Воркута: энергоэффективный город за пять лет

 

Автор

Голубев Игорь, Генеральный директор ООО «ГипроКоммунЭнерго»

 

    В 2009 г. Воркута наряду с Тюменью, Апатитами и Казанью была выбрана пилотной площадкой для реализации проекта «Энергоэффективный квартал» («Энергоэффективный город») — одного из шести направлений деятельности группы по энергоэффективности при президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ.
    Осенью институт «ГипроКоммун­Энерго» в сотрудничестве с городской администрацией, республиканским комитетом по энергосбережению и ЗАО «Комплексные энергетические системы» приступил к созданию специальной пятилетней программы повышения энергоэффективности Воркуты. Обсуждение мероприятий первого этапа состоялось на заседании у главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, по итогам которого было принято решение подготовить технико-экономическое обоснование и ряд предварительных проектов.
    В рамках работы над программой специалисты «ГипроКоммун­Энерго» провели тщательную диагностику городской инфраструктуры и всего городского хозяйства в целом, проанализировали социально-экономическое положение населения, перспективы развития инженерной инфраструктуры, эффективность бюджетной системы и тарифной политики. На основании полученных данных был предложен комплекс мер, которые необходимо реализовать с учетом интересов всех субъектов городской энергосистемы — от бытовых потребителей энергии и воды до производителей тепла и электричества. Уникальность проекта «Воркута — энергоэффективный город» в том, что при таком подходе все запланированные усовершенствования в секторе генерации, сетевом и жилищно-коммунальном хозяйстве логически и организационно взаимоувязаны, и это позволяет местным властям «поймать» синергетический эффект в энергосбережении.
    «Северный» вопрос
    Ситуацию в коммунальном комплексе Воркуты определяют два базовых фактора. Во-первых, фактическая численность населения не соответствует мощности городской инфраструктуры. Водоканал и системы энергоснабжения были построены в расчете на 250—300 тыс. человек, но к началу 2010 г. в Воркуте насчитывалось порядка 80 тыс. жителей. Многоквартирные дома заселены крайне неравномерно, есть здания, где пустует треть площадей, и все эти помещения продолжают отапливаться.
    В результате объем установленной тепловой мощности на одного воркутянина в 2009 г. был в 5,5 раз больше среденероссийского. Если тенденция к сокращению населения сохранится, то к 2015 г. этот разрыв увеличится уже в 7,5 раз. Город вынужден содержать избыточную инфраструктуру, что ложится тяжелым грузом на плечи потребителей.
    Во-вторых, в течение 20 лет энергетическое хозяйство Воркуты практически не обновлялось. Традиционным показателем эффективности работы внутридомовых систем отопления является уровень «теплосъема», то есть разница температур входящей и обратной воды. В 1990 г. она составляла 18—19 °С, а сегодня — порядка 5 °С.
    Прямые последствия этих первичных проблем — высокая себестоимость производства и распределения энергии и, соответственно, «неподъемные» тарифы. Согласно социологическим опросам, «коммунальная нагрузка» на одного жителя Воркуты почти в 5 раз опережает московскую. Плата за жилищно-коммунальные услуги отнимает 35% дохода средней воркутинской семьи.
    Ситуация усугубляется тем, что в таких условиях неадекватно работает система социальной поддержки. По данным исследования, количество семей, имеющих право на субсидии, на протяжении последних трех лет неуклонно уменьшалось. Выросли неплатежи, которые вынужден компенсировать региональный бюджет. К 1 января 2010 г. дебиторская задолженность населения достигла 2 млрд руб. (без бюджетной поддержки она была бы вдвое больше), что соответствует 9-месячной плате за тепловую энергию во всем городе.
    Естественно, что при таком положении дел никаких стимулов учитывать использованные ресурсы и экономить на потреблении у горожан нет.
    План повышения эффективности
    При всей нерациональности расходования ресурсов в городе, согласно результатам проведенного исследования, есть огромный потенциал для улучшений. При выполнении рекомендаций «ГипроКоммунЭнерго» и запланированных мероприятий в Воркуте в самое ближайшее время могут произойти кардинальные перемены.
    Во-первых, существенного сокращения издержек и повышения эффективности можно добиться за счет оптимизации теплоснабжения города, где основными источниками тепла являются ТЭЦ-1 и центральная водогрейная котельная. Резерв тепловой мощности в Воркуте в 3 раза больше, чем необходимо для нормального функционирования всей системы. Кроме того, топливный баланс на 44% состоит из мазута, который ввиду географического положения города является самым дорогим видом топлива.
    Предлагаемые решения позволяют постепенно избавиться от простаивающих тепловых мощностей и мазутной зависимости. Тактический вариант предполагает увеличение тепловой выработки ТЭЦ-1 и консервацию основного блока центральной водогрейной котельной с переводом остальной мощности в пиковый режим. Эти действия помогут снизить постоянные и переменные затраты в обслуживании станций на 300 млн руб. в год, а потребление мазута — в 10 раз. Объем инвестиций на эти цели составляет порядка 490 млн руб.
    Стратегическое решение предусматривает проектирование и строительство новой теплотрассы от высокоэффективной, но удаленной от города ТЭЦ-2. Однако из-за значительных капитальных вложений оно нуждается в доработке.
    Как показали результаты исследования, потери в магистральных сетях Воркуты не превышают 5%, в распределительных — 15%. Поэтому программа включает лишь установку частотно-регулируемых приводов (ЧРП) на насосы горячего водоснабжения без масштабных мероприятий по модернизации теплосетевой инфраструктуры. Такие инструменты, как ЧРП, позволяют без серьезных инвестиций уменьшить потребление электроэнергии на оборудовании. Состояние электрических сетей в Воркуте также признано удовлетворительным, и требуется лишь нормальная эксплуатация для обеспечения необходимого уровня надежности.
    Во-вторых, предстоит скорректировать потери и расходы на транспортировку воды в сетях водоснабжения. Основная проблема на водоканале — «гибкая» система учета и ведения отчетной документации, что сильно усложняет анализ его работы. Эксперты оценивают уровень потерь в 29%, однако эта цифра подлежит уточнению после восстановления отчетной документации МУП «Водоканал». На данный момент насосы холодного водоснабжения также предлагается оснастить частотно-регулируемыми приводами. При затратах на монтаж в 27 млн руб. среднегодовой эффект составит 13 млн руб.
    В-третьих, самый большой потенциал энергосбережения находится в потребительском секторе. Избыточная жилищная инфраструктура, множество пустующих, но отапливаемых помещений, низкое качество жилых домов, отсутствие приборов учета и регулирования энергопотребления, неэффективность мер социальной поддержи, неплатежи — все это образует замкнутый круг, разорвать который невозможно без активного участия муниципалитета и органов региональной власти.
    Конечно, наиболее остро стоит проблема уплотнения — в условиях Воркуты и региону, и бизнесу выгодно инвестировать в переселение. Но этот вопрос требует детальной проработки вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство. Особая статья — доступность мер социальной поддержки, и этому тоже следует уделить максимум внимания.
    В то же время есть ряд решений, которые дадут быстрый и ощутимый эффект. Среди них — промывка изношенного общедомового оборудования с его частичной модернизацией, установка приборов учета и регулирования энергопотребления, пропаганда культуры энергосбережения. Все эти мероприятия будут проведены уже в 2010 г.
    Например, в пилотный проект промывки и частичной модернизации общедомовой инфраструктуры включены 150 многоэтажных зданий. Затраты на него составят 15 млн руб., ожидаемый эффект — около 22 млн руб. в год. По предварительной оценке, потери сразу сократятся на 15—20%.
    Что касается приборов учета, то Воркута должна стать первым городом в России, внедрившим технологию Smart Metering (систему «умного» учета и регулирования) в теплоснабжении. На начальном этапе подобные системы появятся в 30 зданиях, прежде всего — в 9-этажных. Они позволят дистанционно снимать показания счетчиков и корректировать количество подаваемого в помещения тепла. За счет такой «тонкой настройки» можно сэкономить от 10 до 15% энергоресурсов. В случае успеха «умными» приборами будут оснащены еще 100 многоквартирных домов.
    И наконец, в-четвертых, с апреля в городе стартовала программа пропаганды энергосбережения. Она предусматривает распространение бесплатной литературы, проведение специализированных уроков в школах и городской викторины, организацию тематических телепрограмм, трансляцию аудиороликов социальной рекламы на радио и т. д. Это самая эффективная мера с точки зрения «затраты — результат».
    Целевые показатели
    Общий объем финансирования программы «Воркута — энергоэффективный город» оценивается в сумму от 1,5 до 3,5 млрд руб. Деньги на эти цели планируется получать из самых разных источников — как из бюджета, так и от частных инвесторов.
    Важно отметить, что в настоящее время инвестиции в повышение энергоэффективности города возможны лишь при условии, что администрация города, ЗАО «КЭС» и соответствующие службы скоординируют свои действия по выявлению неплательщиков, разработке программ уплотнения и формированию пакета законодательных мер, направленных на улучшение собираемости платежей за энергоресурсы (в этом ряду — увеличение субсидий, санкции к должникам, оптимизация потребления на организационном уровне). Привлечь средства на рыночных началах удастся только при собираемости не менее 90% платежей. В противном случае период окупаемости любого нового оборудования растянется на неопределенный срок, а отдача от его внедрения не будет соответствовать ожиданиям инвесторов.
    Чтобы программа стала действительно результативной, необходимы серьезные финансовые вливания одновременно по всем направлениям: в генерацию, транспортировку и потребление. При точечных решениях желаемый экономический эффект для города маловероятен. При планомерной же реализации всех мероприятий программы он может превысить 500 млн руб. в год.