«Кадровый голод — одна из основных проблем организаций, работающих в области энергосбережения»

 

Автор

Питерский Леонид, Вице-президент — руководитель аппарата НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетических обследований» (НП «НОЭ»)

 

    Рациональное использование энергетических ресурсов в условиях посткризисного развития экономики — один из основных трендов последних месяцев. Руководством страны был принят курс на энергосбережение, повышение энергетической эффективности производства и увеличение на этой основе внутреннего валового продукта. Точкой отсчета мероприятий по энергосбережению должны стать повсеместно проведенные энергетические обследования (энергоаудит) и паспортизация объектов энергопотребления. В советский период подобная деятельность осуществлялась, были разработаны соответствующие нормативы и стандарты, но лишь немногие компании могли проводить энергоаудит. В новых условиях рынок услуг энергоаудита гораздо более активный. Одним из действенных механизмов его развития должно стать саморегулирование деятельности в области энергетических обследований.
    О перспективах и возможностях саморегулируемых организаций в области энергетических обследований журналу «ЭнергоРынок» рассказал вице-президент — руководитель аппарата НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетических обследований» (НП «НОЭ») Леонид Питерский
    ЭР:Леонид Юрьевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка компаний, оказывающих услуги энергетического обследования?
    Л. П.: Такой вид работ, как энергетическое обследование, существует в нашей стране достаточно давно. Но только после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетиче­ской и экологиче­ской эффективно­сти российской экономики» и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности…» хозяй­ствующие субъекты стали проявлять интерес к энергоаудиту. В выше­указанных документах, в частно­сти, было определено, что вопросами энергетических обследований (энергоаудита) могут заниматься только организации или физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций.
    На 19 апреля 2011 г. в реестре Минэнерго России зарегистрированы 74 саморегулируемые организации, в которых состоят более 2 тыс. юридических лиц, оказывающих услуги энергетического обследования предприятий. Так как процесс формирования саморегулируемых организаций в области энергоаудита идет всего полгода, то говорить о количест­венном составе компаний, которые в скором времени выйдут на рынок энергоаудиторов, еще преж­девременно, равно как нельзя сейчас определить, сколько организаций останутся на этом рынке.
    Правда, уже сегодня мы можем понять профессиональную направленность организаций, которые входят в СРО. Это прежде всего организации, которые традиционно занимались энергетическими обследованиями, а также смежники — энергетики, газовики, нефтяники, которым необходимо минимизировать потери в своей производственной деятельности, это строители, которые нуждаются в энергетическом паспорте при сдаче объекта в эксплуатацию, это проектировщики, а также организации, которые решили сделать оказание услуг в области энергетического обследования частью своего бизнеса.
    Надо отметить, что, учитывая объемы работ, которые необходимо провести в сроки, указанные в ФЗ № 261 по всей стране, а также заказы, которые будут поступать от коммерческих структур, не попавших под обязательный энергоаудит, но заинтересованных в экономии собственных средств, рынок потребления услуг энергоаудиторов огромен. И пока на нем ждать конкуренции не приходится.
    ЭР:В настоящее время в россий­ских вузах практически отсутствует целенаправленная подготовка специалистов в области энерго­аудита. Какие существуют требования к кадровому составу компаний, оказывающих этот вид услуг?
    Л. П.: Согласно ФЗ № 261 на момент вступления в СРО организация, планирующая заниматься энергетиче­скими обследованиями, должна иметь в штате не менее четырех энерго­аудиторов. Действительно, в наших институтах нет программы подготовки специалистов в этой области. Переподготовка лиц, имеющих высшее техническое образование, осуществляется на основании Приказа Минэнерго России от 07.04.2010 № 148 «Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов». Но это лишь тематические курсы повышения квалификации в течение 72 часов. И как правило, программа переподготовки составляет только теоретическую часть. В настоящее время, правда, появляются учебные заведения, которые в свои программы стали добавлять практические занятия, на которых слушатели получают навыки работы энергоаудиторов.
    По последним данным, на профильных курсах повышения квалификации обучение прошли только 10% специалистов от того количест­ва, которое необходимо для выполнения требований ФЗ № 261 в части проведения соответствующих меро­приятий на всех объектах, подлежащих обязательному энергоаудиту до 31 декабря 2012 г. Очевидно, что в подобной ситуации первостепенной становится роль саморегулируемых организаций — они обязаны отслеживать уровень квалификации персонала, оказывающего услуги в данной сфере.
    Кадровый голод — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются сегодня организации, работающие в области энергосбережения. И одна из основных задач саморегулирования — взаимодействие с учебными заведениями в вопросах разработки и внедрения учебных программ, которые обеспечат подготовку специалистов в области энергоаудита, а также проведения энергосервисных мероприятий.
    ЭР:Каков объем работ для энергоаудиторов, исходя из текущей ситуации?
    Л. П.: Как я уже говорил, закон определил несколько категорий хозяйст­вующих субъектов, для которых энергетическое обследование до 31 декабря 2012 г. становится обязательным. В целом речь идет приблизительно о 60—70% всех предприятий России. И это без учета того, что эффективное расходование энергетических ресурсов и энергосбережение должны в буквальном смысле стать заботой каждого.
    Многое в данном направлении зависит от органов власти. На первом этапе реализации ФЗ № 261 органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие правами юридических лиц, выступают основными заказчиками энергетиче­ского обследования, и от того, как они будут соблюдать выполнение данного закона, будет зависеть объем работ в этой области.
    ЭР:Не могли бы вы очертить круг первоочередных задач, стоящих перед саморегулируемыми организациями? На какой законодательной основе строится их деятельность?
    Л. П.: Начну с ответа на второй во­прос. Профессионально нашу деятельность регламентируют вышеназванный ФЗ № 261 и те подзаконные акты, о которых я говорил, в том чи­сле приказы и положения Министер­ства энергетики РФ. В области саморегулирования мы руководствуемся ФЗ № 315 07.12.2008 («Закон о саморегулируемых организациях»), в котором определяются порядок формирования СРО, правила и стандарты работы СРО. Конечно, начало работы в любой области показывает множе­ство «белых пятен». И для этого требуются совершенствование законодательства, выпуск разъясняющих нормативных актов, разработка методик.
    Круг первоочередных задач — это, как уже было сказано выше, подготовка кадров, создание методик проведения полного энергоаудита предприятий различных отраслей хозяйства и ценника на производство энергетических обследований, рекомендуемого членам СРО, подготовка и обоснование необходимости изменений в действующем законодательстве, анализ деятельности энерго­аудиторов, разработка необходимых типовых документов и многое другое.
    Задачи, которые стоят перед саморегулируемыми организациями, похожи и одинаково актуальны. Ведь все мы находимся в начале пути. Как уже отмечалось, опыта столь масштабной работы по проведению мероприятий в области энергосбережения ни у кого нет.
    В связи с этим большинство саморегулируемых организаций в области энергетических обследований приняли решение объединиться для консолидации и выработки единой стратегии и тактики в решении названных задач.
    Отрадно, что это решение получило поддержку фракции «Единая Россия» ГД РФ в лице ее первого заместителя Владимира Пехтина, который возглавил созданное Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетиче­ских обследований (НОЭ). Надеюсь, что совместная работа практиков в области энергоаудита и представителей законодательной власти даст положительный эффект в реализации задач, поставленных перед нами ФЗ № 261.
    ЭР:Поддерживают ли ваши начинания государственные структуры и в чем конкретно выражается помощь?
    Л. П.: Минэкономразвития, Минэнерго России и другие уполномоченные органы государственной власти формируют программы кон­кретных мероприятий в обла­сти энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Многое из того, что уже разработано, находится на согласовании в Правительстве РФ. Документы содержат информацию о дополнительных источниках финансирования, о мерах поддержки (субсидии, субвенции, льготные кредиты, преференции). Аналогичные программы создаются и на уровне региональных администраций.
    Одна из основных задач, которая требует совместного решения всеми государственными структурами, имеющими отношение к вопросам энергосбережения (а их у нас восемь), — это понимание важно­сти проводимых мероприятий и популяризация действий, направленных на обеспечение энергоэффективности.