«В инновационной политике государства электроэнергетика должна сыграть одну из ключевых ролей»

 

Автор

Барон Юрий, Заместитель директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ

 

    Интервью с заместителем директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ Юрием Бароном
    ЭР:Юрий Лазаревич, можно ли сегодня охарактеризовать вектор модернизации российской электроэнергетики как инновационный?
    Ю.Б.: В настоящее время в мире началась активная реализация нового этапа развития электроэнергетики, связанного с внедрением технологий интеллектуальной сети — Smart Grid. Это одно из наиболее передовых и перспективных направлений в сфере передачи и распределения энергии. Стремительный прогресс в сегменте информационных технологий, в частности совершенствование автоматизированных управляющих систем и систем связи, позволяет вывести построение и функционирование электрических сетей на качест­венно иной уровень надежности и эффективности.
    Создание интеллектуальной электроэнергетики — это не просто модернизация сетевой инфраструктуры путем эволюционного развития старой технологической базы. Необходимо внедрение комплексных инновационных решений для получения масштабного мультипликативного эффекта в целом ряде секторов экономики Российской Федерации.
    Отечественная промышленность обретет мощный импульс к разработке и изготовлению современного оборудования для интеллектуальных сетей — средств измерений, датчиков, коммуникационных, диспетчерских систем. Все это потребует налаживания активного научно-технического сотрудничества с ведущими мировыми корпорациями, трансфера технологий и локализации в России новых производств.
    Придание процессу энергоснабжения более транспарентной и управляемой формы создаст новые стимулы к экономии потребителями и производителями энергетических ресурсов, повысит инвестиционную привлекательность сетевых активов, а также объектов малой и возобновляемой генерации, в значительной степени усовершенствует планы энергетических компаний.
    Таким образом, концепция Smart Grid послужит целостной интеграционной платформой, важнейшим звеном в достижении стратегических целей технологического обновления электроэнергетики и смежных отраслей.
    Разумеется, свои векторы инновационного развития есть во всех сегментах — в гидро-, тепло- и атомной энергетике, в сферах передачи и распределения электроэнергии, в использовании альтернативных и возобновляемых источников. Весь круг вопросов рассматривается в рамках выполняемой в настоящее время работы по подготовке программы модернизации электроэнергетики России на период до 2030 года.
    ЭР:Существуют ли общеэкономические предпосылки для инновационных преобразований в отрасли?
    Ю.Б.: Прежде всего, это зафиксированная в стратегических документах Правительства Российской Федерации необходимость перехода к социально ориентированному развитию страны, к созданию экономики, опирающейся на модернизированные основные фонды, обновленную транспортную инфраструктуру, конкурентоспособные производства в различных отраслях.
    В инновационной политике государства электроэнергетика должна сыграть одну из ключевых ролей — как потребитель передовой продукции и как поставщик новейших научно-технологических разработок, выполняя одновременно функции двигателя прогресса и базы для перехода к новому технологическому укладу, основанному на экономике знаний.
    С другой стороны, известно, что существует целый ряд внутриотраслевых проблем, преодоление которых возможно лишь с помощью модернизации и внедрения инноваций.
    ЭР:По вашему мнению, что мешает активному инновационному развитию российской энергетики?
    Ю.Б.: Правильнее говорить не о помехах, а о необходимости концентрации усилий государства и бизнеса на вопросах финансового, ресурсного и административного обеспечения процессов создания и реализации перспективных энергетических технологий. Эта работа должна вестись на принципах государственно-частного партнерства и стать системной.
    Здесь немало накопленных проблем: недостаточный объем финансирования затрат на НИОКР, не самое лучшее состояние научно-инженерной инфраструктуры в отрасли, несовершенство нормативно-правовой, а также организационно-методиче­ской базы.
    Многое предстоит сделать в части уточнения стратегических ориентиров развития электроэнергетики, формирования благоприятной экономической среды для появления и распространения инноваций, проработки конкретных механизмов сотрудничества государства и бизнеса.
    ЭР:Какую поддержку Минэнерго России оказывает отечественным энергокомпаниям для стимулирования использования ими инноваций?
    Ю.Б.: Практическая реализация идеи государственно-частного партнерства в энергетике осуществима в том числе с применением таких инструментов, как проекты модернизации энергопредприятий и технологиче­ские платформы.
    Буквально на днях были согласованы программы инновационного развития ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РАО ЭС Востока». Эта работа продолжится и в дальнейшем.
    Кроме того, правительственной Комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден предложенный Минэнерго перечень из четырех технологических платформ: «Интеллектуальная энергетическая система России», «Малая распределенная энергетика», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности». Эти технологические платформы соответствуют основным направлениям инновационного развития электроэнергетики.
    Представляется, что механизм технологических платформ позволит сконцентрировать усилия государст­ва, бизнеса и науки на наиболее перспективных участках и существенно повысить качество научно-технологических разработок за счет более широкой кооперации.
    ЭР:На ваш взгляд, какова вероятность ошибок на новом пути?
    Ю.Б.: Перевод отрасли на инновационные рельсы — это не разовая акция, а достаточно сложный и развернутый во времени процесс. Риски здесь связаны и с неустойчивостью экономических условий функционирования энергетических предприятий, и с возможным изменением стратегии их рыночного поведения, и с получением отрицательных результатов в ходе разработки и реализации новых технологических решений.
    Но первостепенное значение, как показал опыт формирования и  рассмотрения первых программ инно­вационного развития компаний, имеет выстроенность программных конструкций, нацеленность на конкретный результат и взаимоувязка с инвестиционными возможностями.