Гарантирующие поставщики первого уровня. Акт соответствия II этапа

Рубрика:

Рынок и право

 

Автор

Воронов Юрий, Заместитель генерального директора ООО "ЭнергоСнабСтройСервис-Холдинг"

 

 

    Интервью с заместителем генерального директора ООО "ЭнергоСнабСтройСервис-Холдинг" Юрием Вороновым

 

    ЭР: С сентября 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 529 гарантирующие поставщики в несколько этапов должны были осуществить ряд мероприятий для функционального обеспечения своей деятельности. Если I этап - замена счетчиков на интервальные - прошел относительно спокойно и на многих присоединениях замена была произведена, то II этап - внедрение системы автоматизированного учета с получением акта соответствия - оказался для многих непреодолимым, из-за чего срок окончания этапа перенесен с 1 сентября прошлого года на 1 марта нынешнего.

    Ю. В.: Сложность реализации требований II этапа можно объяснить тем, что в результате реформирования энергетики произошло разделение энергокомпаний по видам деятельности.
    Статус субъектов оптового рынка был присвоен энергосбытовым организациям (ГП первого уровня) и генерирующим компаниям, а электросетевое оборудование, в том числе измерительные трансформаторы тока и напряжения (ТТ и ТН), счетчики и УСПД, то есть основные компоненты измерительных каналов АИИС КУЭ, передали сетевым предприятиям. Получалось так, что построение АИИС КУЭ проводилось по планам сетевых компаний, которые никак не согласовывались с планами сбытов. В первую очередь из-за того, что в процессе "распаковки" и продажи энергосбытовых структур последним было не до этого.
    На текущий момент ситуация следующая: автоматизированных измерительных систем коммерческого учета электроэнергии, соответствующих требованиям II этапа, в энергосбытовых компаниях практически нет, более того, персонал зачастую не до конца понимает как техническую сторону функционирования АИИС КУЭ, так и процедурные моменты, связанные с ними.
    Что касается генерирующих предприятий, то у большинства остались на балансе измерительные системы, подтвержденные актами соответствия ОАО "АТС".
    Льготы, предоставленные некоторым субъектам ОРЭ в части коммерческого учета, должны прекратить свое действие в сентябре 2009 года. Их имеют гарантирующие поставщики первого и второго уровней, а также ФСК. Традиционно, как и в любой сфере деятельности, льготы оказали "медвежью услугу", расставание с ними идет очень болезненно.
    Энергосбыты зачастую мало внимания обращали на информацию, содержащуюся в оперативных макетах 80020, проводя достоверизацию лишь итоговых цифр за месяц (макет 51070).
    Вначале сбытовые организации пытались вообще дистанцироваться от коммерческого учета, перекладывая всю ответственность, в том числе финансовую, на региональные сетевые компании. Гарантирующие поставщики неоправданно полагали, будто РСК, не являясь участником оптового рынка электроэнергии, не разделяя идеологию АТС, станут нести солидарную ответственность за невыполнение требований II этапа.
    Стратегия, выбранная руководством МРСК, показывает, что переложить финансовую ответственность на сетевые компании в ближайшее время не удастся. В идеальном варианте региональные сети доведут до ума АИИС КУЭ на объектах, где они являются балансодержателями. В большинстве случаев доля точек поставки на подстанциях РСК составляет не более 20% от ГТП энергосбытов. Построение автоматизированных систем на ПС сторонних компаний никоим образом не входит, и не могло входить, в планы РСК.

    ЭР: ООО "ЭССС-Холдинг" в настоящее время выступает подрядчиком в оформлении актов соответствия II этапа ряда сбытовых компаний. Не могли бы вы более подробно рассказать о проделанной работе?

    Ю. В.: Если конкретизировать, это сбытовые компании Владимирской, Ивановской, Смоленской, Пензенской областей. Ведутся переговоры со сбытами в некоторых других регионах. В данной работе мы зачастую выступаем в роли "буфера": с одной стороны - наш заказчик - ГП первого уровня, с другой - ФСК, смежные ГП первого уровня, независимые сбытовые компании и ГП второго уровня.
    Безусловным положительным моментом в реализации требований II этапа стало налаживание более тесных, конструктивных отношений между смежниками, включая федеральные сети. ОАО "ФСК", являясь одновременно субъектом ОРЭ и сетевой компанией, обладает, конечно, наибольшим потенциалом в выборе тактики при общении с энергосбытами и РСК. Грамотно, используя существующие преференции, ФСК имеет возможность варьировать свои действия на ОРЭ, особенно при интерпретации объемов потребления на собственные нужды и потерь электроэнергии.
    Многие ЭСК не без основания стараются достичь большей независимости от РСК (в плане получения информации о сальдо-перетоках) в связи с явным дисбалансом интересов на ОРЭ сетевого и сбытового сегментов энергобизнеса. Поэтому построение структурной схемы учета электроэнергии включает в себя организацию Центра приема и обработки информации (ЦПОИ) на базе ЭСК. ЦПОИ позволит при необходимости или в качестве резерва получать данные от смежных субъектов ОРЭ напрямую, минуя ЦСОИ РСК.

    ЭР: С какими трудностями вы столкнулись в ходе реализации этих проектов и как на практике их удалось разрешить?

    Ю. В.: Основная сложность заключалась в налаживании конструктивных отношений сбытовых компаний со смежными субъектами рынка, в первую очередь с ФСК, которая исторически считала себя автономной структурой даже по отношению к ОАО "АТС"
    ФСК до недавнего времени почему-то полагала возможным выдавать как можно меньше информации о перетоках и собственных нуждах в ОАО "АТС", между тем о состоянии системы говорят хотя бы следующие факты: счетчики стоят практически повсеместно, автоматизированный сбор данных как-то идет, но кодировка получена не везде, перечень средств измерений со смежными субъектами согласован не полностью. Передача информации ведется не во всех регионах, а если и ведется, то ее нельзя использовать как расчетную. Например, в сечении Ивановского энергосбыта и ФСК расхождение в формате 80020 с форматом 51070 по некоторым фидерам составляет более 200 тыс. кВт в месяц, и это никак не объясняется.
    К сожалению, имея возможности и средства, ФСК упустила время на выполнение ПП РФ № 529.
    Что касается взаимопонимания энергосбытовых компаний и смежных сбытов, здесь все гораздо проще, но проблемы те же: кодировка точек поставки проведена не везде, переданные посуточные данные с трудом сходятся с интегральным актом за месяц.
    Оптимальными в этой части можно назвать взаимоотношения ГП первого уровня с независимыми энерго-сбытовыми компаниями и ГП второго уровня. Прежде всего потому, что независимые ЭСК создавались и получали статус субъектов оптового рынка при наличии АИИС КУЭ с актом соответствия ОАО "АТС".
    Сложность момента для ГП первого уровня заключается в их непонимании того обстоятельства, что данные, которые они будут передавать, станут расчетными и никакого интегрального акта не последует, так как он составляется на основе формата 80020 без каких-либо отступлений даже на 1 кВт. Для многих это окажется ударом, поскольку сейчас некоторые субъекты просто договариваются между собой и с РСК, как на базаре, тем самым манипулируя данными, передаваемыми в ОАО "АТС", что наказуемо.
    Справедливости ради следует заметить, что у сбытов имеются и исторически сложившиеся трудности в построении и аттестации АИИС КУЭ. Обладая единственной ГТП на весь свой периметр участия в ОРЭ, энергосбытовые компании становятся заложниками некорректных действий смежных субъектов оптового рынка. Любое изменение в ГТП одного из смежников влечет за собой необходимость изменений в группе точек поставки ЭСК. Учитывая, что изменения происходят постоянно и несинхронно, стуит, по всей видимости, предусмотреть в регламентах АТС возможность аттестации АИИС КУЭ гарантирующих поставщиков первого уровня по отдельным сечениям.

    ЭР: Каков перечень работ II этапа?

    Ю. В.: Наша компания один из договоров на получение акта соответствия II этапа заключила с ОАО "Ивэнергосбыт". На этом примере можно показать, какие работы необходимо выполнить:
    установить сервер с программным обеспечением, позволяющий принимать и создавать файлы формата xml для сбора информации от смежных субъектов. ОАО "Ивэнергосбыт" имеет 9 сечений: ФСК, Нижний Новгород, Кострома, Владимир, ТГК-6, ПГУ, "Русэнергоресурс", "Русэнергосбыт", "Гарант-Энерго" с 400 точками измерения. Количест--во точек измерения может быть раз-ное - так, у ОАО "Вла-димир-энер-госбыт" их более 750;
    сформировать и представить в ОАО "АТС" техническое задание, технорабочий проект и другую технорабочую документацию (17 документов);
    составить опросные листы в соответствии с зарегистрированной ГТП и получить коды точек измерения/поставки;
    осуществить тестовую передачу по всем сечениям в ОАО "АТС", по результатам которой, разработав акты согласования алгоритмов расчета сальдо-перетоков, необходимо будет доказать достоверность переданной информации. Сделать это очень непросто, так как почти все субъекты передают одну информацию, а в расчетах хотят видеть другую.
    В процессе реализации указанных мероприятий изменения ГТП, ПСИ недопустимы, в противном случае все придется начинать заново.
    В настоящее время комплекс работ по договору с ОАО "Ив-энер-госбыт" завершен: недавно оформлен акт соответствия II этапа.

    ЭР: Какие санкции ожидают сбытовую компанию (гарантирующего поставщика) в случае невыполнения в установленные сроки норм ПП РФ № 529?

    Ю. В.: Предусмотрены штрафы, с размером которых можно ознакомиться, изучив Дисциплинарный кодекс Совета рынка. Некоторые ошибочно полагают, будто указанные в нем суммы удастся транслировать потребителю, но это возможно до первого иска в суд со стороны любого клиента ЭСК.

    ЭР: Какие рекомендации по прохождению II этапа вы могли бы дать гарантирующим поставщикам?

    Ю. В.: Самостоятельно выполнить эти работы сложно, к тому же время уже упущено. Основные рекомендации можно сформулировать следующим образом:
    1. Привлечение фирм, внедряющих классические АИИС КУЭ, будет половинчатым решением, поскольку в реализации проекта установка программно-аппаратного комплекса занимает значительное, но не главное место. Наибольших усилий потребует проведение специализированных процедур: достоверизация ГТП, актуализация схем учета, своевременное обновление перечня средств измерений, разработка алгоритма расчета сальдо-перетоков, достижение соответствия макета 80020 макету 51070, взаимодействие с ФСК.
    2. Эффективную помощь в успешном преодолении II этапа способен оказать универсал, знающий энергосбытовую деятельность, технические регламенты и процедурные особенности АТС, умеющий выстроить центр ПОИ верхнего уровня. Наш опыт свидетельствует, что, например, разработчики программного обеспечения не готовы к тем объемам и особенностям информации, которые обрабатываются на верхнем уровне в ЦПОИ ЭСК. Дополнительные трудности вносит отсутствие унификации в обмене данными между сетевыми компаниями. Так, формат АСКП в разных версиях не позволяет полноценно и точно отразить сложные варианты расчета сальдо-перетоков с обходными выключателями. Есть проблемы с АСКП и при сезонном переводе часов на зимнее и летнее время.
    3. Хотелось бы пожелать всем участникам оптового рынка прочитать Постановление № 529 до конца, так как III этап подразумевает получение полного акта соответствия, а это поверка всех измерительных ТТ и ТН, счетчиков, УСПД. Стоит ли напоминать, что перечисленное оборудование находится на балансе сетевых организаций, и уже, как говорится, вчера надо было начинать переговоры с собственниками о поверке устройств на основе твердого графика, чтобы осталось время на замену выбракованных ТТ и ТН.
    Мы готовы предложить свои услуги в поверке средств измерений, в нашем распоряжении имеется собственная лаборатория, осуществляющая поверку практически любых видов трансформаторов тока и напряжения.
    Хотелось бы также отметить, что ООО "ЭССС-Холдинг" способен выполнить весь комплекс работ "под ключ", в том числе получение сертификата об утверждении типа АИИС КУЭ как единичного средства измерения, разработку и аттестацию МВИ с внесением в Государственный реестр.