Об особенностях ценообразования на рынке электроэнергии Мурманской области

Рубрика:

Рынок

 

Авторы

Плотников Александр, Президент ГК "ЭнергоКонсалт", к. э. н.

Свечникова Татьяна, Вице-президент ГК "ЭнергоКонсалт", к. э. н.

Долматов Илья, Директор Института проблем цено-образования и регулирования есте--ственных монополий ГУ-ВШЭ, к. э. н.

 

    Всем известно, что доля либерализации оптового рынка электроэнергии в 2009 г. должна достигнуть 50%, и это окажет существенное влияние на деятельность как потребителей, так и энергопоставщиков. Сейчас по итогам более чем двухлетнего периода работы ОРЭ можно сделать некоторые выводы о том, насколько приемлема его переходная модель для различных регионов России, отвечает ли она задачам полноценного развития конкурентной торговли электроэнергией. Представляется особенно важным, чтобы создаваемая в настоящее время новая целевая модель оптового рынка была адаптирована к региональной специфике и тем самым способствовала повышению благосостояния населения и инвестиционной привлекательности территорий.
    Авторы данной статьи сконцентрировали свое внимание на Мурманской области, особенности которой (как и особенности других регионов) должны учитываться в концепции развития рынка электроэнергии в России.
    Прежде всего, несколько слов об упомянутой специфике. По словам исполняющего обязанности заместителя губернатора Мурманской области В. П. Акатьева, ":в регионе сформирован промышленный комплекс ресурсоперерабатывающей специализации. Данный вид производ-ственной деятельности отличается существенными затратами электроэнергии на единицу выпускаемой продукции. Соответственно, конкурентоспособность такой продукции на внутреннем и мировом рынках во многом определяется именно уровнем энерготарифов". Структура пром-производства в Мурманской области представлена на рисунке 1.
    Экономика области является од-ной из самых электроемких в Се--ве-ро-Западном федеральном округе (СЗФО). На получение единицы валового регионального продукта стоимостью 1 рубль здесь расходуется в 2 раза больше электроэнергии, чем в среднем по СЗФО (рис. 2).
    Экономическое развитие Мур-ман-ской области в перспективе будет осуществляться также с сохранением ресурсоперерабатывающей специализации. Рассчитывать на значительный эффект мер по энергосбережению в объективно энергоемких отраслях промышленности не приходится: внедрение энергоэффективных технологий и проводимые энергосберегающие мероприятия в немалой степени нивелируются ростом удельных расходов электроэнергии на единицу произведенной продукции вследствие ухудшения горнотехнических условий добычи руды и истощения ресурсной базы.
    Конкурентоспособность продукции электроемких предприятий Мурманской области все последние годы во многом обеспечивалась исторически сложившимися относительно низкими тарифами, которые были обусловлены наличием в регионе дешевой генерации: более 90% электроэнергии вырабатывается ГЭС и АЭС (рис. 3).
    Между тем в результате принятия в конце 2006 г. решения о введении переходной модели оптового рынка расчетные тарифы в Мурманской области должны были превысить действовавшие на 80%.
    Для снижения ценовой нагрузки на региональных потребителей был разработан и закреплен на законодательном уровне комплекс мероприятий, предусматривающий как выделение субсидий из федерального бюджета, так и поэтапное доведение цен (тарифов) на розничных рынках электроэнергии до "экономически обоснованного уровня". Соответственно, предполагалось, что тарифы вырастут более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2007 г. не сразу, а лишь к 2011 г. В настоящее время темпы роста регулируемых тарифов в регионе опережают среднероссий-ские показатели и за 2 года уже составили 163%.
    При этом цены в свободном сегменте рынка электроэнергии в относительно короткий промежуток времени в связи с маржинальным принципом ценообразования значительно (в 3-4 раза) превысили регулируемые.
    Можно ли в сложившихся обстоятельствах рассчитывать на эффект от конкуренции на ОРЭ, а также надеяться на то, что ситуация на региональном рынке электроэнергии изменится в ближайшей перспективе? На наш взгляд, нет. Объясняется это следующими причинами.
    Во-первых, технологическими особенностями работы энергопо-ставщиков в Мурманской области: АЭС функционирует в режиме базовых нагрузок, а каскады ГЭС - в период покрытия пиковых и полупиковых нагрузок. Системный оператор, задавая режимы, руковод-ствуется именно технологическими ограничениями, но никак не экономическими интересами потребителей. В условиях избыточности генерации в энергосистеме Мурманской области такое регулирование нагрузки становится препятствием для свободной конкуренции производителей и не способствует формированию полноценного рынка электроэнергии.
    Во-вторых, наличием значительных сетевых ограничений по передаче электрической энергии (мощности) в пределы и за пределы региона:

  • максимально возможный переток из Мурманской области в Карелию составляет 580 МВт;
  • переток из Карелии в Кольскую энергосистему не превышает 120-150 МВт.
    Ликвидация сетевых ограничений возможна не ранее 2018 г. - по-сле ввода в эксплуатацию ВЛ 330 кВ от Кольской АЭС до Киришской ГРЭС.
    С учетом данных факторов говорить о формировании конкурент-ных условий не приходится.
    Указанные обстоятельства, на наш взгляд, предопределяют целесообразность сохранения государ-ственного тарифного регулирования в Мурманской области. Тем более что расположенная в регионе генерация фактически находится под государственным управлением (Кольская АЭС принадлежит ОАО "Концерн Энергоатом", ТГК-1 - ОАО "Газпром").
    Следует отметить, что в настоящее время в ряде регионов, электроэнергетика которых функционирует в условиях отсутствия конкурентной среды (в силу аналогичных технологических причин - территориальной изолированности, наличия одного или нескольких неконкурирующих энергопоставщиков), уже введен в действие регламент "неценовой зоны". В частности, к неценовым зонам относятся: Калининградская и Архангельская области, Республика Коми, Дальний Восток (Амурская область, Приморский и Хабаровский края, Южно-Якутский район Рес-пуб-лики Саха, Еврейская автономная область), имеющие слабые электрические связи с ЕЭС России или полностью изолированные от нее.
    Из перечисленных регионов схожими характеристиками с Мур--манской областью обладают Рес-публика Коми и Архангельская область. Так, при установленной мощности генерирующих объектов Архангельской энергосистемы в 1714 МВт максимально возможный переток в Первую ценовую зону составляет 250 МВт, т. е. 14,6%. Установленная мощность генераторов ЭС Коми достигает 2 267,5 МВт при максимально возможной величине перетока 180 МВт, или 7,9%.
    Объем перетока электрической мощности из Мурманской области в Карельскую ЭС равен примерно 580 МВт при установленной мощности энергообъектов Мурманской энергосистемы 3 738 МВт, или 15,5%, что почти аналогично показателю Архангельской области (табл. 1).
    Согласно проведенному исследованию, результаты которого положены в основу доклада "Об оценке последствий для Российской Федерации признания Мурманской области неценовой зоной оптового рынка электроэнергии (мощности)", направленного Министерством энергетики в Правительство РФ, исключение области из Первой ценовой зоны приведет к следующим результатам:
    1. По предварительным расчетам, в Первой ценовой зоне будет наблюдаться незначительное увеличение цен для конечных потребителей - в среднем не более чем на 0,38% в 2009 г. и на 0,16% - в 2010 г.
    2. В свободном секторе рынка не про-изойдет каких-либо изменений при формировании конкурентных цен в Первой ценовой зоне, поскольку существующий объем перетока электроэнергии из Мурманской области в Карельскую ЭС будет по-прежнему участвовать в конкурент-ном отборе.
    3. В Мурманской области стоимость генерации резко уменьшится, что способно снизить уровень цен для конечных потребителей региона на 38% уже в 2009 г. (рис. 4).
    4. Администрация Мурманской области сможет отказаться от ежегодной финансовой помощи из федерального бюджета, выделяемой на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования. Следует заметить, что в 2007-2008 гг. величина расходов на эти цели составила 5,1 млрдруб.
    5. Для энергопоставщиков, функ-ционирующих на территории региона, будет исключена возможность получения сверхдоходов в нерегулируемом сегменте оптового рынка. В то же время после запуска долгосрочного рынка мощности будет гарантирована оплата всей располагаемой мощности ЭС потребителями Мурманской области.
    6. На остальных поставщиков, работающих в Первой ценовой зоне, переход Мурманской области в неценовую зону не повлияет.
    Для реализации механизма государственного регулирования и исключения Мурманской области из перечня субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны ОРЭМ, требуется внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода".