Организация учета электроэнергии в Нижегородской энергосистеме с использованием АБУС

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Зинин Владимир, Директор по ИТ ООО «Энергоучёт»

 
    Либерализация рынка электроэнергии в России происходит в условиях неблагоприятного инвестиционного климата, недостаточно проработанной законодательной базы и при отсутствии технических регламентов (стандартов) обмена информацией между субъектами отрасли, а продолжающиеся кризисные явления в мировой экономике дополнительно способствуют развитию негативных тенденций, особенно в наиболее чувствительном сегменте энергорынка — рознице.
    Как известно, 31 августа 2006 г. Правительство РФ приняло Постановление № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики», где Минпромэнерго поручалось в шестимесячный срок разработать и согласовать с Федеральной антимонопольной службой правила коммерческого учета.
    По состоянию на июнь 2010 г. данный документ не утвержден, тем не менее руководители разных уровней продолжают говорить о становлении рыночных отношений в сфере реализации электрической энергии конечным потребителям.
    Но без правил учета рынок существует лишь формально, тем более что фактически произошла еще бoльшая монополизация энергосбытового сектора, система гарантирующих поставщиков не функционирует должным образом, а конкурентная среда в рознице не легитимизирована на законодательном уровне. Кроме того, конфликты между распределительными сетевыми и энергосбытовыми компаниями в различных регионах усугубляются, продолжается рост разногласий по поводу объемов полезного отпуска и величины потерь, а это в свою очередь — при нынешнем состоянии учета и приборного парка — отрицательно сказывается на тарифном регулировании.
    В последние годы в странах ЕС, а также в США, Канаде, Китае, Индии, активно начала внедряться перспективная концепция интеллектуальной электрической сети (Smart Grid), приняты специализированные государственные программы в данной области. В России же наконец и на государственном уровне заговорили об энергосбережении и энергоэффективности,
    Построение интеллектуальной сети, развитие передовых технологий в электроэнергетике невозможны без повсеместной организации объективного и не зависящего от того или иного субъекта РРЭ учета — процесса полностью автоматизированного, где отсутствует человеческий фактор, но работают технологические стандарты и запрещены расчетные (нормативные) методы, не обеспечивающие требуемой точности измерений.
    В ноябре 2009 г. был утвержден Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 48 (п. 5) этого закона вводит понятие «государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
    В связи с чем первоочередными становятся вопросы: из каких источников, по каким правилам будет осуществляться информационное наполнение вышеупомянутой государственной системы, и насколько полученные данные окажутся достоверными? Иначе говоря, с принятием ФЗ № 261 не только рыночные механизмы, но и государственная политика заставляет участников розничного рынка решать задачу построения современной информационной системы как средства поддержки основной деятельности компании — с одной стороны, и как инструмента взаимодействия с внешними системами — с другой.
    В статье рассматривается опыт эксплуатации автоматизированной биллинговой учетной системы (АБУС) «Учет электрической энергии на розничном рынке» в энергосервисной компании «Энергоучёт» (Нижегородская область).
    Модель обработки и управления информацией в ООО «Энергоучёт» — централизованная. В компании развернут центр обработки данных (ЦОД) с набором инфраструктурных и прикладных ИТ-сервисов, подключенный к региональной волоконно-оптической сети нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком». Доступ пользователей удаленных подразделений к ресурсам ЦОД осуществляется посредством технологии ADSL на базе терминальных решений Citrix. Ключевым приложением служит АБУС «Учет электрической энергии на розничном рынке».
    АБУС представляет собой отраслевое решение для выполнения широкого спектра задач, обусловленных процессом коммерческого учета электроэнергии. С предметной точки зрения в основе АБУС лежит схема нормального режима электроснабжения территории РФ (области, города, района), моделируемая иерархической структурой энергообъектов (рис. 1), которая отображает связи «присоединен к…» или «является частью…» с использованием глоссария. Глоссарий энергообъектов помогает поддерживать их уникальность при одинаковом диспетчерском наименовании, что часто встречается в разных районах обслуживания в пределах зоны ответственности одного электросетевого предприятия или в разных электросетевых предприятиях, работающих на территории одного региона.
    Для формирования схемы в АБУС принята следующая классификация объектов: электролиния (ВЛ), подстанция (ПС), трансформатор ПС, секция шин ПС, фидер в ПС, распределительный пункт (РП), секция шин РП, фидер в РП, трансформаторная подстанция (ТП), секция шин в ТП. Энергообъекты нижнего уровня могут быть присоединены к объектам любого верхнего уровня, вследствие чего на некоторых ступенях иерархии объекты отсутствуют. Точки учета (ТУ) потребителей присоединяются к энергообъектам любого уровня.
    После создания схемы нормального режима в АБУС осуществляется привязка точек учета к ее элементам, при этом имеет значение, в объем полезного отпуска какой сетевой организации попадает ТУ и с какой сбытовой компанией заключен договор энергоснабжения. Так составляется не только техническая, но и экономическая «картина» обслуживаемой территории. Именно этот подход позволяет обрабатывать в рамках единого хранилища данных сведения о деятельности каждого субъекта розничного рынка электроэнергии с гибкими правами доступа к информации и возможностью формирования развернутого регионального энергобаланса1.
    Полагаю, что организация аналитического учета на всех участках РРЭ с периодическим составлением такого энергобаланса — один из важнейших факторов успешного выполнения ФЗ «Об энергосбережении…», который определяет конкретные сроки утверждения программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности: для компаний с участием государства, муниципальных образований и предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ст. 48, п. 3, 4), — до 15 мая, для субъектов Федерации — до 1 августа 2010 г.
    Поскольку региональный баланс электроэнергии должен формироваться периодически, возникает необходимость выполнения специализированных видов работ на современном уровне с использованием возможностей передовых информационных технологий, а именно:
  • поддержание в актуальном состоянии привязок ТУ к схеме нормального режима;
  • планирование (на основе накопленной статистики) графика обходов потребителей;
  • обработка результатов обхода (ввод показаний приборов учета — ПУ — с маршрутных листов) — см. рис. 2, 3;
  • обслуживание точек учета абонентов (в том числе прием заявок, установка, замена, ликвидация ТУ) с ИТ-сопровождением расчетно-платежного цикла;
  • формирование специализированной отчетности и расчетов (пофидерного баланса, объемов полезного отпуска) — см. рис. 4—6.
    В компании «Энергоучёт» в качестве центрального сервера хранилища данных АБУС внедрен двухузловой отказоустойчивый кластер Fujitsu Primergy RX220 (2-х процессорный AMD Opteron 280, 8 Gb RAM) под управлением Microsoft SQL Server 2008. На этом оборудовании система демонстрирует хорошие показатели производительности. Например, расчет объемов полезного отпуска для 1 млн 300 тыс. лицевых счетов при одновременной работе еще 20—30 пользователей, осуществляющих ввод первичных документов в АБУС, выполняется в течение 35—40 мин.
    Грамотно эксплуатируя аналитический функционал АБУС и базу накопленных данных о потреблении электроэнергии и состоянии парка счетчиков, персонал компании определяет наиболее проблемные места в этих сегментах, а деятельность по устранению проблем положительно сказывается на снижении потерь. В результате качественного ИТ-обеспечения производственного процесса возникает дополнительный положительный эффект: чем более точна и детализирована обработка первичной информации, тем легче планировать обход абонентов и тем меньше остается участков безучетного и бездоговорного энергопотребления.
    Кроме расширенного потенциала формирования отчетности о распределении и потреблении электроэнергии, АБУС предоставляет руководителям производственных подразделений ООО «Энергоучёт» возможность получать в режиме реального времени оперативную информацию о выполнении планов по снятию контрольных показаний в точках учета (рис. 7). Это способствует своевременному реагированию на негативные отклонения от выполнения плана и качественному определению объемов полезного отпуска электроэнергии в тот или иной период. Отчетность может быть интегрирована в приложение Microsoft SharePoint Portal или с помощью Microsoft Reporting Services рассылаться по расписанию целевым группам пользователей. Как показывает практика эксплуатации АБУС в ООО «Энергоучёт», второй вариант более привычен для персонала.
    Система «Учет электрической энергии на розничном рынке» в технологическом плане является программной надстройкой платформы Алеф, которая с 1993 г. развивается компанией «Алеф Консалтинг & Софт». В вышедшей недавно шестой версии этой платформы реализован функционал организации клиентского доступа через web-браузер с использованием web-технологии Silverlight.
    В настоящее время специалисты ООО «Энергоучёт» разрабатывают концепцию «Личного кабинета потребителя электроэнергии». После ее внедрения каждый абонент сможет самостоятельно зарегистрироваться в АБУС через сеть Интернет и получить возможность:
  • контролировать состояние расчетов;
  • вводить показания со своего прибора учета непосредственно в АБУС, печатать квитанции об оплате электроэнергии, вести расчеты через «личный кабинет» с использованием популярных электронных платежных систем;
  • оформлять заявки на услуги, не посещая подразделений компании и экономя время;
  • получать интерактивные консультации по энергоснабжению и энергосбережению;
  • оставлять претензии (если таковые возникают) к качеству работы персонала;
  • сообщать о фактах нарушений энергоснабжения.
    В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех особенностях эксплуатации АБУС «Учет электрической энергии на розничном рынке». Автор готов ответить на вопросы читателей.