Розничный рынок электроэнергии: на пути к конкуренции

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Емельченков Сергей, Исполнительный вице-президент КЭС-Холдинга — руководитель дивизиона «Ритейл»

 

    Последний этап реформирования
    В 2011 г. завершается переходный период реформирования российской электроэнергетики, который длился почти 5 лет. За это время произошло много событий, коренным образом повлиявших на развитие всей отрасли: прекратил существование государственный энергетический холдинг РАО «ЕЭС России», осуществилась либерализация оптового рынка, были приняты законы об энергосбережении и теплоснабжении, правила долгосрочного рынка мощности.
    Однако реформирование электроэнергетики нельзя считать завершенным до тех пор, пока не будет выстроена и не запущена эффективная модель розничного рынка электроэнергии, отвечающая современным требованиям не только энергетиков, но и потребителей электрической энергии.
    Адаптация к новым условиям
    На сегодняшний день реформа оптового рынка электроэнергии, участниками которого являются генерирующие, энергосбытовые компании и самые крупные промышленные предприятия, по сути, завершилась. С 2011 г. вся торгуемая на нем электроэнергия будет продаваться не по установленным государством тарифам, а по свободной цене.
    Розничный рынок, где электро­энергия продается конечному потребителю — промышленным предприятиям, организациям и населению, пока отстает в развитии от оптового и продолжает функционировать по правилам так называемого «переходного периода». Принимая во внимание социальную значимость этого вопроса и количество заинтересованных сторон, государство решило сначала подготовить основу для стабильной работы «целевой модели», то есть адаптировать розницу к либерализованному рынку. На этом этапе стоимость электроэнергии для населения будет по-прежнему устанавливать федеральная служба по тарифам.
    Сегодня представители всех заинтересованных стороны — энергосбытов, потребителей, регулирующих органов и государства — обсуждают основные направления трансформации розничного рынка и пути ее реализации. Можно со всей уверенностью сказать, что уже в ближайшем будущем розничные потребители электроэнергии получат новые права и возможности, смогут менять поставщиков, выбирать разные условия поставки и ценовые меню. Кардинально изменится сама модель определения розничных цен на электроэнергию, произойдет фактический отказ от тарифа.
    В ближайшее время экспертам предстоит уточнить ряд моментов, связанных с функционированием «целевой модели» розничного рынка. Например, разработать новый механизм транслирования стоимости электроэнергии с оптового на розничный рынок, решить судьбу статуса «гарантирующего поставщика» и т. д. Однако, независимо от вариантов решения этих вопросов, можно утверждать о сохранении долгосрочной тенденции — усилении конкуренции между производителями за потребителя. Если в настоящее время в России работает около 300 энергосбытовых компаний, то после принятия правил «целевой модели» их количество, по самым скромным прогнозам, может увеличиться в 3—5 раз.
    Разворачивается борьба за клиента
    Уже сейчас энергосбытовые компании отмечают, что потребители становятся грамотнее, ищут способы экономии средств и оптимизирования своего потребления. Со своей стороны многие сбыты пытаются удовлетворять запросы клиентов, предлагая им новые продукты и услуги, более выгодные условия сотрудничества, удобный и понятный сервис. Однако в условиях «переходного периода» сделать это не так просто. В соответствие с действующим законодательством гарантирующий поставщик сегодня не может предложить потребителям гибкое тарифное меню или особые условия сотрудничества, так как является регулируемой организацией. В такой ситуации он не заинтересован ни в создании новых сервисов, ни в снижении собственных затрат, которые и так включены в тариф, что, естественно, не может устраивать потребителя.
    Между тем в странах Восточной Европы, где энергоотрасль также была реформирована, энергосбыт имеет огромный резерв для повышения собственной эффективности, прежде всего за счет стандартизации бизнес-процессов, автоматизации обслуживания клиентов, оптимизации управления. В преддверии перехода к новой модели розницы такие процессы уже идут и в российских сбытовых компаниях. В условиях жесткой конкуренции сокращение издержек скоро станет залогом их выживания и успешного развития.
    Важнейшим конкурентным преимуществом энергосбытовых организаций становится гибкость и способность учитывать разнообразные запросы клиентов. Например, с этой целью была создана специализированная компания ООО «ЕЭС.Гарант», которая выступает партнером гарантирующих поставщиков КЭС-Холдинга. Обратившись в компанию и ее филиалы в регионах, клиенты уже сегодня могут не только купить электроэнергию, но и получить комплекс продуктов и услуг — от приобретения энергосберегающего оборудования, проектирования и установки систем учета до сложных решений по повышению энергоэффективности и финансирования энергосберегающих мероприятий. В четырех регионах России ООО «ЕЭС.Гарант» предлагает потребителям уникальный для нашего энергорынка продукт — поставку электроэнергии по фиксированным ценам.
    Энергоэффективность во главе угла
     Среди предлагаемых Законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» инструментов для оптимизации расходов на энергоресурсы, которые органично встраиваются в розничный рынок электроэнергии, важнейшим является так называемый энергосервисный контракт. В рамках такого договора исполнитель осуществляет энергосберегающие мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Полученный экономический эффект от реализации проекта стороны делят между собой.
    В итоге потребитель-заказчик не платит ничего, фактически его затраты на оплату энергоресурсов снижаются. А исполнитель, в нашем случае энергосбытовая компания, финансирующая энергосберегающие мероприятия, получает понятный инструмент возврата вложенных средств за счет доли от общей экономии.
    Как показывают наши исследования, такой контакт выгоден, например, бюджетным организациям, где установлено большое количество ламп накаливания и отсутствуют финансовые возможности для едино­временной модернизации электро­оборудования.
    Первый опыт КЭС в этой области оказался весьма удачным. С августа ОАО «Кировэнергосбыт» начало предоставлять предприятиям и организациям Кировской области в пользование современное энерго­сберегающее оборудование. Замена устаревших ламп позволяет заметно оптимизировать затраты на оплату потребленной электроэнергии. По нашим расчетам, общая экономия четырех бюджетных организаций, заключивших энергосервисные контракты, может составить приблизительно 600 тыс. руб. в год. Условиями контракта также предусмотрена доставка энергосберегающего оборудования, гарантийная замена и утилизация вышедших из строя установок.
    В Удмуртии внедрение энергосервисных договоров позволило полностью переоборудовать одну из муниципальных котельных. «Удмуртская энергосбытовая компания» инвестировала в этот проект около 4,5 млн руб., ожидаемый экономический эффект в течение ближайших 5 лет превысит 15,5 млн руб. Эти средства будут равными долями разделены между энергосбытовой компанией и муниципалитетом, который помимо экономии затрат на обеспечение населения теплом получит еще новый, современный объект тепловой генерации.
    Будущее — за «умными счетчиками»
    Никакая экономия неосуществима без точного учета отпущенных или потребленных энергоресурсов. Счетчики, так же как и весы в магазине, одинаково нужны и продавцу, и покупателю: первый знает, сколько товара отпустил, а второй — за какой объем платит. Без подобного учета энергосбережение и экономия просто невозможны, поэтому сделать этот процесс максимально удобным для потребителя — первоочередная задача.
    Сейчас российские энергосбытовые компании готовятся к реализации проектов по оснащению потребителей интеллектуальными счетчиками электрической энергии и автоматизированными системами коммерческого учета. Их целевая аудитория — компании среднего и малого бизнеса, предприятия сферы ЖКХ и население.
    Один из проектов, осуществляемых КЭС с Холдингом МРСК в Пермском крае в рамках федеральной программы «Считай, экономь и плати», представляет собой типовое решение по интеллектуальному учету электроэнергии на основе технологии Smart Metering с возможностью удаленного снятия показаний приборов учета и ограничения неплательщиков. В перспективе такая технология даст заказчику возможность управлять объемом и стоимостью своего потребления.
    Несмотря на то что новому Закону «Об энергоэффективности» всего год, рынок услуг в сфере энергосбережения развивается активно и имеет огромные перспективы. Только в шести регионах присутствия энергосбытовых компаний КЭС-Холдинга потенциал снижения объема электропотребления составляет от 2 до 4% в год. С учетом совокупного потребления наших клиентов в 2010 г. 56 млрд кВт·ч их общая экономия может исчисляться сотнями миллионов рублей.
    Партнерство поставщика и потребителя
    В обозримой перспективе развитие рынка электроэнергии в России будут определять либерализация, усиление конкуренции и энергосбережение. И здесь возрастает значение партнерских отношений между сбытовой компанией и потребителями. Энергосбыт должен понимать потребности клиента, чтобы планировать свою работу, разрабатывать новые продукты и услуги и помочь потребителю на системной основе сократить затраты на энергоресурсы. В выигрыше останутся все.