Система управления активами: опыт внедрения

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Панков Дмитрий, Директор по эксплуатации и ремонту ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра»

 

    Интервью с директором по эксплуатации и ремонтам ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» Дмитрием Панковым
    ЭР: ОАО «МРСК Центра» завершило первый этап внедрения системы управления активами (СУА) на базе платформы SAP. Что представляет собой данная система? Каковы ее основные задачи?
    Д. П. В основе системы лежит международный стандарт PAS 55, в котором методологически описаны основные принципы управления активами. Главная идея заключается в обеспечении баланса между затратами на оборудование и рисками его отказа. Иными словами, СУА позволяет через оценку технического состояния и уровня рисков сосредоточить усилия в первую очередь на тех активах, которые находятся в самом критическом состоянии и несут в себе наибольшую «опасность». В этом смысле основная задача внедрения корпоративной системы управления активами — повышение эффективности деятельности компании путем оптимизации использования ресурсов, развития и улучшения содержания активов.
    ЭР: Каковы предпосылки и цели внедрения методологии?
    Д. П. Прежде чем говорить о предпосылках, следует уяснить, что представляет собой структура нашей организации. На сегодняшний день в состав ОАО «МРСК Центра» входят 11 распределительных сетевых компаний (ОАО «Белгородэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Воронежэнерго», ОАО «Костромаэнерго», ОАО «Курскэнерго», ОАО «Липецкэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Тамбовэнерго», ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Тверьэнерго», ОАО «Ярэнерго»). Наличие большого количество активов, географическая распределенность, широкий охват территории, огромное число потребителей — физических и юридических лиц — затрудняет использование принципа единой политики управления компанией. Для решения данной проблемы в начале 2006 г. нами было принято решение о поиске методологии, позволяющей, с одной стороны, обеспечить эффективное управление операционными затратами, а с другой — отвечать требованиям, которые к нам предъявляют государство и общество в части показателей надежности и качества электросетевых услуг.
    Кроме того, немаловажной причиной внедрения СУА послужил предстоящий переход на RAB?регу­ли­ро­ва­ние. Метод доходности инвестированного капитала подразумевает введение штрафных санкций за необеспечение надежности электроснабжения потребителей в размере 2—3% от НВВ, что для нашей компании в абсолютном исчислении составляет 1,5—2 млрд руб. в год.
    Помимо этого к предпосылкам следует отнести отсутствие единой системы планирования, неактуальность базы НТД в области техобслуживания и ремонтов, а также повышение уровня социальной ответственности и клиенториентированность.
    ЭР: Расскажите подробнее о ходе выполнения проекта. Сколько времени потребовалось для его реализации? Какие этапы создания СУА вы могли бы выделить в качестве основных?
    Д. П. Старт проекта состоялся в конце 2006 г. В качестве «пилота» был выбран один из наших филиалов — «Белгородэнерго». По результатам тестирования нами было принято решение о дальнейшем тиражировании методологии на все активы.
    Для этого была разработана программа по внедрению системы управления активами, состоящая из нескольких блоков.
    Первый и основной — паспортизация. Отсутствие отраслевых стандартов классификации привело к тому, что на каждом предприятии создавалась своя система классификаторов. Это существенно увеличивало затраты и время обработки данных, провоцировало ошибки. Поэтому мы поставили себе задачу на базе платформы SAP описать каждый актив со всеми параметрами, характеристиками и историей. Хотелось бы отметить, что на реализацию поставленной задачи нам понадобилось два года. Приведу несколько цифр, чтобы был понятен весь объем работы, который был проделан нами в этом направлении. Сегодня в системе насчитывается 15 000 000 единиц оборудования, а количество параметров достигает 300 000 000 единиц.
    Второй блок — диагностика. Это своего рода бизнес-процесс, который осуществляется в сетевой компании и является «поставщиком» информации для оценки технического состояния объектов. Третий — регламентация: на этом этапе описываются бизнес-процессы, процедуры, разъясняются инструкции, чтобы все сотрудники — от рядового специалиста до топ-менеджера — понимали, как необходимо действовать в новой системе. И четвертый блок — организационное обеспечение. Любой бизнес-процесс требует поддержки с точки зрения организационной структуры. Например, после выделения блока «диагностика», мы пришли к выводу, что в компании должны появиться новые подразделения, занимающиеся только диагностикой и ничем другим. То есть новые бизнес-процессы влекут за собой изменения в организационной структуре, которые и были нами описаны в рамках четвертого блока.
    ЭР: С какими проблемами в процессе внедрения столкнулось ОАО «МРСК Центра»? Как они были решены?
    Д. П. Прежде чем приступить к работе, мы основательно изучили российский и зарубежный опыт, что в будущем дало нам возможность избежать некоторых ошибок. Например, на мой взгляд, абсолютно правильным было решение осуществлять ввод данных на этапе паспортизации исключительно собственными силами, без помощи подрядчика. Такой подход позволил нам сразу начать обучение конечных пользователей в части ведения отчетности, навигации и др. Таким образом, пользователи, которые занимались первичным вводом данных, сейчас свободно ориентируются в системе.
    ЭР: Насколько, по вашему мнению, персонал/сотрудники компании легко адаптировались к новой системе?
    Д. П. Конечно, процесс адаптации проходил не так гладко, как нам хотелось бы. Было и непонимание, и отторжение, где-то даже приходилось проводить разъяснительные беседы. Тем не менее мы смогли переломить это «сопротивление», система работает продуктивно, а в модуле ТОРО на данном этапе насчитывается порядка 5000 пользователей. В результате сегодня мы получаем исключительно положительные отзывы от наших филиалов, что еще раз дает нам право говорить о верности выбранного нами пути.
    ЭР: Какая польза от СУА для менеджмента компании?
    Д. П. До внедрения СУА вся информация о техническом состоянии оборудования находилась в производственных отделениях и была напрямую доступна лишь конечным пользователям, без возможности принятия управленческих решений. У руководителя же возникала обратная ситуация: наделенный полномочиями принимать решения, он не имел полной и достоверной информации. Да, конечно, он мог сделать тот или иной запрос и ему пришел бы отчет, например в виде Excel. И таких запросов было огромное количество, на них тратились деньги, а главное — время. При этом хромала объективность и достоверность полученных данных. Внедрение СУА помогло устранить информационный разрыв между конечным пользователем и руководителем филиала, топ-менеджерами компании.
    Таким образом, руководители нашей компании получили мощнейший аналитический инструмент, позволяющий им четко ориентироваться в принятии тех или иных решений.
    ЭР: Какие планы, задачи в части внедрения СУА вы намерены осуществить в 2011 году?
    Д. П. Сегодня можно с уверенностью сказать, что первый этап по внедрения СУА успешно реализован. Следующий шаг — в 2011—2012 гг. создать на платформе SAP систему моделирования данных, которая на основе уже достоверно существующей информации позволит в будущем прогнозировать показатели надежности как отдельного оборудования, так и системы в целом.