О корректировке Генеральной схемы

 

Автор

Кожуховский Игорь, Генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», к. э. н.

 
    Минэнерго России внесло на согласование в Пра­вительство Российской Фе­де­рации проект изменений в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., который был рассмотрен и утвержден в начале июня текущего года.
    Как известно, Генеральная схема является одним из базовых документов, определяющих перспективы развития отрасли. В новейшей российской истории первый сбалансированный план размещения электростанций и электросетевых объектов, утвержденный на государственном уровне в феврале 2008 г., был разработан именно энергетиками. Сегодня «жанр» генеральных схем получил распространение в газовом, нефтяном и других секторах экономики.
    Хотя Генеральная схема и была принята сравнительно недавно, сегодня она во многом устарела — уже после ее одобрения в стране начался экономический кризис. Правительство подготовило еще ряд документов, на основе которых предполагалось осуществлять макроэкономическую политику России, — Концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (ноябрь 2008 г.), Энергостратегию до 2030 г. (ноябрь 2009 г.), Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (ноябрь 2009 г.), Климатическую доктрину Российской Федерации (декабрь 2009 г.).
    В электроэнергетике за прошедший период проявились тенденции, не учтенные Генеральной схемой. Так, из-за более медленного роста цен на газ и стремительного удорожания угля энергокомпании вынуждены были отказаться от строительства некоторых запланированных властями угольных электростанций, заменив их ТЭС на газовом топливе. Резко, по сравнению с прогнозами 2006—2007 гг., когда обсуждалась действующая Генсхема, увеличились удельные капвложения в сооружение объектов генерации — выполнение намеченных инвестпрограмм вызвало повышение цен на материалы, энергетическое оборудование, строительно-монтажные работы.
    Несмотря на высокий нормативный статус, Генеральная схема не предусматривала действенных механизмов ее реализации. Из-за этого, например, важную идею о масштабном выводе из эксплуатации изношенного оборудования в объеме 52 ГВт до 2020 г. до сих пор не удается воплотить в жизнь: энергокомпании предпочитают продлевать срок службы старых мощностей, внешняя среда не создает экономических стимулов для замещения исчерпавшего свой ресурс оборудования новыми технологиями, а энергорынок и система отраслевого управления не подталкивают компании к активному выводу неэффективных мощностей из эксплуатации. Закладка ряда новых электростанций, утвержденных Генеральной схемой, так и не состоялась по разным причинам — не нашлось инвесторов или исчезла необходимость в подобных объектах из-за снижения электропотребления. Порой энергокомпании не увязывали свои инвестиционные программы с Генеральной схемой.
    Мониторинг процесса реализации Генсхемы, проведенный Мин­энерго России в 2009 и 2010 гг., показал существенные отличия целевых показателей документа от прогнозов развития электроэнергетики при условии пролонгации текущих тенденций (сценарий as usual) — см. таблицу.
    Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод о необходимости корректировки Генеральной схемы и целесообразности продления ее «горизонта» до 2030 г.
    Ключевым условием при внесении поправок в документ является прогноз электропотребления, сделанный на основе инновационного сценария развития российской экономики с учетом приоритетов энергетической и экологической эффективности, а также падения электропотребления в период экономического кризиса. Новые уровни электропотребления стали значительно ниже, чем были раньше (рис. 1), однако в целом соответствуют индикаторам энергетической стратегии.
    Несмотря на активное осуществление мероприятий по энергосбережению, ожидается средний ежегодный рост электропотребления на 2—3%.
    Главная причина такого прогноза — крайне низкая энерговооруженность в быту и в экономике страны в целом. На одного человека в год в России вырабатывается 1,6 тыс. кВт·ч, тогда как в США — более 9 тыс. кВт·ч, в европейских государствах — более 4 тыс. кВт·ч. К 2030 г. планируется сократить этот разрыв, что отражает тенденцию к повышению уровня жизни населения России.
    К 2030 г. объем электропотребления у нас в стране увеличится в 1,7—2 раза. Соответственно, для этого потребуется производить гораздо больше электроэнергии и значительно расширить парк генерирующего и сетевого оборудования. Из имеющихся сегодня 215 ГВт к 2030 г. будет выведено около 70 ГВт неэффективных мощностей и запущено более 170 ГВт новых. Структура вводов представлена на рисунке 2. В итоге установленная мощность электростанций к 2030 г. возрастет до 320 ГВт. Соответствующие изменения с 2008 по 2030 г. показаны на рисунке 3.