Особенности создания ИТ-стратегии в энергетической отрасли

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Авторы

Обухов Павел, Директор по развитию SCIENER

Зерняев Олег, Директор департамента системной архитектуры SCIENER

Панов Денис, Заместитель директора департамента системной архитектуры SCIENER

 
    На протяжении последних лет отечественная энергетика переживает серьезную перестройку. Новые реалии, сложившиеся после реструктуризации «РАО ЕЭС», заставили по-иному взглянуть на имеющиеся активы и управление ими. Данные изменения закономерно привели и к пересмотру роли информационных технологий в структуре бизнеса. Из вспомогательно-функциональных сервисов ИТ стали стратегическими. Об этом свидетельствуют и постоянно растущие затраты на инфокоммуникационные технологии в энергетической отрасли. Так, по оценке аналитиков, расходы на ИТ-услуги у энергокомпаний составляют примерно 9% от бюджета, а по экономике в целом они колеблются в пределах 3—4%. Данная цифра наглядно показывает, что ИТ-модернизация отрасли происходит очень активно. В первую очередь это связано с тем, что новые собственники видят в информационных технологиях важный и действенный инструмент повышения конкурентных преимуществ. Вторым фактором является необходимость модернизации технологических активов предприятий, большая часть которых досталась «по наследству» и находится в неудовлетворительном состоянии. Требуемые для технического перевооружения инвестиции огромны, и, безусловно, делать такие вложения без наличия достоверной информации о состоянии того или иного оборудования и оценки эффективности потраченных средств нецелесообразно. Все эти аспекты заставляют бизнес тщательно подходить к вопросам построения информационного пространства и включать в программу реализации безнес-стратегии и стратегию в области информационных технологий.
    Стратегическая роль ИТ в энергетике
    Поскольку вложения в ИТ для энергетики являются стратегическим аспектом, то подход к информационной политике базируется не на «лоскутной» автоматизации, а на системных проектах, имеющих как минимум среднесрочные планы развития. Общие принципы и способы осуществления таких масштабных проектов должны способствовать созданию программы развития ИТ, которая будет поддерживать достижение стратегических бизнес-целей, а также решать операционные задачи бизнеса (рис. 1). В целом закладываемые принципы должны учитывать 5 основных моментов, которые возникают при системной автоматизации:
    1. Возможности для развития, влияющие на реализацию стратегии и решение операционных проблем.
    2. Способы реализации возможностей для развития с использованием ИТ.
    3. Целевую архитектуру информационных систем: компоненты и интеграцию между ними.
    4. План проектов по переходу к целевой архитектуре ИТ, их рамки и стоимость.
    5. Приоритетность ИТ-проектов и взаимозависимости между ними.
    Разрабатывая ИТ-стратегию, основанную на данных принципах, мы уже в самом начале имеем четкое представление, с чем придется столкнуться в процессе осуществления проектов, что бизнес будет иметь на выходе, а также как оптимизировать затраты на всех этапах проекта. Но самое главное при реализации стратегии — это ее соответствие таким основным бизнес-процессам энергетической отрасли, как сбыт; генерация; транспортировка; распределение; потребление.
    Помимо основных процессов, разделяющих предприятия внутри отрасли, энергокомпании обеспечивают управление технологическими активами, ведут учет и производят расчеты за электроэнергию, ремонт. Для каждого из направлений отрасли существуют свои специфические особенности, но всех их объединяют общие характеристики: территориальная распределенность, значительные технологические активы, наличие больших объемов разнородных данных, с которыми приходится работать информационным системам, и последующий обмен информацией между участниками рынка. Все это диктует дополнительные условия к построению ИТ-инфраструктур, заставляет их быть гибкими.
    Можно выделить первостепенные информационные данные, без учета и анализа которых невозможно эффективно управлять современным энергетическим предприятием. К ним относятся технологические данные, отображающие состояние производственных активов, мощностей, требований к ремонтам. Наличие такой оперативной информации способствует грамотному планированию и выполнению действий, направленных на повышение надежности оборудования, снижение производственных потерь. Еще одной немаловажной составляющей единого информационного пространства являются данные, необходимые для эффективного взаимодействия между собой участников рынка, образующих в совокупности энергетический комплекс РФ, — управляющих и генерирующих компаний, а также компаний, обеспечивающих передачу электроэнергии. Все это вкупе с информацией о хозяйственной, финансовой, коммерческой деятельности предприятия требуется для управления производственными активами, контроля всех затрат компании, принятия правильных управленческих решений. Эти данные используются непосредственно менеджментом организации при осуществлении управленческих процессов и позволяют реализовать бизнес-цели, ориентированные на рост эффективности предприятий отрасли, создание условий для развития на основе инвестиций, надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.
    Стоит отметить, что указанный перечень далеко не исчерпывающий, но уже даже из этого объема информации и задач, которые следует решать в ходе реализации подобных проектов, видно, что без среднесрочного планирования достичь поставленных целей не удастся. Данный подход позволяет не только достаточно точно спрогнозировать будущие затраты на осуществление проекта, но и существенно сократить их, получить результат от применения информационных технологий уже на промежуточных этапах. Как следствие — укорачивается срок окупаемости.
    Из некоторых плюсов, которые дает системная автоматизация, можно выделить повышение эффективности управления инвестиционными проектами и потерями, совершенствование бизнес-планирования и бюджетирования, оптимизацию затрат на техническое и ремонтное обслуживание оборудование. Все это позволяет высвобождать финансовые активы и создавать возможности для развития бизнеса (рис. 2).
    Особенно это актуально сегодня, когда завершены основные мероприятия по организационной перестройке отрасли и очередным этапом реформирования энергетики становится курс на эффективность энергосистемы. При этом важной задачей, которую предстоит решать, является обеспечение безопасности и устойчивости работы всей энергосистемы. Ее решение предполагает дальнейшее развитие ИТ, так как именно современные технологии контроля, связи и координации в значительной мере гарантируют эффективность, надежность и устойчивость систем производства и распределения электро­энергии.
    Очевидно, что максимальная польза от реализации данных программ — на уровне холдингов и управляющих компаний. Для них можно выделить следующие источники возврата на инвестиции, связанные с развитием ИТ:
    сокращение транспортных потерь электроэнергии в сетях всех уровней напряжения;
    снижение рисков финансовых потерь при взаиморасчетах с партнерами — участниками рынка электроэнергии за счет тесной интеграции систем технологического управления и информационных систем предприятием и наличия полной, достоверной и оперативной информации для принятия управленческих решений;
    уменьшение основных расходов на нижнем уровне сети за счет минимизации неоплат (задержки платежей, несоответствие внесенных сумм зафиксированным на приборах величинам потребления), предотвращения бездоговорного потребления (незаконных подключений, безучетного потребления и корректировки показаний приборов учета) путем внедрения систем коммерческого учета электроэнергии, систем, опосредующих взаимоотношения с клиентами(CRM) и их тесной интеграции с финансово-учетными системами;
    оптимизация структуры активов/обязательств с помощью систем управления финансами и инвестициями;
    увеличение объема ввода новых объектов в срок и их скорейшего выхода на режим окупаемости посредством внедрения систем управления инвестициями и проектами;
    сокращение затрат на ТОиР оборудования энергосетей путем уменьшения объемов ремонтов, продления срока службы оборудования, проведения плановых ремонтов;
    снижение затрат на закупку, хранение, транспортировку и сервисные операции с материалами и оборудованием и в конечном итоге — себестоимости по основной деятельности:
    снижение рисков возникновения аварий и, соответственно, затрат на их ликвидацию за счет внедрения системы управления рисками и оповещения о чрезвычайных ситуациях, системы ТОиР;
    ослабление финансовых рисков потерь и штрафов с помощью системы внутреннего контроля, управления рисками и соответствиями.
    Реализованные SCIENER проекты с подобным подходом показывают, что эффективность по таким составляющим, как затраты на ремонт и обслуживание оборудования, снижение потерь при транспортировке, улучшение качества расчетов, может быть ощутима уже в первый год работы систем.