Управляемая энергия Дальнего Востока

Рубрика:

Портрет региона

 

Авторы

Болгов Андрей, Директор департамента корпоративных финансов компании ООО "Финансовый и организационный консалтинг"

Марков Сергей, Управляющий партнер компании ООО "Финансовый и организационный консалтинг"

 

    Дальневосточный федеральный округ занимает более 35% территории России и включает в себя девять регионов, где формируется существенная доля продукции реального сектора экономики страны. Здесь добывают уголь, нефть и газ, цветные, в том числе благородные, металлы, вырабатывают электроэнергию, снабжают страну лесом и рыбой, причем практически все это ориентировано на экспорт и конкурентоспособно. Для дальнейшего поддержания высокого "имиджа" дальневосточной продукции необходимо оптимизировать одну из важнейших статей издержек производства — энергетику.
    Дальневосточная энергетика в России сегодня наиболее затратная. Если в целом по стране доля угля в топ­ливном балансе производства энергии составляет 2932%, то на Дальнем Востоке — 75%. При этом 23% угля завозится из других регионов, в результате твердое топливо становится дороже на 40%, а в Камчатском крае, Магаданской области, Корякском и Чукотском АО — на 60%. Цена электрической энергии для потребителей в ДФО в 1,7 раза превышает среднероссийскую, в Корякском и Чукотском АО — в 11 и 4 раза соответственно. Тарифы на тепловую энергию выше средних по России в 2,2 раза.
    Высокая стоимость электроэнергии и транспортные издержки угрожают экономической безопасности ДФО, мешают развитию предприятий промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Пока основным решением проблемы является прямое субсидирование государством разницы в тарифах на электрическую энергию.
    Цены на электроэнергию на Дальнем Востоке, по оценке экспертов, смогут сравняться со среднероссийскими только к 2018—2020 гг., и то если в ДФО изменится структура топ­ливного баланса и будут созданы необходимые условия для ввода новых гидроэнергомощностей.
    На фоне высоких тарифов для потребителей энергии действующие расценки на электрическую и тепловую энергию для дальневосточных энергокомпаний не обеспечивают безубыточную работу. В них практически отсутствуют средства на инвестиции. Амортизационных отчислений хватает лишь на частичное восстановление основных фондов, а "резерва" на введение новых мощностей не предусмотрено. Дальневосточным энергетикам государственные органы тарифного регулирования выделяют на развитие в среднем 6,6% от общего объема утвержденных тарифов, тогда как в тарифах других энергокомпаний доля инвестиционной составляющей превышает 40%. Тем не менее дальневосточная энергетика не может не обновляться — порядка 70% основных фондов здесь устарели морально и физически. Только у ОАО "ДГК" из пятнадцати электростанций три — довоенной постройки.
    При разработке новых проектов в сфере электроэнергетики необходимо учитывать ее двойственность. С одной стороны, это обеспечивающая отрасль экономики, с другой — бюджетообразующая отрасль многих регионов Дальнего Востока. В этой связи особое внимание следует уделять формированию эффективной тарифной политики, чтобы гарантировать доступность электроэнергии для всех потребителей. При этом бюджетные средства не должны рассматриваться как единственный источник реализации инвестиционных проектов.
    В целях решения проблем энергообеспечения региона ОЭС Востока планирует направить на строительство и реконструкцию энергообъектов свыше 97 млрд руб. в 2009—2013 гг. Одними из масштабных станут работы в Советско-Гаванском транспортно-промышленном узле ТЭЦ на 120 МВт стоимостью более 12 млрд руб. Первую очередь (60 МВт) электростанции предполагается ввести в 2011 г., вторую (60 МВт) — в 2012 г. Также планируется сооружение автономной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С в Певеке для замещения исчерпавшей свой ресурс ТЭЦ, бинарного энергоблока на Мутновской ГеоЭС-1 на Камчатке, в рамках программы "Оптимизация локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008—2013 гг." предусмотрено строительство в Якутске ЯГРЭС-2 мощностью 240 МВт, 300 Гкал/ч, три ВЛ, 13 ЛЭП, ПС 110/10 кВ, два кабельных перехода, 21 ТЭС мощностью до 12 МВт. В настоящее время в Магаданской области близка к завершению вторая из четырех Колымских ГЭС — Усть-Среднеканская ГЭС на 570 МВт. Электросетевые объекты в Сахалинской области (2013—2020 гг.) — ГТЭС в Ногликах проектной мощностью 72 МВт, Южно-Сахалинская ТЭЦ-1 (116 МВт), ТЭС-2 (330 МВт), ВЛ 110–220 кВ с ПС 220 кВ. На начало 2006 г. уровень готовности пускового комплекса составлял 70%, а ввод первого агрегата запланирован на 2009 г. После установки всех четырех агрегатов в 2013 г. станция сможет давать до 2,6 млрд кВт•ч в год, что сделает Магаданскую энергосистему крупным экспортером энергии. Значимый проект в гидрогенерации — возведение Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ГЭК) в Якутии. В его состав войдут четыре ГЭС на притоках реки Алдан — реках Учур и Тимптон — общей установленной мощностью 5 ГВт. Ввод в эксплуатацию этого комплекса позволит полностью покрыть потребности Якутии в электроэнергии, направить большую часть энергии в ОЭС Востока, а в перспективе — и на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион. Работы с выходом на проектную мощность займут не менее 16 лет. Пока за счет средств Инвестфонда и ОАО "ГидроОГК" решено строить только Канкунскую ГЭС на 1600 МВт.
    В концепциях развития электроэнергетики Дальнего Востока, социально-экономического развития ДВиЗ и регионов заложено множество объектов, тем не менее прежде чем реализовывать стратегические инвестиционные планы по запуску новых мощностей, необходимо решить системные проблемы отрасли. Во времена замораживания инвестиционных проектов и реструктуризации активов во всех видах деятельности первоочередной задачей повышения эффективности энергетической системы становится использование ее скрытых резервов и интенсификация существующих возможностей.
    Дополнительной нагрузкой на энергетику легла проведенная реформа по объединению энергетической системы Востока. В результате реорганизации РАО "ЕЭС России" 1 июля 2008 г. создано ОАО "РАО Энергетические системы Востока" — холдинг, оперирующий во всех регионах ДФО и владеющий пакетами акций дальневосточных энергокомпаний. По суммарной установленной мощности (8,73 ГВт) ОАО "РАО ЭС Востока" занимает 5-е место в России (пос­ле "РусГидро", "ТГК-3", "ОГК-1", "ОГК-6") и 1-е — в ДФО. На базе пяти неизолированных энергосистем — ОАО "Амурэнерго", ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Дальэнерго", ОАО "ЛуТЭК" и южной энергозоны ОАО "Якутскэнерго" — образована ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и ее дочерние компании — ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания". Дальневосточная энергетическая компания — одно из крупнейших территориальных генерирующих предприятий России. Она работает в пяти субъектах Российской Федерации — Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономных областях, а также на юге Республики Саха (Якутия). Установленная электрическая мощность всех электростанций компании — 5,8 ГВт, тепловая — 11?574 Гкал/ч. Кроме того, в ОАО "РАО ЭС Востока" входят Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Якутская (северная энергозона) и Чукотская энергосистемы. На территории ДФО работают гидрогенерирующие объекты ОАО "РусГидро" — филиалы Бурейской ГЭС (проектная мощность 2000 МВт, фактическая в 2008 г. — 1850 МВт), Зейской ГЭС (1330 МВт) и ДЗО — ОАО "Колымская ГЭС" (900 МВт).
    Энергетика Дальневосточного региона включает в себя объединенную энергосистему (ОЭС) Востока и пять изолированных энергосистем. При этом фактически ОЭС Востока изолирована как от ОЭС Сибири, так и от ОЭС Урала и Европейской части России. В настоящее время потребление электроэнергии в ОЭС Востока составляет 70% (27,3 млрд кВт•ч) от общего электропотребления ДФО. Отличительные особенности ОЭС Востока — преобладание теп­ловых электростанций в структуре генерации (более 70% от установленной мощности, 30% мощностей приходится на гидроэнергетику), размещение основных генерирующих источников в северо-западной части, а основных районов потребления — на юго-востоке системы, а также протяженные линии электропередачи и одна из самых высоких в РФ доля коммунально-бытовой нагрузки в электропотреблении.
    На территории ОЭС Востока действуют электрические сети напряжением 110—220—500 кВ, в изолированных энергорайонах — с напряжением 220 кВ и ниже. Характерным для электрических сетей ОЭС Востока является их цепочечная структура и огромная протяженность, связанная с удаленностью крупных электростанций от потребителей (западной части Амурской энергосистемы, Хабаровской энергосистемы, юга Приморской энергосистемы). В изолированных энергосистемах из-за работы вне состава ОЭС Востока возникает потребность в содержании увеличенного резерва мощности и использовании большого количества дизельных электростанций на дорогом топливе. Развитие сетевой инфраструктуры ДФО и строительство в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики межсистемных линий электропередачи ЛЭП—220—500 кВ общей протяженностью свыше 3,5 тыс. км жизненно необходимо для обеспечения параллельной работы ОЭС Сибири и ОЭС Востока, а также сокращения до минимума изолированных узлов в самом округе.
    Изолированные энергосистемы Дальнего Востока в перспективе могут стать избыточными, поэтому важно решение сетевых проблем.
    Существование ОЭС Востока и изолированных энергорайонов делает невозможной конкуренцию ни в генерации, ни в транспортировке, ни в сбыте электроэнергии. Ключевым игроком в энергетике ДФО осталось государство. Вопреки типовой модели, реализуемой в других регионах при реформировании электроэнергетики, конкурентные виды деятельности на Дальнем Востоке оказались фактически под контролем государства.
    Базовой основой для развития электроэнергетики ДФО является образование энергопромышленных кластеров, в которых новые объекты гидрогенерации могут быть оптимальным источником энергоснабжения для крупных потребителей. Одна из основных задач государства при этом — создание инфраструктурных условий, при которых бизнесу будет выгодно вкладывать в экономику, обеспечивая баланс социального, технологического и экономического развития, и здесь государство как инвестор выступает активным партнером бизнеса, формируя один из важнейших механизмов инвестиционной деятельности — частно-государственное партнерство.
    Большая роль государства в энергетике ДФО не отпугивает частных инвесторов. И хотя ключевые инвестиционные проекты будут проходить под контролем ДЭК, это не помешает негосударственным компаниям поучаствовать в развитии дальневосточных энергоактивов. Основным стратегическим акционером энергетики Дальнего Востока выступает Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), крупнейший поставщик угля для местных ТЭС. По оценке аналитиков, доля СУЭК в дальневосточной энергетике будет возрастать, благодаря чему угольная группа будет заинтересована в повышении капитализации подконтрольных компаний.
    Основным видом топлива для действующих ТЭС является уголь, доля которого в топливопотреблении более 71%. Доля мазута составляет 10%, дизельного топлива — 2,5%, газа — 16,5%. В Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской области производство электроэнергии полностью базируется на тепловых электростанциях. Камчатская, Магаданская, Сахалинская энергосистемы работают изолированно и состоят из отдельных, не связанных друг с другом энергорайонов. Основная проблема здесь — зависимость от поставок топлива с материка.
    Важнейшей целью новой реформы в теплоэнергетике станет оптимизация топливного баланса. По расчетам РАО "ЕЭС России", к 2020 г. планируется существенно снизить долю мазута до 4,7%, немного увеличить долю угля (до 79,4%), одновременно оптимизируя качество его использования. Доля газа в топливном балансе будет практически неизменной (около 16%).
    Перед энергетиками Дальнего Востока остро стоит задача не только менять структуру топливного баланса, но и модернизировать существующие мощности, снижая экологические риски и неизбежные издержки.
    Таким образом, сейчас дальневосточная энергетика нуждается в привлечении экспертов, способных опытным взглядом оценить проблемы отрасли и дать квалифицированную консультацию по стратегическим и операционным направлениям деятельности.
    В рамках ведения стратегической политики энергокомпаниям необходимо урегулировать определенные управленческие вопросы.
    1 Для поддержания конкурентоспособности энергетической компании в ряде случаев возникает необходимость ее реструктуризации с выделением ранее накопленных непрофильных активов.
    В условиях, когда большое значение приобретает специализация бизнеса, реструктуризация непрофильных активов становится все актуальнее, особенно для предприятий, созданных еще в дореформенный период. Это связано с тем, что практически все отечественные компании изначально были ориентированы на самостоятельное обеспечение полного цикла собственного производства.
    Реструктуризация, сохранив социальную значимость непрофильных активов для предприятия и существенно повысив его доходность, помогает решить проблемы дотационности непрофильной деятельности, неудовлетворительного качества услуг, нерыночного и неоптимального ценообразования, неполной загруженности производственных мощностей, неэффективных бизнес-процессов и организационной структуры подразделений, занимающихся непрофильной деятельностью, отсутствия стратегии развития непрофильной деятельности, несоответствия состава непрофильных активов стратегии социальной и инвестиционной политике компании.
    2 Неоспорим факт, что ни один бизнес не в состоянии долго держаться на плаву без стратегического видения будущего своей компании в сложившихся рыночных условиях. Корпоративная стратегия задает четкое направление развития организации в долгосрочной перспективе. В процессе ее разработки проводится комплексная диагностика компании и внешнего окружения.
    Другая важнейшая задача стратегического управления — реализация стратегии на практике, создание системы показателей и стимулов, способствующих достижению стратегических целей, внедрение механизма корректировки стратегии в соответствии с изменениями внешней среды. Операционная деятельность должна быть взаимоувязана со стратегическими планами.
    3 Несмотря на повсеместное сокращение бюджетных расходов, по-прежнему актуально сотрудничество бизнеса и государства. В частности, весьма интересными инструментами ГЧП являются проекты софинансирования строительства из Инвестиционного фонда Российской Федерации либо за счет кредитных программ ОАО "Внешэкономбанк".
    Помимо стратегического консультирования основополагающим для развития энергетики становится и операционный консалтинг. В ряде случаев он поможет энергетикам выйти на более эффективное и рентабельное производство энергии посредством содействия в повсеместном внедрении энергосберегающих технологий.
    Ведущая роль в увеличении эффективности использования энергии принадлежит современным энергосберегающим технологиям. После энергетического кризиса 70-х годов XX в. именно они стали приоритетными в развитии экономики Западной Европы, а после начала рыночных реформ — и в нашей стране. При этом их внедрение, помимо очевидных экологических плюсов, дает вполне реальную выгоду — снижение расходов, связанных с энергетическими затратами. Практически каждый россиянин готов применять эти технологии не только в местах общественного пользования, но и при оснащении рабочего места и жилища.
    Еще один важнейший инструмент операционного регулирования деятельности энергетической системы — обоснованная тарифная политика, которая влияет не только на рентабельность энергохолдингов, но и является главным фактором, воздействующим на экономическую активность региона.
    Практика свидетельствует о насущной потребности введения в энергокомпаниях процессного управления и системы менеджмента качества, поскольку такой подход позволяет рассматривать предприятия как сеть связанных между собой бизнес-процессов, а не как совокупность разрозненных функций. Ни для кого не секрет, что эффект синергии от всех бизнес-процессов приумножает конечный результат деятельности компании: эффект суммы превышает сумму эффектов. Кроме того, в рыночное время ориентация бизнеса смещается от производителя к конечному потребителю, поэтому планирование всех бизнес-процессов должно исходить из расчета степени удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами, их качеством. Потребитель не должен воспринимать компанию как набор несвязанных, бюрократически перегруженных подразделений. Ее необходимо позиционировать как современную интегрированную бизнес-цепочку.
    Такие же задачи рассматриваются в контексте настройки логистических звеньев. Эффективное управление цепями поставок используется с целью оптимизации общих расходов предприятия. Важен анализ всех элементов логистической системы, материальных и обеспечивающих потоков, который определит "узкие места" и выделит ключевые моменты разработки концепции по их оптимизации.
    Еще одно значимое направление операционной деятельности — правильная постановка управленческого учета и бюджетирования, которая начинается с описания бизнес-процессов. Чтобы создать рациональную систему управленческого учета в масштабе компании, нужно точно определить, как строится ее деятельность, провести диагностику предприятия и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность. Это отражает тенденцию современного менеджмента — приоритеты смещаются от менеджмента ресурсов к менеджменту организации. Через призму управленческого учета рассматривается целый ряд вопросов: цели и задачи организации, финансы, маркетинг, менеджмент, окружение (внешнюю среда) организации.
    Таким образом, за счет повышения эффективности в самых разных сферах деятельности предприятий вполне реально не просто "переждать" кризисный период, но и существенно укрепить позиции ряда компаний, подготовиться к новому рывку, который обязательно последует.