«Центральная задача — совершенствование контроля над реализацией инвестиционных программ»

 

Автор

Степанов Юрий, Директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике и мобподготовки в ТЭК Министерства энергетики РФ

 

    Интервью с директором департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике и мобподготовки в ТЭК Министерства энергетики РФ Юрием Степановым
    ЭР: Уходящий 2010 год был непростым для энергетиков из-за превратностей погоды. Как вы оцениваете работу отрасли в этот период?
    Ю. С.: Действительно, электроэнергетический сектор столкнулся с суровыми испытаниями, связанными с продолжительными зимними морозами и небывалой летней жарой. По сравнению с 2009 годом рост планового потребления электроэнергии составил около 4% в европейской России и на Урале и порядка 3% в Сибири. В качестве ключевых факторов роста можно назвать восстановление экономики после финансового кризиса и аномальные погодно-климатические условия на значительной части страны. В дальнейшем прогнозируется ежегодное увеличение электропотребления на 2—2,3%.
    ЭР: Как отечественные энергокомпании подготовились к предстоящему осенне-зимнему сезону?
    Ю. С.: В рамках подготовки к ОЗП комиссиями было проверено около 300 электростанций, более 80 генерирующих компаний и филиалов, около 160 сетевых объектов, 61 филиал Системного оператора, объекты 110 кВ и выше, принадлежащие крупным промышленным предприятиям. В результате 37 энергокомпаний и более 600 предприятий России получили паспорта готовности. В целях поддержания надежного энергоснабжения в осенне-зимний период сформированы балансы электро­энергии и мощности, разработанные для каждой электростанции, каждого субъекта РФ с помесячной разбивкой показателей.
    По результатам проверки комиссией принято решение не выдавать паспорт готовности ОАО «Экспериментальная ТЭЦ», что не скажется на надежности энергосистемы в целом, поскольку на других энергопредприятиях имеется резерв мощностей.
    ЭР: Довольны ли вы итогами ремонтной кампании?
    Ю. С.: Проведение летней ремонтной кампании осложнилось аномальными погодными условиями — это не позволило выполнить некоторые мероприятия в запланированные сроки. В настоящее время все они успешно завершены. Минэнерго России, Системным оператором и энергокомпаниями были предприняты необходимые меры, чтобы перенос сроков не повлиял на прохождение ОЗП. Ремонт производственных фондов осуществлялся в рабочем режиме. Суммарно на нынешнюю кампанию было затрачено более 71,5 млрд рублей. Можно констатировать, что субъекты электроэнергетики оперативно и адекватно отреагировали на экстремальные условия подготовки к зимнему максимуму нагрузок. Выполнение ремонтных программ в полном объеме снизит до приемлемого уровня риски отключений в связи с выходом из строя оборудования в осенне-зимний период.
    ЭР: Как складывается ситуация с топливом? Все ли генерирующие предприятия обеспечили достаточный объем запасов или к кому-то у министерства есть претензии?
    Ю. С.: Сводный прогнозный баланс поставок топлива показывает обеспеченность субъектов энергосистемы требуемым для успешного прохождения ОЗП количеством топлива. Это было одной из приоритетных задач в подготовительный период. Запасы топлива в отрасли накоплены выше нормативных значений и составляют:
    по углю — 18,58 млн тонн, или 147,8% к суммарному расчетному нормативу;
    по мазуту — 3,23 млн тонн, или 132,7% к суммарному расчетному нормативу.
    Вместе с тем на отдельных предприятиях ситуация вызывает нашу озабоченность. В частности, на Рефтинской ГРЭС (ОАО «ОГК-5») угля запасено менее 80%. Данный вид топлива на станции является основным, поэтому пока оборудование работает с меньшей электрической нагрузкой, чтобы не допустить сокращения складских запасов до неснижаемого нормативного значения. На Светловской ГРЭС-2 (ОАО «Холдинг МРСК») накопленные запасы мазута составляют 71,52%, хотя именно мазут здесь — основной вид топлива.
    Проблемные энергообъекты находятся на постоянном контроле Министерства энергетики, которое предпринимает все необходимые шаги по исправлению ситуации с их топливообеспечением.
    ЭР: Ожидаете ли вы значительного роста потребления электроэнергии и каков прогноз относительно увеличения нагрузки в ЕЭС России предстоящей зимой?
    Ю. С.: Фактическое потребление по итогам девяти месяцев 2010 года более чем на 2,7% превысило прогнозный показатель, учтенный в Схеме и программе развития ЕЭС на период 2010—2016 годов. В текущем сезоне уже в конце ноября мы подошли вплотную к рекордным цифрам электропотребления, которые были зарегистрированы прошлой зимой. Это говорит о том, что режим работы энергосистемы страны будет не менее напряженным, чем в ОЗП—2009/2010, и какая ответственность по обеспечению надежности энергоснабжения потребителей возложена на российских энергетиков.
    В настоящее время формируется прогноз до 2017 года для учета в упомянутой программе развития ЕЭС. Прогнозный пик потребления мощности в осенне-зимний период 2010—2011 годов ожидается на уровне 153 ГВт, что на 2% выше максимума нагрузки предыдущего ОЗП.
    ЭР: Чем, на ваш взгляд, обусловлено успешное прохождение ОЗП—2010/2011?
    Ю. С.: Я уже говорил о разработанных нами помесячных балансах электроэнергии и мощности для каждой электростанции и каждого субъекта РФ. В ходе подготовки к ОЗП был также реализован комплекс мероприятий по мониторингу накопления нормативных запасов топлива и проверке выполнения ремонтных программ.
    Важным фактором бесперебойного прохождения ОЗП является состояние оборудования, поэтому под особым контролем Минэнерго находятся генерирующие и сетевые объекты, ввод которых должен завершиться в 2010 году.
    Во время летней ремонтной кампании приходилось отвлекать людские и материальные ресурсы на проведение аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших из-за аномальных погодных условий. Однако эти трудности не повлияли на итоговую готовность оборудования, обеспечивающего несение нагрузки и резервы в ОЗП, — все ремонты на сегодняшний день завершены.
    Нельзя не упомянуть и о том, что уже сейчас, в начале зимы, мы столкнулись с совершенно аномальным гололедом, который наблюдается на севере Алтайского края, в Республике Татарстан, тяжелая обстановка сложилась в Ульяновской области. Это действительно чрезвычайная ситуация — подобного гололеда в указанных регионах никогда не было. В данной связи некоторые наши решения должны быть пересмотрены.
    ЭР: Расскажите, пожалуйста, о функционировании структур Мин­энерго России по обеспечению безопасности электроснабжения.
    Ю. С.: Согласно Постановлению от 25 августа 2008 года Правительством РФ создан Федеральный штаб по обеспечению безопасности электроснабжения.
    В перечень основных задач штаба входит координация действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, соответствующих штабов в субъектах РФ, предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта и других профильных организаций в целях реализации государственной политики в области безопасности электроснабжения.
    Кроме того, Федеральный штаб обеспечивает согласованность работы упомянутых заинтересованных органов и предприятий по пред­отвращению и ликвидации последствий нарушения электроснабжения, поддержанию безопасной эксплуатации энергообъектов, оперативному информационному обмену между всеми ответственными сторонами.
    Необходимость надлежащего информационно-аналитического сопровождения задач мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации аварий потребовала со­здания Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России, а также совместной рабочей группы Мин­энерго и МЧС для организации межведомственного информационного взаимодействия при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.
    ЭР: Каковы приоритеты в работе Министерства энергетики в 2011 году?
    Ю. С.: Центральная задача, стоящая перед нашими специалистами — совершенствование контроля над реализацией инвестиционных программ предприятий отрасли. Совместно с Системным оператором мы продолжим регулярные проверки хода строительства энергетических объектов. Компании, получившие активы в процессе реформирования РАО ЕЭС, должны быть более ответственными хозяйствующими субъектами и выполнять взятые на себя обязательства.
    Еще одно ключевое направление деятельности Минэнерго связано с решением вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поэтому в системе мероприятий по снижению энергоемкости ВВП важная роль отводится проведению энергетических обследований.