Энергетическаямозаика

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Яшанин Анатолий, Генеральный директор ОАО «Калужская сбытовая компания»

 

    Представления человека о действительности, времени устроены таким образом, что он невольно разбивает их на фрагменты, которые часто предстают в виде устоявшихся стереотипов. Также фрагментарно воспринимается общественным мнением и положение в современной энергетике: отдельно — строительство столь необходимых генерирующих мощностей, торжественные закладки камней, пуски объектов, отдельно — рост цен на электроэнергию, либерализацию рынков, проблемы энергосбережения. И как-то забывается, зачем была нужна либерализация и какую роль она должна была сыграть в обеспечении строительства генерации.
    Либерализация
    С 1 января 2011 г. розничный рынок электрической энергии и мощности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полностью либерализован. Подготовительный пятилетний период и поэтапность самого процесса либерализации должны были стать гарантией того, что данная ситуация не будет сюрпризом для потребителей. Тем более что к концу прошлого года фактическая доля либерализации уже составляла более 90%.
    Однако первый квартал 2011 г. стал по-настоящему стрессовым и для потребителей, и для сбытовых компаний. Необходимую нормативно-правовую базу должны были сформировать к 1 января, но постановления правительства, регулирующие оптовый и розничный рынок (№ 1172 от 27.12.10 и № 1242 от 31.12.10), опубликовали соответственно лишь 5 апреля и 16 марта, и сбытовые компании были вынуждены производить расчеты с потребителями по прогнозным ценам, ощутимо превышавшими прошлогодние. Помимо роста стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке, напряженности способствовал также переход к RAB-регулированию тарифов на передачу электроэнергии.
    Существенно выросшие цены на электроэнергию привели к беспримерному росту обращений в сбытовые компании за комментариями, но в условиях неопределенности получить однозначные ответы было проблематично даже самим энергетикам. Дополнительным тревожным фактором послужило постоянное упоминание тарифов на электро­энергию, в том числе в средствах массовой информации, в случаях когда речь шла о ценах. Эта на первый взгляд формальность служит четким индикатором неготовности общественного мнения воспринимать электрическую энергию как товар, стоимость которого определяется уже не государством, а рыночными механизмами, устойчивости представлений о том, что цены можно «заморозить» и отрегулировать административными методами без каких-либо отрицательных последствий.
    Пересмотр уполномоченными органами ранее принятых тарифных решений по подлежащим регулированию видам деятельности, безусловно, способствовал стабилизации ситуации. Однако гарантировать от возможных скачков цен на электроэнергию такие меры все-таки не могут.
    В создавшихся условиях необходима, помимо прочего, четкая и ясная официальная позиция по проведенным в электроэнергетике преобразованиям, текущим результатам и конечным целям. В настоящее время в отрасли действительно занимаются решением главной задачи — созданием новых генерирующих мощностей. Рост тарифов на передачу был связан с программами по модернизации электросетевого комплекса, который в условиях развивающихся экономики, социальной сферы и стареющих сетей нуждается в значительном обновлении.
    Достижение этих целей и проведенные структурные преобразования неразрывно связаны. Механизмы рыночного формирования цены на электроэнергию — один из новых необходимых институтов для обеспечения реализации проектов по строительству генерации. Поэтому последовательность в проведении реформ, безусловно, должна сохраняться, несмотря на возможные корректировки в процесс ценообразования.
    Энергосбережение и учет
    Еще одним стрессогенным фактором для потребителей и сбытовых компаний стало осуществление ряда мер в сфере энергосбережения, и прежде всего установка общедомовых приборов учета и переход на расчеты по их показаниям.
    Реализация политики энергосбережения в конечном счете должна привести к ощутимому улучшению качества предоставляемых населению коммунальных услуг, в том числе электроснабжения. Однако в течение последних двадцати лет внутридомовые сети ремонтировались крайне редко, контроль за их состоянием был явно недостаточным. Появление в это же время в жизни людей новых услуг (Интернет, спутниковое и кабельное телевидение), при предоставлении которых провайдеры или частные лица, как правило, подключались к общедомовым электросетям, а также наличие старых «болевых точек» (безучетное потребление электроэнергии, неисправность или отсутствие индивидуальных приборов учета, занижение потребителями показаний электросчетчиков) выявило множество проблем при переходе на расчет по показаниям общедомовых приборов учета. В ряде случаев исполнители коммунальных услуг оперативно решают проблемы, а по сути, выполняют свои прямые обязанности. Однако, далеко не всегда это так. Часто наблюдается ситуация, когда исполнители коммунальных услуг, передав гарантирующему поставщику право расчета стоимости электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, и приема соответствующих платежей, просто открещиваются от своих обязанностей, «переводя стрелки» на энергетиков.
    Немалую роль в сложностях с решением обозначенных проблем играют пробелы в действующем законодательстве, а также отсутствие активности у самих жителей. Многие по-прежнему предпочитают жаловаться вместо того, чтобы общим собранием жильцов дома принимать те решения, которые необходимы исполнителям коммунальных услуг и энергоснабжающим организациям для обеспечения снижения расходов электроэнергии на общедомовые нужды. Изменения, вносимые в последнее время в действующее законодательство, в том числе в Жилищный кодекс, а также ожидаемое вступление в силу правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, должны способствовать формированию более эффективных регулирующих механизмов в сфере ЖКХ.
    Диверсификация
    Реализация мер, направленных на эффективное использование энергоресурсов, помимо значительного вклада в повышение качества коммунальных услуг, может стать одним из факторов роста финансовой устойчивости энергосбытовых компаний. Поэтому неслучайно, что практически все гарантирующие поставщики в настоящее время оказывают услуги в данной сфере — устанавливают приборы учета, внедряют автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), а также проводят энергетические обследования.
    Пока сложно подводить итоги данной деятельности, прежде всего экономические. По отзывам клиентов и деловых партнеров, ОАО «Калужская сбытовая компания» удается обеспечивать решение довольно масштабных задач в сжатые сроки. В частности, это относится к установке общедомовых счетчиков в Обнинске, внедрению АИИС КУЭ на предприятиях области. Более современные системы учета позволят грамотно спланировать использование производственных мощностей и минимизировать расходы на энергоресурсы, что, с одной стороны, снизит доходы энергокомпаний, с другой — станет еще одним шагом в выстраивании партнерских отношений с клиентами.
    Еще одним направлением диверсификации бизнеса для ОАО «Калужская сбытовая компания» является строительство собственной генерации в Обнинске. С точки зрения менеджмента компании, в условиях постепенного повышения конкуренции на розничном рынке электроэнергии, реализация этих двух проектов в перспективе существенно снизит риски деятельности предприятия как гарантирующего поставщика, что ценно для самого предприятия и имеет высокую социальную значимость для региона.