«Энергоэффективность и энергосбережение — важнейшие компоненты перехода к модернизации, инновационному развитию»

 

Авторы

Кожуховский Игорь, Генеральный директор ЗАО «АПБЭ» к. э. н.

Новоселова Ольга, Директор по направлению «Экология и энергоэффективность ЗАО «АПБЭ»

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО «АПБЭ» к. э. н. Игорем Кожуховским и директором по направлению «Экология и энергоэффективность ЗАО «АПБЭ» Ольгой Новоселовой
    ЭР: Поясните, пожалуйста, основные предпосылки разработки Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации?
    И. К.: Энергоэффективность и энергосбережение являются важнейшими компонентами стратегии перехода нашей страны к модернизации, инновационному развитию. В России один из самых высоких потенциалов повышения энергоэффективности — более 40% от уровня потребления энергоресурсов в стране, в абсолютных объемах — 420 млн тонн условного топлива. В связи с этим Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 поставлена важнейшая задача снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. По итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации (от 2 июня 2009 г.) были даны поручения о подготовке Государственной программы энергосбережения, ускорении принятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ФЗ № 261).
    ЭР: На каком этапе находится сегодня процесс реализации данной программы?
    И. К.: В настоящее время в сфере энергосбережения приняты два базовых документа — Федеральный закон № 261 и Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. В конце 2010 г. Министерством экономического развития и Министерством энергетики внесен на рассмотрение правительства проект Программы по энергосбережению, который к настоящему моменту уже одобрен Правительством Российской Федерации и находится в стадии утверждения.
    Заказчиком госпрограммы выступило Минэнерго России, а основными ее разработчиками стали Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике и Центр по энергоэффективному использованию энергии. В ее подготовке также приняли участие представители целого ряда организаций, включая ГУ «Институт энергетической стратегии», ООО «Институт мониторинга энергоэффективности и бюджетных технологий», ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете министров Республики Татарстан», Институт экономики переходного периода, ФГУП «Российское энергетическое агентство» (на стадии доработки), а также более 30 экспертов.
    ЭР: Каковы основные принципы Государственной программы?
    И. К.: Главной целью программы является обеспечение устойчивого процесса повышения энергоэффективности в секторах российской экономики, субъектах Российской Федерации, в том числе за счет «запуска» механизмов стимулирования энергосбережения в различных отраслях экономики, выполнения типовых энергосберегающих проектов, активизации деятельности хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
    Вклад запланированных мероприятий в общий объем снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. составляет 13,5%, 26,5% могут быть обеспечены за счет изменения структуры ВВП, автономного технического прогресса, что в совокупности позволит решить задачу, поставленную руководством страны.
    Программа включает в себя два этапа, охватывающих периоды 2010—2015 гг. и 2016—2020 гг. На первом этапе за счет мероприятий программы предусмотрено снижение энергоемкости ВВП на 7,5% (экономия энергоресурсов — 85 млн т у. т.), на втором — на 13,5% (сберегается 170—180 млн т у. т.).
    Кроме того, документ предусматривает более 60 укрупненных мероприятий (типовых проектов) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в основных секторах экономики Российской Федерации (промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ, бюджетная сфера, жилищный фонд и т. д.). Их реализация обеспечит экономию энергетических ресурсов на необходимом уровне. Так, вклад в энергосбережение отраслей промышленности составит 270 млн т у. т., повышение энергоэффективности в жилищном секторе и сфере ЖКХ — 252,83 млн т у. т. и т. д., что в совокупности даст экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 952,32 млн т у. т. (к 2020 г.).
    ЭР: Не могли бы вы раскрыть основные механизмы реализации гос­программы? Как добиться того, чтобы этот документ, как и многое в России, не стал всего лишь «декларацией о намерениях»?
    О. Н.: Механизм реализации госпрограммы заключается в создании координационного органа (совета) по ее реализации с целью координации исполнения программных мероприятий всеми ее государственными заказчиками, контроля за использованием финансовых ресурсов и достижением целевых показателей.
    Принципиальная новизна гос­программы заключается в том, что в ней предусмотрены механизмы привлечения дополнительных средств субъектов Российской Федерации через выделение федеральных субсидий, что соответствует Федеральному закону (от 23.11.2009 г. № 261?ФЗ). Согласно ст. 25 закона государство вправе софинансировать расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.
    Вторым важнейшим инструментом является наличие государственных гарантий по кредитам и займам организаций, которые реализуют проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
    Таким образом, программа вводит два механизма софинансирования проектов — софинансирование лучших региональных программ и предоставление государственных гарантий для проектов в рамках долгосрочных целевых соглашений по повышению энергоэффективности с промышленными холдингами и предприятиями. Их «запуск» служит гарантией того, что разработанная программа не будет «декларацией о намерениях».
    ЭР: Каковы механизмы господдержки по снижению энергозатрат для отечественных предприятий?
    О. Н.: В соответствии с законодательством к таким мерам следует отнести предоставление льгот и преференций предприятиям, использующим энергосервисное оборудование, а также развитие рынка энергосервисных контрактов.
    Механизм энергосервисных контрактов основан на оказании энергосервисной компанией комплекса услуг по энергосбережению с возмещением расходов по фактическому объему экономии энергоресурсов. К таким услугам относится проведение энергетического аудита предприятий, составление энергетических паспортов, разработка программ внедрения энергосберегающих технологий.
    Также предусмотрены государственные гарантии по кредитам предприятиям корпоративного сектора в целях реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в частности, в 2011—2013 гг. — в объеме 50,0 млрд руб.), что должно стать дополнительным стимулом к экономии энергоресурсов для энергоемких предприятий.
    ЭР: Какие еще нормативно-правовые документы необходимо принять для успешной реализации планов, создания правового поля повышения энергоэффективности?
    И. К.: Основным нормативным актом, безусловно, является Федеральный закон № 261-ФЗ, который содержит базовые нормы, «запускающие» механизмы энергоэффективности в отраслях российской экономики. В развитие и в целях выполнения упомянутого закона принят так называемый «План Путина», утвердивший перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Российской Федерации. В его рамках подготовлен пакет подзаконных актов в пределах полномочий министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации. В настоящее время утвержден целый ряд нормативно-правовых документов, регулирующих разработку программ энергосбережения субъектов Российской Федерации, программ энергосбережения регулируемых организаций и т. д.
    Для успешной реализации гос­программы требуются дополнительные нормативно–правовые акты, регламентирующие, в частности, механизмы выделения субсидий субъектам Российской Федерации на осуществление региональных программ в области энергосбережения, определение порядка предоставления государственных гарантий по кредитам, и некоторые другие.
    Работа предстоит большая, но и задачи решаем масштабные, поэтому на повестке дня — скорейшее утверждение госпрограммы, одобренной заседанием Правительства России в октябре текущего года, и ее дальнейшая реализация. Безусловно, это является важнейшим вкладом в решение задачи модернизации российской экономики и ее переходу на инновационный, энергосберегающий путь развития.