Проблема дебиторской задолженности сбытовых компаний и реформирование электроэнергетики

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Шелеманов Александр, Заместитель генерального директора по сбытовой деятельности ОАО «Пермэнергосбыт»

 

    Проблема неоплаты энергетических ресурсов всегда была актуальной для энергетики, а с началом реформирования отрасли долги потребителей перед энергокомпаниями стали медленно, но верно расти. Для энергосбытовой организации дебиторка является одним из основных камней преткновения в работе.
    Анализ просроченной дебиторской задолженности потребителей электрической энергии выявил определенные закономерности формирования состава дебиторов, порядка образования задолженности, степени ее ликвидности, динамики ее роста или снижения.
    Состав должников ОАО «Перм­энергосбыт» следующий: 45% — просроченная задолженность так называемых территориальных сетевых компаний (потери в сетях при оказании услуг по передаче электричес­кой энергии), 35% — предприятия ЖКХ (котельные, водоканалы, управляющие компании), 11% — промышленные и прочие потребители, 6% — бюджетные учреждения, 3% — население. В категорию должников попадают потребители, в отношении которых сложно определить объем фактического потребления электрической энергии или невозможно произвести ограничение режима потребления электрической энергии.
    Дебиторская задолженность по сетевым компаниям образуется сразу после окончания расчетного периода, в том числе в случае изменения границы ответственности или регистрации точки поставки иного потребителя в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации. Как правило, при наличии большого количества потребителей, особенно физических лиц, возникают трудности с определением объема электроэнергии, переданного этим абонентам, что, в свою очередь, создает сложности при определении объема фактических потерь. Кроме того, при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, включая ставку на содержание сетей, не учитывается рост стоимости электроэнергии и мощности, поставленной в целях компенсации потерь, по сравнению с затратами, учтенными при расчете тарифов. Основными причинами неоплаты являются невозможность прекращения подачи электрической энергии сетевой организации и отсутствие у нее какой-либо ответственности перед поставщиком.
    С наступлением отопительного периода происходит рост задолженности в сфере ЖКХ, что, помимо увеличения объемов электропотребления, объясняется равномерным, в течение года формированием доходной части бюджета теплоснабжающих компаний, а расходной — по мере потребления ресурсов. Но основная проблема — установленный уровень тарифов на водоподготовку, поставку, водоотведение, теплоснабжение экономически не обоснован. Точнее сказать, тарифы значительно занижены. Неплатежи физических лиц управляющим компаниям, а затем, продолжая цепочку, ресурсо­снабжающим организациям усугубляют ситуацию. Учитывая социальную значимость указанных категорий потребителей, ограничение режима их потребления, даже при отсутствии актов аварийной и технологической брони, крайне затруднительно.
    Задолженность предприятий, входящих группу «Промышленные и прочие», связана с факторами, указанными в отношении первых двух категорий потребителей. Зачастую к сетям перечисленных организаций присоединены энергопринимающие устройства иных физических и юридических лиц (субабонентов), что, в свою очередь, приводит к невозможности ограничить режим потребления электрической энергии в отношении должника из-за опасности нарушить права и законные интересы третьих лиц — добросовестных плательщиков.
    Неоплата бюджетных учреждений, таких как объекты ГУФСИН и МО (основная часть должников), носит сезонный характер и зависит от различных ведомственных нестыковок.
    Невысокий процент просроченной задолженности населения обусловлен, во-первых, применением достаточно низких тарифов и нормативов безучетного потребления, во-вторых, сложностью эксплуатации приборов учета и отключения подачи электрической энергии неплательщикам. По мере совершенствования и повсеместного внедрения системы активного снятия показаний приборов учета населения и сокращения объема перекрестного субсидирования будет расти дебиторская задолженность и этой категории потребителей.
    Так, был проведен анализ структуры дебиторской задолженности трех энергосбытовых компаний. В целом просроченная задолженность как актив характеризуется низкой ликвидностью. Доля мертвой и мораторной задолженности в общем объеме просроченной задолженности при статистическом анализе составляет 20—25%, в динамике — 60—70%. При сравнении ее с НВВ сбытовой компании эти суммы примерно равны. Вероятность получения денег от таких должников зависит, в свою очередь, от наличия ликвидных активов, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в случае их банкротства. А такой сценарий событий, как отсутствие ликвидных активов, весьма вероятен. Законодательство о банкротстве позволяет без каких либо рисков для собственности вести бизнес, используя заемный капитал ресурсоснабжающих организаций без их согласия, и доводить до полной несостоятельности свои бизнес-проекты. Схема весьма проста: собственник имущества отдает свои энергопринимающие устройства в аренду, лизинг, управление и т. п. и, прекратив через 1—1,5 года эти отношения, передает имущество другой компании. Возможность повторения указанной схемы бесконечна. Конечно, это происходит только в тех случаях, когда невозможно ограничить в отношении должника подачу ресурса.
    Реформа энергетической отрасли предусматривает либерализацию розничных рынков электрической энергии. Те варианты концепции, которые в настоящее время рассматриваются как основные, позволяют потребителю электрической энергии выбирать сбытовую компанию вне зависимости от объемов потреб­ляемой энергии. При этом отпадает необходимость прохождения длительной процедуры выхода на оптовый рынок. Формирующаяся конкурентная среда на розничном рынке стимулирует борьбу прежде всего за надежного плательщика. Такие потребители станут объектами проявления интереса всех сбытовых компаний. В этом случае гарантирующие поставщики будут менее конкурентоспособны перед другими энергосбытовыми компаниями, не обремененными грузом безнадежных долгов и необходимостью их обслуживания. В структурах управления сбытовых компаний в настоящее время работают подразделения с большим количеством высококвалифицированного персонала, которые занимаются взысканием задолженности, ограничением и отключением неплательщиков, мониторингом, взаимодействуют с органами власти с целью решения вопросов по ЖКХ и бюджетов различных уровней.
    В этих условиях гарантирующим поставщикам нужно устанавливать длительные договорные отношения с потребителями с положительной кредитной историей, имеющими на своем балансе ликвидное имущество в достаточном объеме, позволяющем обеспечить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (поставки). В договор необходимо включать условия, направленные на возникновение у потребителя заинтересованности в длительном сотрудничестве с гарантирующим поставщиком, в том числе экономической. Это и улучшение системы расчетов, и более прозрачная схема ценообразования, и проведение энергообследований, и предоставление различных сервисов: замена средств измерений, консультирование по более рациональному использованию энергии и мощности, снижение сбытовой надбавки при использовании предоплаты, оказание помощи при заключении договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
    Что касается «хронических» должников, то эта проблема представляется самой неотложной. Помимо предпринимаемых сбытовыми компаниями на местах мер необходимы соответствующие изменения в нормативно-правовую базу: ввести систему финансовых гарантий и предоплат за электроэнергию, сделать более эффективной процедуру ограничения потребления электрической энергии должников.
    К началу либерализации розничных рынков гарантирующие поставщики должны подойти с минимальными объемами просроченной и необеспеченной дебиторской задолженности, с оптимальной системой управления и достаточным количеством долгосрочных договоров с платежеспособными потребителями электрической энергии. Только при этих условиях возможно создание действительно конкурентной среды на розничном рынке в отношении всех его участников — как гарантирующих поставщиков, так и иных энергосбытовых организаций.