Задолженностьпотребителей розничного рынка электроэнергии: динамика, анализ, решения

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Фатеева Елена, Заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК

 

    Динамика задолженности на розничных и оптовом рынках электроэнергии
    Уровень расчетов покупателей на оптовом рынке электроэнергии/мощности (ОРЭМ) за январь—декабрь 2010 г. составил более 100%, задолженность на ОРЭМ перед поставщиками снизилась на 9,07 млрд руб. В условиях стабилизации уровня задолженности на ОРЭМ (23—30 млрд руб. с учетом сезонности) происходит постоянный рост дебиторской задолженности на розничных рынках (РРЭ). За указанный период долги потребителей на РРЭ перед гарантирующими поставщиками выросли на 17,7 млрд руб. и в 2011 г. продолжают неуклонно расти.
    По имеющимся данным, задолженность всех субъектов розничных рынков перед гарантирующими поставщиками по состоянию на середину апреля 2011 г. составила около 152 млрд руб., в то время как в аналогичный период 2010 г. ее размер был около 118 млрд руб. Последние три года наблюдается постоянная тенденция к увеличению задолженности на РРЭ, при этом задолженность на ОРЭМ носит стабильный характер (табл. 1).
    По федеральным округам (ФО) РФ ситуация сильно различается. Это означает, что разрыв задолженностей между ОРЭМ и РРЭ отражается на гарантирующих поставщиках разных ФО неравномерно. Суммарно по всем ФО, за исключением Северо-Кавказского, задолженность на РРЭ превышает задолженность на ОРЭМ в 16 раз.
    Отношение задолженности на ОРЭМ к задолженности на РРЭ по ФО приведено в табл. 2. Только для Северо-Кавказского ФО характерны сопоставимые значения задолженностей ОРЭМ и РРЭ: задолженность ОРЭМ составляет 14 517, 4 млн руб. (61,9% от общей задолженности по ФО на ОРЭМ), РРЭ — 12 384 млн руб. (8% от общей задолженности по округам на РРЭ). Наибольшая величина задолженности на РРЭ в рублевом выражении наблюдается в Центральном ФО — 40 248 млн руб. и Приволжском ФО — 27 864 млн руб.
    Неконтролируемый рост дебиторской задолженности (в том числе просроченной) перед гарантирующими поставщиками со стороны потребителей РРЭ и сетевых организаций может привести к потере устойчивости гарантирующих поставщиков, ухудшению надежности энергоснабжения на розничном рынке и неплатежам на оптовом рынке. Для точного учета финансовых разрывов гарантирующих поставщиков, безусловно, надо отслеживать и встречную задолженность гарантирующих поставщиков перед сетевыми организациями.
    Несмотря на то что платежная дисциплина участников оптового рынка стабильна и они в целом стали более организованны по сравнению с предыдущими годами, платежная дисциплина участников розничного рынка по-прежнему находится на крайне низком уровне. На РРЭ не только увеличивается размер долгов, но и ухудшается их качество. По структуре дебиторская задолженность постепенно «стареет» и перетекает в нереструктурированную рабочую и «мертвую», растет доля просроченной задолженности свыше одного года: за I кв. 2011 г. ее доля выросла в среднем с 14 до 17%. При этом ухудшается и качество дебиторской задолженности — доля «мертвой», мораторной и рабочей в среднем выросла с 43 до 53%, а доля текущей уменьшилась.
    Платежная дисциплина на РРЭ. Причины неплатежей
    К сожалению, пока еще не все потребители электроэнергии осознали, что электроэнергия — не общественное благо, а товар, за который необходимо платить. Для таких потребителей самой действенной мерой остаются ограничения потребления электроэнергии. Более того, как показывает практика, должниками на розничном рынке в основном становятся потребители, которым сложно ограничить подачу энергии в силу социальных либо технологических причин. В результате в первую очередь растут неплатежи коммунального комплекса (управляющих компаний (УК) и организаций ЖКХ). Основными причинами неплатежей данной группы потребителей являются нехватка средств на оплату электроэнергии в тарифах ЖКХ, низкий уровень сбора собственных средств, покупка топлива по ценам выше запланированных, а также человеческий фактор — недобросовестность и некомпетентность менеджмента.
    В некоторых регионах возникла проблема регулярного преднамеренного (умышленного) банкротства предприятий ЖКХ и УК с целью неоплаты долговых обязательств. Отключить за неоплату данных потребителей невозможно (особенно в осенне-зимний период), поскольку как социально значимая категория они практически всегда защищены от отключений органами власти и прокуратурой.
    С сетевыми организациями у гарантирующих поставщиков при большом количестве потребителей (чаще физических лиц) иногда возникают разногласия по объемам полезного отпуска и соответственно по величине оплаты электроэнергии на компенсацию потерь в сетях. Кроме того, в тарифах на передачу прирост стоимости электроэнергии зачастую учитывается не полностью. Все это приводит к росту дебиторской задолженности сетевых организаций гарантирующим поставщикам и усугубляется тем, что прекратить подачу электроэнергии в данном случае не представляется возможным.
    Не прекращается подача электроэнергии и в случае, если промышленные потребители-должники представляют собой опасные производства, которые, воспользовавшись несовершенством законодательства, завысили или совсем не установили себе величину аварийной брони, а при попытке ограничить их электропотребление обращаются в прокуратуру. То же относится и к потребителям, имеющим подключенных к их сетям субабонентов, в том числе социальные объекты (канализационные станции, котельные, снабжающие теплом население, и др.) и граждан — добросовестных плательщиков. Отключение таких промышленных предприятий нарушает права третьих лиц и вызывает вмешательство ФАС РФ.
    Бюджетные потребители не оплачивают потребленную электроэнергию в полном объеме, если средства заложены в бюджеты соответствующих уровней в недостаточных количествах. Отключения зачастую невозможны, т.к. такие потребители также относятся к социально значимой категории.
    На рис. 1 приведена агрегированная структура дебиторской задолженности 20 гарантирующих поставщиков по данным последних трех лет. В среднем (с учетом сезонности) задолженность структурирована следующим образом: на предприятия ЖКХ приходится 20%, на потери сетевых организаций — 20%, непромышленные потребители (из них примерно треть — бюджетные потребители) составляют 30%, население и управляющие компании — 10%, сельхозпроизводители — 2%, промышленные потребители — остальное.
    Основной вклад в прирост дебиторской задолженности вносят предприятия ЖКХ, бюджетные потребители и сбытовые компании-перепродавцы. В последнее время возникла новая категория злостных неплательщиков — УК. Каждый год задолженность УК увеличивается в разы. Так, в 2011 г. она стала в три раза больше, чем в 2009 г.
    Кроме мер отключения или ограничения потребления, вопросы взыскания неплатежей можно решить в суде. Однако результативность судебных процессов по получению денежных средств крайне низкая. Судебные разбирательства, как правило, затягиваются не менее чем на год, и при этом получить деньги с предприятий-банкротов практически невозможно. В конечном счете по исполнительным листам взыскивается не более 30—50% от присуждаемых гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям выплат.
    На рис. 2 показана статистика судебных дел конкретной сбытовой компании. Количество судебных дел (исков об оплате просроченной дебиторской задолженности), особенно в отношении физических лиц, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросло, при этом размер полученных денежных средств увеличился незначительно.
    Фактически сбытовые компании получают не более трети от взыскиваемых с неплательщиков средств. Например, по решению суда с юридических лиц взыскано около 1,7 млрд руб., получено около 0,8 млрд руб., с физических лиц — соответственно 0,35 млрд и 0,1 млрд руб.
    Предложения по изменению существующей ситуации с неплатежами потребителей на розничных рынках
    В 2010 г. на розничных рынках электроэнергии были предприняты попытки улучшить платежную дисциплину, однако задача полностью до сих пор не решена. Для обеспечения платежей конечных потребителей необходимо внести изменения в законодательство, руководствуясь принципом: «неотключаемых» потребителей быть не должно.
    Для обычных потребителей (включая граждан) необходимо поэтапное введение предоплаты и оснащение приборами «умного» учета, внедряющими расчеты по предоплате с функцией ограничения использования мощности.
    Для потребителей с длинным циклом отключения (предприятия металлургической, химической промышленности) следует предусмотреть финансовые гарантии на весь срок поэтапного введения отключения.
    Для бюджетных потребителей нужны бюджетные гарантии — потребитель может быть отключен, если превышен размер потребления, обеспеченный гарантией.
    Для потребителей, ограничение энергопотребления которых ниже аварийной брони не допускается, также должны быть предусмотрены бюджетные или государственные гарантии, при этом на каждом уровне бюджетов следует определить поименный перечень потребителей, по которому предоставляется бюджетная гарантия. Потребитель может быть отключен при превышении размера потребления, обеспеченного гарантией.
    С целью реализации указанных положений в нормативно-правовую базу (Жилищный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон от 26.03.03 № 35 «Об электроэнергетике», подзаконные акты) необходимо:

  • внести в Кодекс об административных правонарушениях РФ положения о взыскании административного штрафа с потребителей-неплательщиков, а также с руководителей предприятий-неплательщиков, препятствующих введению ограничений за неоплату в установленном порядке;
  • определить на уровне закона величину пени за просрочку платежа на розничном рынке как минимум в размере трехкратной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ;
  • подкрепить аварийную или технологическую броню банковской или бюджетной гарантией;
  • установить ответственность собственника имущества ЖКХ (муниципальные образования, поселения) по расчетам за электрическую энергию потребителей ЖКХ, в том числе путем заключения договоров муниципальных гарантий;
  • ужесточить критерии конкурса отбора УК и повысить минимальный размер уставного капитала УК с обязанностью формировать его исключительно денежными средствами (для обеспечения прав кредиторов УК);
  • предоставить права гражданам — собственникам жилья нанимать УК в качестве эксплуатационной организации, а договоры энергоснабжения заключать непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
    Без принципиального изменения отношения к платежной дисциплине на РРЭ со стороны потребителей и законодателей, а также без кардинального изменения самих принципов обеспечения платежной дисциплины, говорить о переходе к целевой модели розничного рынка бессмысленно.