«Основная задача — развитие реальной конкуренции при сохранении надежного энергоснабжения»

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Иноземцева Анна, Пресс-секретарь ООО «ЭнергоСтрим»

 

    Основными принципами эволюционной концепции целевой модели розничного рынка электроэнергии являются: конкуренция между энергосбытовыми компаниями за потребителей, свободная смена потребителями поставщиков электроэнергии, надежное энергоснабжение и платежная дисциплина. При этом необходимые условия функционирования РРЭ в данной модели — конкуренция на оптовом рынке между генераторами за ГП, наличие приборов коммерческого учета у потребителей, а также легализация и последующая ликвидация перекрестного субсидирования.
    Ныне действующая переходная модель рынка электроэнергии в целях дальнейшего развития отрасли неэффективна: во-первых, многочисленность субъектов на оптовом рынке делает его работу непрозрачной и порождает неплатежи, во-вторых, полностью отсутствует конкуренция на ОРЭ между генераторами за энергосбытовые компании (генераторам гарантирована 100-процентная оплата мощности, и по их заявкам формируется цена).
    На оптовом рынке нет системы финансовых гарантий — его субъектами зачастую становятся финансово нестабильные компании. Все это сказывается и на розничном сегменте рынка электроэнергии: многочисленные гарантирующие поставщики непрозрачны и неконтролируемы (из почти 300 работающих в России ГП 124 являются субъектами ОРЭ). Кроме того, на РРЭ также отсутствует конкуренция: механизмы заключения на оптовом рынке долгосрочных договоров для розничных потребителей не разработаны, а конкуренция только лишь за сбытовую надбавку (2—4% от конечной цены) дискредитировала идею конкурса на статус ГП. Да и у самих гарантирующих поставщиков проблем немало: их отрицательная или минимальная рентабельность при отсутствии стимулов для инвесторов не способствует притоку денежных средств в бизнес ГП.
    Эволюция, а не революция
    Вместе с тем концепция целевой модели РРЭ не предполагает революционные изменения, а именно создание каких-либо третьих структур на рынке: напомним, что гарантирующие поставщики более всех остальных субъектов заинтересованы в 100-процентной собираемости платежей, сбалансированности правил оптового и розничного рынков, честной конкуренции, и единственные, кто не заинтересован в росте цен, так как данное обстоятельство в свою очередь усложняет сбор платежей с конечных потребителей. Поэтому согласно целевой модели РРЭ для осуществления функции сведения баланса электроэнергии (мощности) от точек поставки на ОРЭ до точек поставки каждого розничного потребителя статус ГП сохраняется за существующими гарантирующими поставщиками — субъектами оптового рынка. Причем гарантирующий поставщик по-прежнему обязан заключать договор с любым обратившимся потребителем.
    Передача статуса ГП от действующего гарантирующего поставщика к иной организации возможна только при следующих условиях:

  • лишении его статуса субъекта ОРЭ;
  • добровольном отказе;
  • нарушении требований и правил рынка;
    долговременном несоответствии критериям стандарта качества обслуживания потребителей.
    Передача статуса ГП происходит посредством проведения конкурса между крупнейшими ГП (ЭСК), управляющими компаниями гарантирующих поставщиков или путем продажи бизнеса при несоответствии ГП необходимым требованиям. Продажа также производится на конкурсной основе, в конкурсе имеют право участвовать крупные финансово устойчивые организации с достаточным объемом собственного капитала и экономическими показателями, подтверждающими, что компания в состоянии поддерживать стандарт качества обслуживания потребителей.
    Усиление требований к субъектам рынка
    Поскольку основным источником риска неплатежей на ОРЭ являются недобросовестные покупатели энергии, прежде всего необходимо навести порядок на оптовом рынке, чтобы компании-однодневки не смогли стать его субъектами и, соответственно, снабжать потребителей на РРЭ. Внедрение механизма финансовых гарантий на ОРЭ и повышение требований к платежной дисциплине закономерно сократит количество неплатежеспособных компаний. Система таких финансовых гарантий должна включать комплекс мер, стимулирующих платежи, например: увеличение штрафов и ужесточение санкций к неплательщикам, введение гарантийного обеспечения на оптовом рынке и месячной предоплаты поставленной энергии (мощности), увеличение взноса и текущих отчислений в НП «Совет рынка».
    Неплатежи со стороны конкретных розничных потребителей гарантирующий поставщик и независимая ЭСК способны компенсировать только за счет собственных средств — это возможно при условии, что услуги энергоснабжения оказывают организации, имеющие значительный оборот капитала и стабильное финансовое положение.
    Рентабельность и свободные цены
    Сегодняшние правовые нормы не позволяют сбытам получать прибыль, так как действует принцип «нулевой рентабельности». Между тем правила оптового и розничных рынков для сбытовых компаний должны быть аналогичны правилам для генераторов — сбытовые организации тоже должны иметь возможность зарабатывать и инвестировать в развитие своего бизнеса.
    Эволюционная модель предполагает введение формулы свободного ценообразования на РРЭ: для сбытовых компаний это означает предложение любого ценового меню любой из групп потребителей, причем характеристики предложения не регулируются — естественными ограничителями становятся цена ГП и фактор конкуренции. С ростом уровня конкуренции происходит максимизация диапазона ценового меню путем дифференциации по различным параметрам: одноставочные/двуставочные/зонные тарифы, класс напряжения, категория надежности, интервал/интеграл, ЧЧИ, категории/группы потребителей, ОКВЭД и т. д.
    Стоимость энергоснабжения потребителей формируется исходя из свободной цены покупки электро­энергии (мощности), тарифа на передачу, тарифа на услуги инфраструктурных организаций и конкурентной сбытовой надбавки. Возможно установление предельного уровня сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика. Случаи злоупотребления монопольным положением со стороны ГП отслеживаются антимонопольной службой путем сравнительного анализа.
    Конкуренция за потребителя
    Необходимым условием развития РРЭ, согласно целевой модели, является конкуренция между генерирующими компаниями на оптовом рынке за потребителей, имеющих статус субъектов ОРЭ.
    В целевой модели доля электро­энергии, продаваемой по результатам конкурентного отбора мощности, на РСВ и на бирже, не должна быть выше 20%. Остальной объем электроэнергии (мощности) реализуется по свободным двусторонним договорам. Ценовая динамика на торговых площадках служит ориентиром при заключении свободных договоров. При этом у покупателей существует возможность приобретения электроэнергии по более низкой цене, чем на торговой площадке. Следует отметить, что для создания на ОРЭ полноценной конкуренции между генерирующими компаниями надо внедрить экономические стимулы, а именно: ввести ограничение объемов электроэнергии (мощности), продаваемых по результатам конкурентного отбора на бирже (например до 80%); ликвидировать гарантию оплаты поставщикам 100% мощности на ОРЭ и разрешить возмещение производителям условно-постоянных затрат на РСВ.
    В целях облегчения перехода потребителей между сбытовыми компаниями вводятся выполнимые и недорогостоящие требования к системам учета на розничном рынке. Для смены поставщика потребителю достаточно иметь интервальные приборы учета.
    Формирование полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ подразумевает возможность покупки электроэнергии на ОРЭ в пределах группы точек поставки ГП несколькими сбытовыми компаниями. В результате создаются условия для приобретения сбытами электроэнергии дешевле (но больше по объему) и поставки ее по более низким ценам потребителю — с помощью данной меры ЭСК способны улучшить качество обслуживания потребителей.
    Таким образом, основной задачей целевой модели розничного рынка электроэнергии, разработанной энергосбытовыми компаниями, является развитие реальной конкуренции при сохранении надежного энергоснабжения. Модель по своей сути эволюционна, поскольку переход к полноценным конкурентным отношениям предполагается постепенный — прежде всего путем повышения требований к самим сбытовым организациям.