О внедрении приборов и систем учета энергопотребления в бытовом секторе

    Сураев Владимир Начальник отдела продаж физическим лицам ОАО «Кировэнергосбыт»
    Вступление в действие закона № 261 «Об энергосбережении…» выявило множество проблем в его реализации. Причем они есть как у управляющих компаний, так и у собственников жилья. Самый обсуждаемый аспект — установка приборов учета, индивидуальных и общедомовых.
    Почему не хотят устанавливать приборы учета собственники жилья?
    Причина № 1: «Для чего мне прибор учета, если по нормативу начисляют меньше?».
    Как известно, в настоящее время расчеты за обслуживание жилого фонда производятся на основании нормативов или же показаний счетчиков. При этом жильцы даже одного дома предпочитают разные способы начисления платежей. Норматив применяется с учетом количества проживающих, что в ряде случаев довольно проблематично определить. Следовательно, соседи в одном и том же доме зачастую находятся в неравных условиях. Не работает принцип, по которому плата за услугу должна начисляться по факту и объему ее оказания. Особенно это ощутимо, когда нормативы не покрывают реального потребления жильцов. В проигрыше оказываются абоненты, имеющие приборы учета. Причем в данном случае неэкономным гражданам нет никакого смысла устанавливать счетчики.
    Ситуацию здесь могли бы изменить так называемые стимулирующие нормативы потребления (стимулирующие, имеется в виду, к установке приборов учета) либо увязывание предоставления коммунальной услуги с наличием счетчика и поддержанием его в рабочем состоянии. Можно, конечно, говорить и о принципе справедливости в начислениях, но, принимая во внимание сегодняшние реалии, это не приведет к желаемому результату.
    Причина № 2: «Допустим, поставлю я прибор, а в чем экономия?».
    Установка прибора учета, разумеется, не означает немедленной экономии. Счетчик позволяет понять, каков на самом деле объем расходования ресурса. И, только ориентируясь на свое реальное потребление, можно задумываться об экономии.
    Почему не хотят устанавливать приборы учета управляющие компании?
    После установки общедомового прибора учета, как известно, заключается договор с ресурсоснабжающей организацией, в котором в качестве расчетного указан именно общий счетчик. Соответственно, на плечи управляющей компании ложится проблема по распределению фактического потребления между жильцами с учетом общедомовых нужд. Из-за того, что жильцы зачастую несвоевременно передают показания своих индивидуальных приборов учета или искажают их, а также из-за превышения нормативов потребления, в том числе вследствие проживания на жилплощади незарегистрированных граждан, объем общедомового расхода ресурсов не совпадает с поквартирным, определяемым на основании нормативов или показаний счетчиков. Во избежание убытков УК вынуждены увеличивать тариф на обслуживание жилого фонда — плата за небаланс включается в данный тариф (наиболее распространенная схема) либо прописывается отдельной строкой в счете.
    Очевидно, что у управляющей компании должны быть сведения о реальном потреблении ресурсов по каждой квартире. Получить их можно путем организации ежемесячного съема показаний силами ТСЖ либо УК, и такой съем необходимо осуществлять в течение одного дня. Помимо этого управляющей компании надо следить и за общими приборами учета, а также за сопутствующей автоматикой, имея в штате соответствующих сотрудников, поскольку даже автоматические узлы учета тепла и воды требуют постоянного визуального контроля и регулирования. В настоящее время их обслуживание выполняется силами сантехников, электриков, теплотехников, порой не имеющих четкого представления о работе автоматизированных систем и использующих для регулировки только мгновенные значения показателей.
    Не всегда управляющие компании в состоянии своевременно отреагировать и на аварии в электросетях, в системах водоснабжения ввиду отсутствия надежного способа оповещения.
    Нельзя говорить о том, что УК не понимают остроту этих проблем или не пытаются их решить. Они прилагают усилия, но сталкиваются с такими факторами, как дороговизна или ограниченность функционала автоматизированных систем (большинство их учитывает потребление одного — максимум двух ресурсов). На рынке до сих отсутствовали системы, позволяющие осуществлять мониторинг потребления всех видов ресурсов в режиме реального времени (по принципу так называемого «умного дома») и при этом имеющие приемлемую стоимость.
    Юрий Галанин начальник отдела информационных технологий ОАО «Кировэнергосбыт»
    В 2010 г. ИТ-специалистами ОАО «Кировэнергосбыт» разработана и реализована на уровне пилотного проекта в 80-квартирном жилом доме автоматизированная система учета и управления потреблением энергоресурсов.
    Она стала частью программно-аппаратного комплекса автоматизации жизнеобеспечения жилого массива ТСЖ (двух домов), созданного для организации единой информационной структуры, которая связывает разнородные системы в единый блок контроля и управления.
    Ключевые технические решения
    Основными элементами системы являются компьютерная панель, контроллер управления линиями ввода-вывода, модуль GSM-GPRS, охранные датчики, датчики движения, датчики протечки воды, релейные модули, считыватель карт EM-Marine (для контроля доступа на объект), цифровые термометры, электронные счетчики тепловой и электрической энергии, счетчик холодной воды, электронные регуляторы (Siemens, Danfoss).
    Электропотребление компьютерного модуля — от 5 до 20 Вт (в зависимости от мощности процессора, подключенного оборудования, установленной операционной системы и функционального назначения программного обеспечения).
    Низкий уровень потребления компьютерного модуля позволяет использовать его 24 часа в сутки в течение 7 дней в неделю. Система в режиме реального времени следит за работой всех подключенных к ней устройств и через Интернет, с помощью SMS-сообщений или посредством телефонной связи управляет оборудованием.
    Одно из важных достоинств решения состоит в том, что при возникновении аварийной ситуации на объекте система предпримет меры по ее устранению (перекроет подачу воды при обнаружении протечки, выключит вентиляцию в случае пожарной тревоги), проведет оповещение ответственных лиц (используя голосовое информирование, автодозвон, SMS-рассылку или электронную почту), инициирует внеплановую связь с диспетчерским пунктом для передачи всех мгновенных параметров в целях контроля и анализа характера тревожного события.
    Для чего это нужно?
    Автоматизированная система регулирования параметров работы оборудования производит детальный анализ функционирования теплового узла и вводит корректировки на основании требований по поддержанию нужных температур в здании и в подающем/обратном трубопроводах. Именно автоматизация данного технического комплекса помогает избежать таких явлений, как «перетоп» и «недотоп» жилых помещений, вывести потребление энергии на комфортный и экономичный уровень, исключить перегрев здания в теплые весенние и осенние дни, мгновенно получить информацию об аварийных ситуациях (обрыве фазного напряжения, перекосе фаз, выходе за допустимые пределы напряжения и токов по фазам, несоответствии температур в подающем и обратном контурах отопления и ГВС, прорыве трубопроводов), выявить причины небалансов электроэнергии или факты хищений и т. д.
    Визуализация информации о работе всего комплекса оборудования сокращает затраты людских и материальных ресурсов управляющих компаний и обслуживающих организаций на содержание зданий и, как следствие, способствует снижению коммунальных платежей собственников помещений.
    Что это дает?
    Внедрение малой части данного решения уже помогло выявить ряд проектных ошибок, погрешностей в настройке теплового узла (в частности, работу на максимальных режимах) и обеспечить экономию тепловой энергии (ГВС) на сумму до 600 руб. с квартиры в летние месяцы. По нашим расчетам, в зимние месяцы экономия увеличится до 1 тыс. руб. и до 3 тыс. руб. в переходные периоды (весной, осенью), когда теплоснабжение происходит при наружной температуре от минус 10 до плюс 15 градусов.
    Программно-аппаратный комплекс полностью исключает необходимость обхода зданий с целью записи показаний индивидуальных приборов учета, выполнение частичного и полного ограничения режима электроснабжения потребителя, обеспечивает передачу данных в биллинговые системы, автоматизируя получение информации сбытовыми, сетевыми и управляющими компаниями. Автоматический режим управления освещением мест общего пользования, например, сокращает затраты на оплату электроэнергии в 3—4 раза.
    Как внедрять, за счет кого?
    В реализации подобных проектов, казалось бы, крайне заинтересованы все стороны: собственники жилых помещений, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации. Но пока так и нет ответа на вопрос об источнике финансирования.