Золошлаки угольных ТЭС — отходы или ценное сырье?

 

Авторы

Кожуховский Игорь, Генеральный директор ЗАО «АПБЭ»

Новоселова Ольга, Директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ»

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО «АПБЭ» Игорем Кожуховским и директором по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ» Ольгой Новоселовой
    ЭР:Утилизация отходов производства и потребления, вовлечение их в хозяйственный оборот — такие задачи поставлены руководством страны на современном этапе развития. Какова ситуация с утилизацией золошлаковых отходов (ЗШО) угольных ТЭС?
    И.К.: Проблема накопления ЗШО существует в электроэнергетике давно. В России 172 ТЭС на угольном топливе (около 30% всех мощностей ТЭС) имеют золошлакоотвалы. На 107 (60%) электростанциях отвалы близки к переполнению или уже переполнены, расширение их крайне затруднено, а в некоторых случаях невозможно или требует значительных капитальных затрат. Примером могут служить Троицкая ГРЭС, Реф­тинская ГРЭС, Березовская ГРЭС-1, Южно-Кузбасская ГРЭС, Новочеркасская ГРЭС, Иркутская ТЭЦ-9 и т.?д. Если ничего не предпринимать, эти электростанции в ближайшие годы нужно будет останавливать и выводить из энергосистемы.
    По данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, в отрасли утилизируется и используется только 8% золошлаков, или около 1,5—2,1 млн т в год, а 22,5 млн т золошлаков ежегодно размещается в золоотвалах угольных ТЭС в дополнение к 1,5 млрд т, накопленным ранее. Площадь самих отвалов достигла 28 тыс. га. Если такая тенденция сохранится, к 2020 г. объем накопленных ЗШО превысит 1,7 млрд т.
    Удельные затраты на содержание вновь образуемых золошлаков (транспортирование от станции до золоотвала, эксплуатационные, природоохранные и инвестиционные расходы, аренда земли и т.?п.) составляют около 500 руб./т (более 14 млрд руб. в год) — 5—7% себестоимости производства энергии на угольной ТЭС. Стоимость строительства нового золошлакоотвала составляет примерно 2—4 млрд руб. Все расходы полностью оплачиваются конечными потребителями электроэнергии и тепла.
    ЭР:Почему в сфере интересов ЗАО «АПБЭ» оказались вопросы ЗШО?
    И.К.: В числе системно-аналитиче­ских работ агентства существенная роль отводится учету вопросов энергоэффективности, экологии в прогнозных документах отрасли. Кроме того, ЗАО «АПБЭ» является преемником экологических работ РАО «ЕЭС России», в том числе в отношении ЗШО. Всероссийское совещание по проблеме ЗШО, проведенное ЗАО «АПБЭ» совместно с Сибирской энергетической ассоциацией в июне 2008 г. (Новосибирск) дало старт системному решению проблем утилизации ЗШО, вовлечению их в хозяйственный оборот. По итогам этого мероприятия при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ создана рабочая группа по проблеме ЗШО под руководством председателя комитета Ю. Липатова. Я являюсь его заместителем. Цель рабочей группы — подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере регулирования обращения ЗШО.
    В июне 2011 г. Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике при поддержке Минэнерго России, Комитета по энергетике ГД РФ провело конференцию «Рас­ширение использования золошлаковых отходов угольных станций». Конференция состоялась в рамках VII Международного форума по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике ВэйстТэк — 2011. Во время мероприятия обсуждались вопросы сокращения ЗШО, возможности их переработки и использования, законодательного обеспечения данной деятельности, нормативного регулирования обустройства и эксплуатации полигонов по размещению ЗШО, перспективы их применения в дорожном строительстве, опыт утилизации ЗШО в отдельных компаниях.
    ЭР:В какой стадии находится разработка поправок в законодательство в части урегулирования вопросов ЗШО?
    И.К.: Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях увеличения использования золошлаковых отходов» 6 декабря 2010 г. внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Предложенные новации направлены на установление статуса вторичной продукции из ЗШО посредством их сертификации (обеспечение легитимности продукции и услуг на основе ЗШО) и предусматривают стимулы к использованию ЗШО их производителями. Потенциальных потребителей ЗШО предполагается заинтересовать возможностью их участия в выполнении государственных и муниципальных заказов.
    В случае принятия законопроекта индивидуальные предприниматели и юридические лица — участники оптового рынка электрической энергии и мощности и иные владельцы ЗШО будут обязаны ежегодно увеличивать их использование до достижения долей от объемов ежегодного образования ЗШО текущего выхода, установленных правительством, осуществлять деятельность по самостоятельному использованию ЗШО или заключать договор на переработку и/или реализацию.
    ЭР:На конференции, посвященной проблеме ЗШО, обсуждались вопросы создания национальной ассоциации производителей и потребителей золошлаковых материалов. В какой стадии находится вопрос создания ассоциации?
    О.Н.: Да, действительно, решение такой важной для электроэнергетики проблемы, как использование и переработка ЗШО, требует консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти, крупнейших энергетических компаний, переработчиков и потребителей ЗШО. С целью координации усилий по широкому использованию ЗШО в экономике страны, обеспечения соблюдения интересов производителей и потребителей ЗШО на всех уровнях взаимодействия решением совещания в Минэнерго России от 2 июня 2011 г. была поддержана инициатива ЗАО «АПБЭ», Сибирской энергетической ассоциации, ООО «Восток» и других организаций по созданию национальной ассоциации производителей и потребителей ЗШО.
    Анализ показал, что в ряде зарубежных стран переработка и использование ЗШО координируются в рамках национальных и международных ассоциаций, например в Европе это Ассоциация продуктов сжигания угля, в США — Ассоциация угольной золы, в Германии — Ассоциация по маркетингу минеральных продуктов.
    В Германии и Дании использование ЗШО в производстве строительных материалов достигло практически 100% их годового выхода. При этом в Германии вообще запрещено иметь золошлакоотвалы. До 50—70% годового выхода ЗШО используют в США, Великобритании, Польше, Китае. Изменения, внесенные в законодатель­ство Индии в 1999 и 2003 гг. привели к повышению в стране объемов утилизации ЗШО с 29,6% годового выхода в 2003—2004 гг. до 53% в 2007—2008 гг. (примерно 70 млн т в год). Это доказывает эффективность организации работ в форме ассоциаций.
    В инициативную группу по созданию российской ассоциации вошли представители ОАО «Газпром энергохолдинг», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «СУЭК», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «РАО «Энергетические системы Востока» и других компаний. Основные задачи новой структуры — организация взаимодействия между органами государственной власти, энергокомпаниями (производителями), крупнейшими потребителями (Минтранс России, ОАО «РЖД») и переработчиками ЗШО, развитие межрегиональных связей, интегрирование производителей и потребителей золошлаковых материалов (ЗШМ) в российскую экономическую систему, установление связей и организация совместной деятельности с объединениями других стран и международными объединениями.
    Необходимость создания нового объединения обусловлена еще и тем, что процесс взаимодействия собственников ЗШО, специализированных организаций, занимающихся переработкой и утилизацией этих отходов, и потребителей продукции, которая производится с их использованием, не урегулирован. Потребители не готовы формировать долгосрочные заказы на такую продукцию, им необходимо предоставление долгосрочных гарантий поставки ЗШМ со стабильными качественными характеристиками и по приемлемым ценам.
    ЭР:В каких сферах экономики могут быть использованы золошлаки как сырье?
    И.К.: Исследования и практика подтвердили, что ЗШО угольных ТЭС являются качественным и дешевым и, что также немаловажно, возобновляемым минеральным сырьем. Их можно применять при производстве строительных материалов, в том числе при изготовлении цемента, сухих строительных смесей, бетона, растворов, стеновых бетонных и пенобетонных блоков, кирпича, тротуарной плитки, элементов благоустройства, при этом себестоимость продукции может снизиться как минимум на 15—30%.
    ЗШО могут использоваться и в сельском хозяйстве, при извлечении природных ресурсов, в качестве изолирующего материала на полигонах твердых бытовых отходов, для тушения скрытых очагов площадных пожаров (что особенно актуально для нашей страны в связи с изменением климата), для заполнения горнорудных выработок при рекультивации отработанных карьеров. Отдельно следует сказать об использовании ЗШО в дорожном строительстве. Применение их в земляном полотне автомобильных дорог способствует снижению себестоимости работ, а также изменению качества местных грунтов с неблагоприятными свойствами. Золы и золошлаковые смеси обладают рядом преимуществ по сравнению с грунтами, аналогами которых они являются, и могут быть использованы для сооружения земляного полотна, а также для осушения (в качестве сухих инертных добавок) конструктивных слоев из грунтов повышенной влажности.
    На основе подпрограммы «Автомобильные дороги», входящей в состав Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)», ЗАО ­«АПБЭ» выполнило расчеты возможных объемов использования ЗШО угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог с учетом того, что объем оплачиваемых земляных работ при сооружении земляной насыпи из ЗШО равен приблизительно 10 тыс. м3/км.
    ЭР:Какие действия вы считаете первоочередными для решения столь масштабной энергетической и экологической проблемы, как золошлаки угольных ТЭС?
    О.Н.: К первоочередным мерам следует отнести усовершенствование нормативно-правовой базы, прежде всего продвижение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях увеличения использования золошлаковых отходов». Требует совершенствования деятельность по разработке технических регламентов и стандартов в области регулирования ЗШО. Для увеличения объемов использования ЗШО угольных станций необходимо также развивать взаимовыгодное сотрудничество с ОАО «РЖД», Федеральным дорожным агентством, Национальным объединением строителей. В связи с вышесказанным целесообразно ускорить работы по созданию национальной ассоциации производителей и потребителей ЗШМ в целях развития долгосрочных взаимовыгодных отношений между производителями, переработчиками и потребителями ЗШО.