Организация работ по снижению потерь в электроэнергетическом комплексе РФ как элемент стабилизации экономических отношений в регионах

Рубрика:

Прогноз

 

Авторы

Басов Евгений, Генеральный директор лаборатории "СЭЛС"

Апряткин Валентин, Заместитель генерального директора лаборатории "СЭЛС", к. э. н.

 

    Преодоление экономического кризиса в современных условиях невозможно без совместных усилий по организации:

  • товарно-денежных отношений потребителя и производителя товаров и услуг;
  • рационального размещения производительных сил, обеспечивающих создание добавочной стоимости;
  • учета энергообеспечения в процессах производства и потребления товаров и услуг.
    Каждый из этих факторов способствует сокращению потерь электроэнергии, и 90% резервов заложено в мероприятиях, исключающих безучетное электропотребление, которое происходит с молчаливого согласия сбытовой или сетевой компании.
    Суммарный резерв снижения потерь транспортировки электроэнергии до конечного потребителя во всех электросетях России эксперты оценивают в 25—35 млрд кВт•ч в год. Подтверждением этой величины в нормативе служат объемы присоединенных потребителей "последней мили", по факту получаемые от объектов ФСК и включенные в полезный отпуск распределительных сетевых компаний, а также данные о расходе энергии в сетях уровня СН2 и НН, раскрываемые сетевыми компаниями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334. В указанных классах напряжения потерь энергии более 8 и 10% в год быть не может, иначе напряжение в розетках у четверти потребителей в часы утреннего и вечернего максимума нагрузки упало бы ниже 150 В!
    Размер неучитываемого потребления в необходимой валовой выручке по электроэнергетическому комплексу РФ при средневзвешенной стоимости электроэнергии для конечного потребителя 2,54 руб./кВт•ч составляет 63,5—88,5 млрд руб. в год. Прямые финансовые убытки сетевого комплекса при средневзвешенной стоимости компенсации потерь и сетевых услуг 2,1 руб./кВт•ч достигают 52,5—73,5 млрд руб. в год. В итоге из экономического оборота регионов РФ ежегодно выводится от 116 до 162 млрд руб.
    Современное производство, как известно, невозможно без электроэнергии, входящей с разной весовой долей в себестоимость товаров и услуг.
    Природная — физическая — основа монополии электроснабжения заложена в одновременности процессов производства, передачи и потребления, а также взаимосвязи производителей электроэнергии, сетевых организаций и потребителей, присоединенных к сети общего назначения (ФСК/РСК/ТСО). Ключевым звеном энергетического бизнеса является потребитель, поскольку без него нет ни производства, ни передачи, ни продажи электроэнергии.
    В условиях кризиса отсутствие учета на розничном рынке электро­энергии, наличие расчетных методик электропотребления для населения и, что немаловажно, перекрестного субсидирования в отрасли дестабилизируют экономику товаропроизводителей.
    Положительное влияние на разделение электроэнергетического комплекса РФ на монопольную и конкурентную сферы оказал конфликт бизнес-интересов не только в области тарифообразования, но и между субъектами отрасли. Это обострило ситуацию с учетом электроэнергии на РРЭ и подтвердило экономическую обоснованность применения методики тарифного регулирования RAB, а также необходимость реализации программ повышения энергетической эффективности в процессах выработки, передачи и потребления электроэнергии.
    Энергоотрасль, безусловно, обременяет функция социальной поддержки населения, которая через госрегулирование стоимости электро­энергии переложена на производителя товара. При этом величина электропотребления является показателем жизненного уровня и состоятельности граждан. По среднестатистическим (докризисным) данным, 60% домохозяйств используют всего 30% от общего объема бытового электропотребления в стране. С ростом электропотребления каждого получателя электроэнергии фактически увеличивается и энергетическая "дотация", что углубляет социальное неравенство граждан.
    Любые расчетные методики по градации потребления для населения приведут к росту отчетных потерь в электрических сетях и ускорят в итоге динамику повышения тарифов. Данные показывают, что 30% граждан используют всего 5—10% бытовой электроэнергии (в зависимости от региона), в том числе 10% малообеспеченных семей потребляют менее 1%. С развитием кризиса и уменьшением доли в структуре электропотребления крупных промышленных предприятий — основных "доноров" бытового сегмента — невозможно будет поддерживать существующий уровень перекрестного субсидирования.
    Экономическая эффективность электроэнергетического комплекса РФ далека от совершенства и не всегда обусловлена технологическими факторами. В большей степени это является результатом произвольных решений в процессах установления тарифов и управления производством/передачей/продажей электроэнергии.
    Удельные затраты топлива на выработку единицы энергии и уровень экологически опасных выбросов в России значительно выше, чем в развитых странах. Отчетные потери электроэнергии в сетевом комплексе на 5—10% превышают аналогичные показатели в странах Европы и Северной Америки. Отсутствие реально действующих федеральных и региональных программ повышения экономической эффективности электроэнергетического комплекса приводит к необоснованному росту тарифов, когда увеличенные нормированные потери переносятся на конечную стоимость электроэнергии, делая всех потребителей заложниками управленческих методик. Производитель же товаров и услуг стимулируется в плане энергосбережения только ценой, причем для него зачастую непонятно, как она сформирована. Особенно это касается цено­образования в нерегулируемом секторе ОРЭ с трансляцией коэффициентов на потребителей РРЭ.
    Предприятию необходимо спрогнозировать производство товарной продукции и, соответственно, величину годового потребления энергоресурсов с помесячной/суточной/почасовой разбивкой, но сделать это в кризисных условиях практически невозможно. Использование же повышающих коэффициентов к стоимости электроэнергии, приобретаемой по цене нерегулируемого сектора ОРЭ, еще больше ухудшает положение производителя.
    Например, чтобы выплатить лишний 1 млн руб., начисленный в соответствии с коэффициентом трансляции на РРЭ, предприятиям различных отраслей по расчетной методике стоимости покупки электроэнергии в нерегулируемом секторе ОРЭ нужно дополнительно:
  • выпустить 100 тыс. кирпичей стоимостью 10 руб./шт. (в индустрии стройматериалов;
  • выпечь более 70 тыс. буханок хлеба по цене 14 руб. каждая (в пищевой промышленности);
  • надоить 100 тыс. литров молока стоимостью 10 руб./л (в сельском хозяйстве).
    При таком подходе говорить о развитии товарного производства и ликвидации проблемы неплатежей весьма сложно. Поэтому одним из элементов антикризисной программы в экономике должны стать энергоэффективность и рациональная система ценообразования в электро­энергетике.
    Для решения антикризисных задач розничного рынка необходимо:
  • разработать пакет законодательных инициатив по правовому обеспечению мероприятий в сфере повышения энергоэффективности в электроэнергетике с созданием экономических механизмов стимулирования участников их реализации;
  • утвердить на уровне Минэнерго России новые методики расчета потерь электроэнергии при падении напряжения в часы максимума для включения полученных объемов в региональные балансы при формировании тарифно-балансовых решений;
  • создать в соответствии с указанным выше постановлением Правительства РФ программы сокращения потерь на основании принятых методик расчета; источником финансирования работ по повышению энергоэффективности сетевого комплекса может стать денежный поток от уменьшения объема потерь ФСК/РСК/ТСО;
  • ввести в оценку деятельности сетевых компаний показатель "энергоэффективность" с увеличением их капитализации путем реинвестиций, полученных от уменьшения потерь электроэнергии и сокращения издержек за счет внедрения энергосберегающих технологий и систем учета на РРЭ;
  • принять для работы с безучетными потребителями временные методики расчета электропотребления, которые будут действовать совместно с ПП РФ от 23.05.2006 № 307 на период реализации мероприятий по созданию учета на РРЭ;
  • разработать и утвердить Правила коммерческого учета электроэнергии на РРЭ;
  • внести изменения в нормативные документы, исключающие финансовую заинтересованность сбытовых компаний в покупке электроэнергии на ОРЭ и РРЭ для компенсации потерь в электросетевом комплексе;
  • выработать методику стимулирования производителей электро­энергии в части продажной стоимости электроэнергии и мощности, относимой на объем компенсации потерь ФСК/РСК/ТСО, с расчетом по топливной составляющей (экологических платежей) до достижения установленного норматива в регионе;
  • создать методику коммерциализации высвободившейся мощности генераторов (от покрытия потерь при транспортировке электро­энергии до конечного потребителя) с зачетом в качестве инвестиций в основное оборудование;
  • принять методики расчета экономической выгоды и мотивации регионов в части уменьшения экологически опасных выбросов.
    Что касается направлений антикризисного развития электроэнергетики в субъектах РФ и финансового обеспечения программы повышения энергоэффективности регионального сетевого комплекса, то структуру тарифных отношений между участниками розничного рынка в итоге определяет региональный орган. Важнейшими "входными элементами" при формировании НВВ регионального электроэнергетического комплекса являются системные платежи и тарифы ФСК, утверждаемые на федеральном уровне. Основой экономических расчетов для регионального органа и Федеральной службы по тарифам служат региональные балансы электроэнергии, составляемые весьма приблизительно с использованием собственных методик.
    Состояние (точнее, отсутствие) учета электроэнергии на РРЭ — первопричина системного конфликта между сетевыми и сбытовыми организациями. Рост дебиторской задолженности за полученную электроэнергию вместе с законодательно оформленной задержкой платежей от гарантирующего поставщика в адрес сетевых компаний финансово дестабилизируют ситуацию на РРЭ — вплоть до краха платежных отношений между субъектами рынка, что может стать дополнительным "стимулом" к углублению экономического кризиса в регионах.
    Энергообеспечение должно стать фактором экономической устойчивости хозяйственной деятельности региональных производителей товаров и услуг. Для этого требуется:
  • создание системы учета на розничном региональном рынке электроэнергии;
  • организация адресной социальной помощи с ликвидацией перекрестного субсидирования и уменьшением стоимости электроэнергии для промышленных потребителей;
  • грамотное применение методики тарифного регулирования RAB с определением необходимых для региона направлений реализации сетевых инвестиций с учетом развития местного товаропроизводителя, стимулирования экономического роста территории;
  • осуществление принципа синхронизации доходности электроэнергетического комплекса и обслуживающей его бизнес-среды;
  • реализация стратегии прямого долговременного сотрудничества, делового и ценового парт­нерства с производителями электроэнергетического оборудования и энергостроительными компаниями;
  • разработка и утверждение региональной программы повышения энергоэффективности электроэнергетического комплекса в рамках метода тарифного регулирования RAB с финансированием программных работ за счет снижения существующего уровня потерь в региональных сетях;
  • покрытие потребительского спроса в регионе в результате уменьшения потерь при передаче мощности.
    Выводы:
    1. Резерв повышения экономической эффективности электро­энергетического комплекса РФ в части реализации мероприятий по сокращению потерь составляет 116—162 млрд руб. в год.
    2. Величина дополнительных поступлений в бюджет НДС в результате ликвидации неучтенного потребления электроэнергии конечными пользователями (при среднестатистическом уменьшении на 30% электропотребления) достигает 11,5—20 млрд руб. в год.
    3. При осуществлении программ адресной социальной помощи (для 20% населения — компенсация 1/3 объема электропотребления, для 10% малообеспеченных граждан — от 2/3 до 100% объема) и применении обоснованного тарифа для остальных групп населения тариф для промышленности в зависимости от региона снизится на 10—20%.
    4. Величина высвободившейся от покрытия потерь мощности генераторов при уменьшении объема этих потерь на 25—35 млрд кВт•ч составит при 5 000 часах — 5—7 тыс. МВт (что сравнимо с мощностью двух-трех станций, аналогичных Конаковской ГРЭС).
    5. Мероприятия по достижению эко­номических результатов от сокращения потерь начинаются с постановки сетевому топ-менеджменту задачи повышения энергоэффективности в операционном объеме существующего размера НВВ.
    6. При реформировании электроэнергетики на макроуровне не нашла законодательного выражения такая составляющая, как энергоэффективность производства/передачи-распределения/продажи электроэнергии.
    7. Одним из элементов, позволяющим оценивать программы и мероприятия по повышению энергоэффективности, является достоверный учет электроэнергии, которого в реальных условиях на розничном рынке нет.
    В предлагаемом подходе к созданию учета на РРЭ и уменьшению потерь (см. рисунок) реализуется принцип объединения задач всех участников оборота электроэнергии в получении достоверной информации и преодолении конфликтов сторон при возникновении личных бизнес-интересов одного из участников с потребителем (источником дохода) либо при сговоре двух субъектов отношений на РРЭ.