания использует в работе: отдельных ИТ-компонентов, серверов, систем хранения данных, сетевых устройств и т.д. Это дает понимание реальной картины и состояния ИТ-компонентов. Сейчас компонентный мониторинг в том или ином виде проводится в большинстве крупных компаний.
    Последние год-полтора все большим спросом пользуется следующий уровень управления ИТ-инфраструктурой — зонтичный. Если на базовом уровне информация поступает из нескольких разных источников, то в данном случае информация консолидируется из разрозненных систем и сводится в один отчет. Такие системы позволяют определить доступность конкретного сервиса для конечного пользователя. Например, известно, что электронное письмо проходит через огромное количество различных систем — программных, сетевых, аппаратных. Комплексные системы мониторинга могут сымитировать действие пользователя — отправить тестовое письмо, которое пройдет по всей цепочке, и, если оно потеряется, определить этап и причину сбоя. Системы мониторинга позволяют также проводить виртуальные транзакции между системами, определяя задержки и их причины, например неправильную настройку маршрутизации, некорректность настройки программных средств.
    Нередко у энергетических компаний распределенная инфраструктура и каналы связи между филиалами не являются собственностью, а арендуются у операторов связи. Поэтому важно не только проводить мониторинг отдельных компонентов, но и отслеживать маршрут, по которому следует пакет данных.
    Существуют такие сложные системы с большим количеством железных и виртуальных серверов, различного программного обеспечения от разных производителей, что даже опытному администратору непросто держать в голове картину взаимосвязей всех ее компонентов. А в больших инфраструктурах за каждый участок отвечает отдельный сотрудник, и в случае сбоя необходимо собирать экспертный совет из нескольких инженеров-архитекторов. Здесь основные риски и трудности связаны с обнаружением проблем, которые находятся на стыке двух и более подразделений.
    В то же время комплексный мониторинг позволяет автоматически строить и отображать все взаимосвязи приложений внутри компании. Вся информация о конфигурации приложений, сети и т.д. автоматически поступает в единую базу данных, где происходят обработка и отображение информации в графическом или любом другом виде. При возникновении сбоя четко указывается его место. Помимо этого, существует специализированное программное обеспечение (как правило, дополнительные модули к системе комплексного мониторинга), с помощью которого возможно провести глубокий анализ и найти способ устранения неполадок.
    Следующий уровень систем управления ИТ-инфраструктурой — интеллектуальные системы для выполнения базовых действий по самостоятельному устранению сбоя без вмешательства человека. В данном случае высококвалифицированный персонал занят развитием системы, а не устранением мелких сбоев.
    В России системы управления ИТ-инфраструктурой получили развитие не так давно, и для нас, как ИТ-интегратора, важно обеспечить максимально эффективные процессы эксплуатации подобных систем. К примеру, сотрудничая с очень крупной энергетической компанией, мы не только интегрировали системы мониторинга сети, провели сетевую инвентаризацию, но и создали инструкции для оптимизации процессов работы с данными системами.
    В рамках работы над проектом по созданию системы мониторинга для одного из представителей энергетического сектора наши инженеры предложили решение, которое позволяет снизить нагрузку на каналы связи, но при этом управление всей ИТ-инфраструктурой происходит централизованно.