«От энергосбыта — к энергосервису»

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Сурменко Владислав, Директор по работе с оптовым рынком и крупными клиентами ОАО «Мосэнергосбыт»

 

    Интервью с директором по работе с оптовым рынком и крупными клиентами ОАО «Мосэнергосбыт» Владиславом Сурменко
    ЭР:Владислав Леонидович, как вы оцениваете потребность в оптимизации системы энергоснабжения в нашей стране?
    В.С.: Не секрет, российская промышленность, да и в целом экономика, обладают чрезмерной энергоемкостью по сравнению с западными аналогами. Связано это не только с особенностями климата, но и с устаревшими технологиями производ­ства продукции. Кризис 2008—2009 годов показал, что актуальность вопросов оптимизации энергоснабжения, а также снижения стоимости энергоресурсов для предприятий весьма высока.
    ЭР:По вашему мнению, какова сегодня ситуация на рынках электроэнергии?
    В.С.: Необходимо заметить, что ценообразование в рознице напрямую зависит от действий регионального регулятора, экономического положения в регионе, при этом розничная цена электроэнергии не всегда устраивает промышленных потребителей при ее сравнении с уровнем стоимости покупки на оптовом рынке. Взаимодействие с гарантирующим поставщиком может обеспечить более или менее оптимальные условия, однако в большинстве случаев ГП ведут жесткую монопольную политику или скованы в своих решениях регио­нальным регулированием. В таком случае самостоятельный выход крупных клиентов на оптовый рынок дает им немало ценовых преимуществ. Промышленные холдинги, ставшие в свое время участниками оптового рынка, сэкономили как минимум на сбытовой надбавке гарантирующего поставщика. Однако не всегда самостоятельная работа на опте — благо для потребителя, по­скольку представляет собой трудоемкий и рисковый процесс.
    Для осуществления регулярных покупок на ОРЭ предстоит пройти затратную и длительную процедуру, которая включает в себя несколько этапов. Прежде всего, надо быть крупным потребителем и вступить в НП «Совет рынка». Далее требуется получить статус субъекта оптового рынка, подключиться к торговой си­стеме. Одним из важнейших этапов является внедрение на предприятии автоматизированной системы коммерческого учета, соответствующей требованиям ОРЭ. Это очень дорогостоящее мероприятие, и экономическая целесообразность самостоятельного выхода на опт во многом будет зависеть именно от окупаемо­сти инвестиций в создание подобной системы (чем больше точек поставки у потребителя, тем дороже). Требования к субъектам оптового рынка весьма жесткие — в первую очередь они касаются четкого соблюдения условий оплаты, осуществления ежесуточного планирования собственного почасового потребления, организации взаимодействия со смежными участниками, с сетевыми компаниями, ведения структурированной договорной базы. Любая ошибка чревата штрафом, в то время как на ОРЭ происходят постоянные изменения, ежегодно проводятся новые договорные кампании, трансформируются и дополняются регламенты рынка. Все это вместе взятое диктует необходимость создания на предприятии специализированной службы по работе на оптовом рынке с набором в ее штат квалифицированных юристов, экономистов, энергетиков.
    С учетом вышесказанного уровень рентабельности покупок на ОРЭ по сравнению с розничным рынком и ценой гарантирующего поставщика не всегда оказывается положительным.
    Между тем гарантирующий поставщик имеет возможность смягчать или даже устранять большинство негативных для своего клиента по­следствий, возникающих в результате изменений на рынке, в том числе демпфировать волатильность почасовых цен, пролонгировать сроки оплаты и в целом предлагать более открытый и гибкий график работы в рамках договора энергоснабжения.
    ЭР:Считаете ли вы, что энергосервисные контракты можно рассматривать как инструмент конкурентной борьбы за потребителя?
    В.С.: Это один из ключевых инструментов. ОАО «Мосэнергосбыт» целенаправленно и полномасштабно улучшает качество обслуживания своих клиентов, вооружившись девизом «от энергосбыта — к энергосервису». Иначе говоря, от традиционного процесса купли-продажи электроэнергии мы перешли на новый уровень взаимодействия с по­требителями, активно внедряя современные энергосбытовые технологии.
    Наша компания первой среди аналогичных предприятий в стране разработала и внедрила стандарт обслуживания клиента, предложила перечень сопутствующих энергоснабжению коммерческих услуг, открыла передовой контактный центр. В целях совершенствования сбытовой практики на нашем сайте создан функционал личного кабинета клиента, позволяющий оптимизировать дистанционное обслуживание как физических, так и юридических лиц. К передовым технологиям энергосбытового бизнеса можно отнести и разрабатываемую мощнейшую биллинговую систему, а также системы управления взаимоотношениями с клиентами на базе CRM.
    Мы уже не просто продаем элект­роэнергию, а предоставляем комплексный пакет услуг, где электроэнергия — хотя и основная, но только одна из составляющих нашего предложения.
    Закон «Об энергосбережении» дал новый толчок развитию услуг энергоснабжения. На фоне политического курса на энергоэффективность сбытовые компании сами начинают продвигать технологические методы снижения стоимости электроэнергии. В рамках договора энергоснабжения это наиболее удобно, поскольку есть взаимопонимание с клиентом, уже существуют договорные связи, выявлен круг проблем и есть возможность совместно определить меры для их устранения.
    В ОАО «Мосэнергосбыт» создан первый в стране Центр энергосбережения. В настоящее время мы предлагаем потребителям внедрение энергосберегающих технологий на объектах в любом регионе Российской Федерации (при заключении договора энергоснабжения с нашей компанией на условиях ценообразования не хуже, чем у преж­него энергопоставщика). Входя в группу компаний ОАО «ОЭCК» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», мы выполняем энерго­сберегающие мероприятия практиче­ски любой сложности и финансовой емкости совместно со специалистами Центра энергосбережения и энергоэффективности ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС».
    ЭР:То есть вы полагаете, что гарантирующий поставщик в конкурентной борьбе за потребителя не должен быть ограничен зоной своей ответственности?
    В.С.: Действительно, зона его деятельности формально ограничена. Между тем независимые сбытовые компании весьма преуспели в деле переманивая клиентов. В такой ситуации гарантирующим поставщикам нелегко сохранять клиентскую базу уже сегодня, при 100-процентной либерализации рынка, а что будет зав­тра — в условиях целевой модели? Руководствуясь этим пониманием, наша компания, начиная с 2010 года, активно расширяет географию присутствия. Наш бренд узнаваем во всех уголках страны, поскольку ОАО «Мосэнергосбыт» — крупнейшая организация сбытового сектора энергетики с многолетним опытом работы и стабильным финансово-экономическим состоянием.
    Определенные результаты уже появились: первым из гарантирующих поставщиков мы начали продвижение услуг энергоснабжения с ОРЭ и создание систем коммерче­ского учета, соответствующих требованиям оптового рынка, за пределами московского региона.
    ЭР:В качестве одной из целей реформирования отрасли декларировалось снижение стоимости электроэнергии для потребителей. Как бы вы охарактеризовали достижения в этом аспекте?
    В.С.: О снижении пока говорить не приходится. По прогнозам, средний темп роста конечной цены на элект­рическую энергию в рознице для ­потребителей (кроме населения) в 2011 году составит 23%.
    По регионам динамика различная, но причины роста общие, и они известны:
  • увеличение тарифов региональных сетей и ФСК;
  • неравномерное распределение объектов вынужденной генерации в зонах свободного перетока;
  • повышение платы за мощность АЭС/ГЭС.
    Чтобы сдержать темп роста цен на уровне не более 15%, до 1 мая 2011 года будут пересмотрены тарифы вынужденной генерации, ЦИС ГЭС-АЭС, ФСК и РСК.
    ЭР:Какие инструменты снижения стоимости электроэнергии, на ваш взгляд, целесообразно использовать сегодня?
    В.С.: Есть несколько реальных направлений — как в сегменте распределительных сетевых организаций, так и энергосбытовых компаний.
    В РСК возможны следующие мероприятия:
  • снижение нормативов потерь электроэнергии. Несмотря на ежегодно включаемые в тариф расходы на реализацию программ сокращения потерь, их уровень растет, а нормативы увеличиваются. Например, на 2011 год Мин­энерго повысило нормативы потерь для предприятий «Холдинга МРСК» с 7,45 до 9,05%, что эквивалентно 7,6 млрд кВт.ч, или 15 млрд руб.;
  • передача МРСК в управление различным инвесторам с дальнейшей приватизацией активов;
  • продление срока RAB-регулирования и пересчет тарифов;
  • нормирование затрат сетевых компаний на осуществление инвестиционных программ — установление эталонных параметров стоимости типовых составляющих этих программ с фиксацией физических объемов их исполнения.
    Энергосбытовые компании остро нуждаются в корректировке нормативно-правовой базы, а именно:
  • в установлении дифференцированных сбытовых надбавок, поскольку стоимость обслуживания разных категорий клиентов далеко не одинакова;
  • в ликвидации перекрестного субсидирования потребителей;
  • в упрощении правил смены сбытовой организации при наличии приборов учета (не обязательно АИИС КУЭ), что необходимо для формирования реального конкурентного пространства в рознице.
    Кроме того, розничным потребителям важно иметь возможность прогнозировать затраты на электроэнергию в будущем. Я вижу несколько вариантов фиксации ее розничной стоимости. Во-первых, надо предоставить энергосбытовым компаниям право заключать прямые договоры с оптовыми генераторами в целях энергоснабжения розничного сектора. Во-вторых, следует продлить временной горизонт фьючерсных контрактов.