Вперед к рынку

Рубрика:

Рынок

 

Авторы

Сурменко Владислав, Член Наблюдательного совета НП «Совет рынка», представитель энергосбытовой компании

Панов Илья, эксперт, представитель генерирующей компании

 

    Там, где рынка нет, спится лучше, но живется хуже.
    NN
    Мы вступаем в новый этап развития рынка электроэнергии — многое сделано, но предстоит сделать не меньше. Закончен переходный период, и стало ясно, что мы подошли к рубежу, где с прежними подходами существующие задачи не решить. Назрела потребность изменений, которая очевидна уже и за пределами рынка электроэнергии:
  • рост цен у конечного потребителя делает целесообразным собст­венную генерацию или самоизолирование от энергосистемы;
  • попытки государства ограничить рост цен ведут к снижению инвестиционной привлекательно­сти отрасли;
  • отсутствие интереса у частных инвесторов способствует увеличению доли государственного участия и укрупнению государственных генерирующих компаний (ИНТЕР РАО ЕЭС, Газпром энергохолдинг), что не создает условий для конкуренции не только на рынке электроэнергии, но и на смежных рынках.
    Все перечисленное является след­ствием структурных проблем в сложившейся системе управления и обусловлено несоответствием ряда принципов этой системы, хорошо работавшей в рамках плановой экономики, новым условиям — усло­виям рынка. Система управления, несмотря на значительные положительные изменения, трансформируется медленнее, чем мы хотим и требуют обстоятельства. Задержки в принятии решений (правила долгосрочного рынка мощности, целевые правила оптового рынка, правила розничного рынка) приводят к смещению акцентов в деятельности — усилия идут на борьбу со следствиями вместо того, чтобы предупредить причины (предусмотреть меры по снижению темпов роста цен). Попытки решения социальных задач через рынок (регулируемые договоры, «последняя миля», субсидирование тепло/электроэнергии) создают ограничения развитию конкуренции в виде преференций отдельным участ­никам, приводят к усложнению правил, искажению рыночных стимулов и в конечном счете — принятию неоптимальных в народно-хозяйственном аспекте инвестиционных решений.
    Структурные проблемы управления — это комплекс задач, и здесь нет готовых решений, нужна тонкая и аккуратная работа по улучшению качества регулирования рынка, усилению позиций частного капитала, создающего спрос на качество регулирования. К решению этой задачи государство привлекает лучших экспертов: идет работа в рамках обновления Стратегии-2020, Минэнерго совместно с Минэкономразвития, ФАС, ФСТ, Росэнергоатомом готовят предложения по совершенствованию рыночных механизмов.
    Однако государство не решит за нас, участников рынка, проблемы отрасли, оно может лишь сбалансировать структуру системы регулирования, скорректировать концептуальные рамки, далее работа по настройке рынка должна лечь на плечи участников рынка — генераторов, потребителей.
    Развитие системы регулирования рынка
    В ближайшее время экспертные группы должны подготовить предложения по совершенствованию правил рынка мощности, возможно, изменится модель рынка. Не так давно принято решение о большей независимости регулятора — НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» — от государства, но это лишь начало процесса, т.к. список структурных проб­лем шире и во многом совпадает с проблемами рынков электроэнергии стран Европы, для работы с которыми Международное энергетическое агентство предлагает придерживаться следующих принципов [1]:
  • независимость регулятора, формирующего правила рынка — политическая и от интересов отдельных акционеров отрасли. Независимость политическая предполагает, что регулятор огражден от текущих политических задач государства. Политическая независимость, если государст­во является крупным акционером отрасли, позволяет избежать конфликта интересов государства как собственника и как регулятора. Независимость от интересов отдельных акционеров предполагает, что принимаемые регулятором решения обеспечивают равные условия конкуренции, не создают преференций для отдельных участников.
    Реализация этого принципа обеспечивает независимость регулятора, формирующего правила рынка, от государства. Государство при этом не занимается развитием рынка, а лишь задает базовые принципы его развития, принципы работы регулятора, выдвигает требования к разделению видов деятельности, недискриминационному доступу к инфраструктуре и др.;
  • информационная прозрачность рынка — ключевой элемент эффективного регулирования, поскольку необходим для принятия инвестиционных решений. Говорить об информационной прозрачности можно в случае, если информация является своевременной, легкодоступной и важной для участников рынка. Недостаток информации затрудняет управление рисками и в итоге ограничивает конкуренцию.
    Информационная прозрачность — основа для управления рисками, снижения стоимости вложенного в отрасль капитала, повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Всякое ограничение конкуренции — преференции отдельным участникам, перекрестное субсидирование (сети, тепло/электроэнергия) искажает информацию, затрудняет ее получение, обесценивает имеющуюся ценовую статистику. С точки зрения информационной прозрачности все меры по стимулированию, поддержке отдельных участ­ников целесообразно выносить за нормативное поле рынка;
  • целесообразная роль государства в повышении качества регулирования отрасли должна основываться на следующих принципах [1, c. 15—25]:
  • гарантирование стабильных в долгосрочном периоде, конкурент­ных и одинаковых для всех инвестиционных условий;
  • неприемлемость ценовых ограничений и других искажающих рынок вмешательств;
  • поддержка независимости регулятора отрасли в предсказуемом развитии правил рынка, стимулирующих экономически эффективные в долгосрочном плане инвестиции в отрасль.
    На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить эти принципы на федеральном уровне и определить план эволюционной трансформации структуры регулирования в отрасли для соответствия указанным прин­ципам.
    Устранение барьеров конкуренции
    Как структурные изменения, так и изменение роли государства в регулировании рынка должны быть направлены на повышение эффективности использования капитала в экономике. В этом состоит основное назначение рынка.
    Попытки государства защитить отдельные группы потребителей регулируемыми ценами, как ни парадоксально это звучит, на практике ухудшают положение этих потребителей в долгосрочной перспек­тиве [1]. Меры по регулированию цен могут быть целесообразными на этапе становления конкуренции на розничном рынке, однако, как показывает российская практика, эти меры одновременно могут являться препятствием развития самой конкуренции, и от них необходимо от­казываться как можно скорее [2], [3, c. 4]. Здесь из-за низких темпов роста экономики проигрывают все: не только потребители, но и монополисты.
    Самый лучший способ защитить потребителя — создать условия для конкуренции. Наряду со структурными изменениями регулирования, могут решаться следующие задачи:
    1) тактические — мероприятия по снижению рыночной концентрации;
    2) стратегические — последовательное устранение барьеров входа и выхода.
    За переходный период произошло перераспределение генерирующих и сбытовых активов, в связи с этим выросла рыночная концентрация некоторых генерирующих компаний на оптовом рынке и сбытовых компаний — на розничном. Монопольному положению также способст­вует ограниченная пропускная способность сетей.
    Мероприятия по снижению рыночной концентрации
    В [3, c. 5—7] предложены мероприятия по снижению рыночной концентрации, которые можно реализовать в ближайшей перспективе:
  • формирование нормативных требований к сделкам слияния и поглощения;
  • увеличение коридора для подачи ценовых заявок гарантирующими поставщиками на рынке «на сутки вперед» до 20%;
  • активизация роли потребителей на рынке мощности.
    Что касается последнего пункта, то здесь можно использовать опыт PJM [4], когда потребитель подает на рынок мощности заявки с ценой и объемом продажи отрицательного потребления мощности (см. рисунок). Отрицательное потребление возникает в результате реализации потребителем конкурентоспособных на рынке мощности программ: повышение энергоэффективности, создание по команде системного оператора систем управления пиковым потреблением.
    Предлагаемая потребителям мощность классифицируется. Качество поставляемой мощности, как и план по выполнению мероприятий по предоставлению (снижению) потребляемой мощности, контролируется системным оператором аналогично контролю инвестпрограмм и готовности у генераторов. В случае задержек с предоставлением или снижением готовности штрафуются и потребитель, и генератор. Таким образом, на рынке мощности заявки на строительство новой генерации конкурируют с мероприятиями по снижению потребления.
    Барьеры входа и выхода
    Наверное, не существует более эффективного способа ограничить конкуренцию, чем создание барьеров входа на рынок [5]. Свобода входа на рынок, которая делает невозможными завышение цен и получение сверхприбыли, существенно зависит от устранения основных барьеров. Такими барьерами являются:
  • затраты денег и времени на получение всех необходимых разрешений от регулирующих органов при входе на рынок (присоединение к торговой системе, разрешительные документы на строительство и присоединение к сетям и т.д.) [5, с. 21]. Эти барьеры относятся и к потребителям, желающим строить собственную генерацию;
  • неопределенность политики регулирования отрасли. Действия регулятора должны быть направлены на стимулирование конкуренции и не ухудшать положение существующих участников после достижения равных условий для всех участников рынка. То же можно сказать о неопределенности политики в отношении охраны окружающей среды. Изменения в части экологических требований несут в себе также значительные риски и, если происходят, должны следовать определенной долгосрочной стратегии, понятной участникам рынка и прогнозируемой ими;
  • неопределенность развития сетевой инфраструктуры. Влияние пропускной способности на конкурентную обстановку трудно переоценить, особенно в тех регионах, где значительное время работают ограничения на передачу из соседних регионов. Выбор правильного места для строительства генерации тесно связан с планами развития сетей, которые для минимизации данного риска должны быть понятными и выполняться в заявленных объемах и в оговоренные сроки.
    Видимые проблемы рынка электроэнергии можно сравнить с верхушкой айсберга, основная же его часть — структурные дисбалансы системы регулирования — скрыта под водой. Для того чтобы рынок не превратился из инструмента развития конкуренции и привлечения инвестиций в инструмент решения текущих политических задач, необходимы структурные изменения системы регулирования, мероприятия стимулирования конкуренции:
    1) закрепление на федеральном уровне базовых принципов развития системы регулирования в отрасли;
    2) уточнение роли государства в процессе определения правил рынка.
    3) создание условий для конкуренции путем снижения рыночной концентрации и устранения барьеров входа в отрасль.
    В заключение хочется отметить, что нам — участникам рынка — нужно быть готовыми к предстоящим изменениям, активно участвовать в трансформации системы регулирования отрасли, ведь никто так хорошо не знает всех проблем и никто так не мотивирован к их решению скорейшим и наилучшим способом, как мы сами!
    Список использованных источников
    1. Tackling investment challenges in Power Generation in IEA countries // IEA, 2007.
    2. Минэкономразвития: Без пересмотра реформы электроэнергетики Россию ждут большие издержки. // Российская газета, 2011, 11 марта.
    3. Зубакин В.А., Трачук А.В. «Рынок покупателя» как цель реформы естественных монополий // http://2020strategy.ru/g18/doc
    4. PJM manual 18: PJM Capacity Market. Revision: 10; Effective date: 01/07/2010.
    5. Kowka J. Barriers to new compe­tition in Electricity Generation // Report to the American Power Asso­ciation. — Northeastern University, 08/2008.