«Неценовой» гарантирующий поставщик

Рубрика:

Рынок

 

Авторы

Янченко Дмитрий, Начальник департамента взаимодействия с инфраструктурой и государственными органами НП ГП и ЭСК

Милуш Виктор, Генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»

 

    Неценовые зоны (НЦЗ) — особенная часть оптового рынка электроэнергии и мощности с точки зрения деятельности гарантирующих поставщиков (ГП). Это территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Соответствующие полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования и контроля в электроэнергетике закреплены Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
    В настоящее время к неценовым зонам ОРЭМ относятся территории Республики Коми, Архангельской, Калининградской областей и Дальнего Востока (Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Южно-Якутского района Республики Саха, Еврейской автономной области). Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. № 770. В объеме ЕЭС совокупная доля потребления мощности и электроэнергии на этих территориях составляет до 3% и 4,5% соответственно (см. таблицу).
    Деятельность энергосбытовых организаций на территориях, не объединенных в ценовые зоны ОРЭМ, имеет ряд особенностей, учитывающих технологические и системные ограничения ЕЭС России. Главная проблема, обусловленная этими особенностями, с которой энергосбытовым компаниям (гарантирующим поставщикам) приходится сталкиваться, заключается в затягивании сроков разработки и утверждения документов, регламентирующих функционирование рынков электроэнергии в НЦЗ. Происходящее является отражением исторически сложившейся ситуации: разработчикам моделей оптового и розничных рынков прежде всего надо было установить правила на основной территории ЕЭС (в ценовых зонах), а создание необходимых нормативных документов для НЦЗ велось в последнюю очередь, и эти акты не всегда содержали детальное описание условий работы рынков на таких территориях.
    Из-за задержки принятия на уровне Правительства РФ нормативного документа, определяющего правила функционирования оптового рынка в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны, в 2007 г. в отношении, например, ОАО «Коми ЭСК» применялись штрафные санкции за отклонение от балансовой величины электропотребления по максимальному тарифу в энергозоне. Иначе говоря, в 2007 г. все отклонения оплачивались ОАО «Коми ЭСК» по цене, в 6,5 раз превышающей установленный индикативный ценовой уровень.
    Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 951 решило вопрос с отклонениями, изменив порядок расчета стоимости электроэнергии на ОРЭМ в НЦЗ, однако в 2008 г. возникла новая коллизия, касающаяся регионов с ограниченной конкуренцией. В соответствии с установленными на 2008 г. тарифами ОАО «Коми ЭСК» было вынуждено продавать электроэнергию потребителям дешевле, чем покупало ее на ОРЭМ. Это объяснялось тем, что энергосбытовые компании, работающие в НЦЗ, получают плату по тарифам без учета штрафов за отклонения, между тем как сами приобретают электро­энергию с учетом стоимости отклонений.
    В подобном режиме у них неизбежны убытки, поскольку индикативные цены для потребителей рассчитываются на основе запланированных в балансе объемов электроэнергии.
    Согласно существующим правилам рынка энергосбытовая организация оплачивает отклонения фактического потребления от планового с повышающими (понижающими) коэффициентами, определенными ФСТ России. Та же ситуация возникает при покупке мощности: энерго­сбыт обязан перечислять штрафы за отклонение фактического объема потребления мощности (с учетом коэффициента резервирования) от плановых значений, указанных в балансе на соответствующий год. Но убытки энергосбытовых компаний не могут быть транслированы на конечного потребителя, по вине которого произошло отклонение.
    Для решения данной проблемы требовался механизм, который бы позволил транслировать цены оптового рынка на розницу. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 344 предусматривает возможность такой трансляции, однако нормы, указанные в этом документе, до сих пор не действуют, поскольку нет соответствующей методики ФСТ1. Попутно следует заметить, что в проекте Правил применения цен в НЦЗ регламентируется получение ГП от коммерческого оператора (ОАО «АТС») информации, необходимой для определения стоимости отпущенной розничному потребителю электроэнергии, после 15?го числа месяца, следующего за расчетным. При этом (согласно Правилам функционирования розничных рынков) срок оплаты потребителями счетов — до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, на выставление платежных документов, их доставку и перечисление средств отводится 3 календарных дня!
    Принятие упомянутого проекта без необходимых изменений может привести к конфликтным ситуациям, что негативно повлияет на платежную дисциплину в розничном сегменте и неминуемо отразится на платежах на ОРЭМ.
    Кроме того, вышеназванным ПП РФ № 344 определено, что объем поставляемой (приобретаемой) мощности для участников оптового рынка в неценовых зонах рассчитывается с учетом коэффициента сезонности, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
    ФСТ России приказом от 30.06.2010 г. № 135-э/5 утвердила такие коэффициенты на период с июля по декабрь текущего года. Но приказ вступил в силу лишь 29 августа 2010 г. (когда он был официально опубликован после прохождения процедуры регистрации). Соответственно, ОАО «АТС» в июле при расчете обязательств по оплате мощности для покупателей неценовых зон не применило этот коэффициент сезонности и даже после вступления в силу приказа не произвело перерасчет обязательств июля.
    Аналогичная ситуация сложилась во всех НЦЗ. В результате необоснованное увеличение расходов оптовых покупателей на оплату мощности в 2010 г. может составить более 500 млн руб.
    В дальнейшем ФСТ России должна утверждать помесячные коэффициенты сезонности для неценовых зон на каждый последующий год. В случае задержки вступления в силу приказа из-за процедур его регистрации и публикации конфликты будут возникать регулярно.
    Следует отметить, что ЗАО «ЦФР» 12 октября уведомило о пересчете с 14 октября фактических обязательств по мощности в НЦЗ Дальнего Востока за июль — август и в НЦЗ Республики Коми — за июль 2010 г.
    Рассматривая деятельность ЭСК в НЦЗ, нельзя не упомянуть и о том, что для них, как и для энергосбытовых компаний, функционирующих в ценовых зонах ОРЭМ, особенно остро стоит вопрос состояния средств коммерческого учета электроэнергии.
    Как известно, законодательством определена обязанность владельцев электрооборудования (региональных сетевых организаций) привести принадлежащие им АИИС КУЭ в соответствие с требованиями регламентов ОРЭМ. Но вот, к сожалению, ответственность сетевиков за несоблюдение этих требований до настоящего времени законодательно не установлена. Такая несбалансированность норм оптового и розничного рынков ведет к дискриминационному положению одних субъектов электроэнергетики относительно других: санкции за ненадлежащее содержание средств измерений применяются к ГП, не имеющим на балансе систем коммерческого учета, при этом владельцы АИИС КУЭ не отвечают за их состояние.
    До недавнего времени работу энергосбытовых организаций на территориях НЦЗ в значительной степени осложняло то обстоятельство, что покупатели были вынуждены оплачивать электроэнергию на ОРЭМ еженедельно — по 25% планового месячного объема — в отличие от покупателей в ценовых зонах, где Правилами оптового рынка регламентировано перечисление средств по обязательствам дважды в месяц.
    После неоднократных обращений субъектов неценовых зон и ФАС России НП «Совет рынка» внесло необходимые изменения в регламенты, унифицировав сроки оплаты электроэнергии покупателями в ценовых и неценовых зонах. Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
    В заключение хотелось бы подчеркнуть: все энергосбытовые компании на всем пространстве страны работают в конкретных условиях оптового и розничных рынков электроэнергии, и именно данные условия являются источником рисков для их функционирования. При этом энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики) в неценовых зонах ОРЭМ имеют дополнительный существенный внешний фактор риска, генерируемый действием или бездействием регуляторов рынка.